Справочник руководителя образовательного учреждения

Классный руководитель: функции, обязанности

  • 5 апреля 2019
  • 394
Классный руководитель: функции, обязанности
Классный руководитель: функции, обязанности

Воспитание – это духовно-практическая деятельность каждого педагога, и воспитательные функции в организации образования призваны выполнять все педагогические работники, особенно классный руководитель. Читайте в статье: функции классного руководителя, обязанности классного руководителя.

Читайте также эту статью на казахском языке

В классном коллективе учебно-воспитательный процесс организует классный руководитель. Обычно это назначаемый директором учитель-предметник. Он является наставником учащихся одного класса.

Классный воспитатель необходим, прежде всего, в сложных коллективах, где имеются дезадаптированные дети с низким уровнем воспитанности. В то же время освобожденный классный руководитель имеет возможность более эффективно осуществлять воспитательный процесс во вверенном ему классе. Однако внедрению такой должности мешает отсутствие системы финансирования и налаженной системы подготовки кадров.

★ ОБМЕН ОПЫТОМ ★

Папка классного руководителя
Классный руководитель – каким ему быть?

И. В. Сергушина

учитель начальных классов КГУ «ШГ № 118», г. Алматы

Планирование воспитательной работы с классом

Планирование воспитательной работы с классом является одной из важнейших задач классного руководителя. Разработанный план оформляется педагогом в документальной форме, утверждается администрацией школы и может согласовываться с социальным педагогом, психологом школы, учителями-предметниками.

Рекомендации по оформлению папки классного руководителя

Документ имеет титульный лист, где указывается название «Папка классного руководителя», а также номер класса, наименование организации образования и Ф. И. О. педагога.

Сегодня в системе образования республики идет формирование модели педагога новый формации, совершенствуется уровень его теоретической и практической психолого-педагогической подготовленности.

В школах Казахстана работает немало творческих классных руководителей, которые в основу своей духовно-практической деятельности по формированию личности каждого ребенка и классного коллектива в целом ставят педагогическую любовь, сущностными сторонами которой являются искреннее желание счастья детям, преданность и жертвенность по отношению к ним, терпение и способность утешения, требовательность к себе и своим воспитанникам.

Однако в ходе конкурса высветились и серьезные проблемы, существующие как в организации воспитательного процесса в школах, основой которого является, как уже было сказано, работа классного руководителя, так и в деятельности методических служб на местах в этом направлении.

Согласно технологическому подходу выделен цикл работы классного руководителя, который представляет собой ряд последовательных действий и коротко может быть обозначен так:

  • диагностика;
  • планирование;
  • организация работы;
  • анализ результатов.






К сожалению, классные руководители редко анализируют свою работу, бывает, что проводят ее формально, сводя к мероприятиям, слабо осознают цели, содержание, средства своей работы, не прогнозируют результаты. Иными словами, не изучают своих учеников и свою деятельность и не проектируют ее. Поэтому воспитание учащихся происходит как бы непреднамеренно, ситуативно, а значит, малоэффективно. Чтобы было иначе, надо осознать технологический цикл работы с классом и, в частности, технологию планирования.

В общем виде планировать – это значит определить приоритетные задачи воспитания учеников класса на определенный срок на основе анализа проблем в их развитии, создать систему действий, мер, дел классного руководителя вместе с другими участниками воспитания (учителями, родителями, общественными институтами).

К сожалению, владение технологией планирования смогли продемонстрировать далеко не все участники конкурса, а точнее, только единицы.

Прослеживается недостаточная общая теоретическая психолого-педагогическая подготовленность классных руководителей. Так, при разрешении конкурсных педагогических ситуаций не всем классным руководителям удалось увязать теорию с практикой, что не может не сказываться негативно на воспитательном процессе. Анализируя конкурсные психолого-педагогические ситуации, классные руководители говорят зачастую бытовым языком, не оперируя ни терминами, ни категориями, свойственными педагогической деятельности.

Очевидно, что особое место в деятельности классного руководителя занимают воспитательные мероприятия, представляющие различные формы организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которых могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Одной из приоритетных творческих задач, стоящих перед классным руководителем, является поиск интересных форм организации каждого дела.

Однако на практике формы и методы проведения воспитательных мероприятий крайне однообразны: в основном они сводятся к проведению классных часов.

Вызывает огорчение стиль общения ряда классных руководителей с учащимися, практикуемый в ходе проведения воспитательных мероприятий. Иначе как авторитарным его не назовешь: классный руководитель, с указкой (!) в руке, постоянно требует от учащихся сложить руки на парте, сам имеет суровое выражение лица и этого же ждет от воспитанников, не допускает ни улыбки, ни тонкого юмора, ни искреннего, дружественного жеста в сторону ребенка.

Каким же должен быть классный руководитель?

Не вызывает сомнения тот факт, что классный руководитель – ключевое звено всей системы образования. Он выполняет очень важные и ответственные задачи, являясь организатором работы в классе и наставником учащихся, организуя и воспитывая ученический коллектив, объединяя воспитательные усилия педагогов, родителей, детских организаций и общественности.

Очевидно, что на классном руководителе лежит высочайшая ответственность за судьбу каждого ребенка и высокая миссия помочь ребенку стать счастливым.

Высокая нравственность, культура, любовь и уважение к детям, ревностная забота об их будущем, творческие устремления, доброта и терпимость классного руководителя – вот основы воспитания.

Прежде всего, классный руководитель должен владеть 5-ю направлениями знаний, профессиональных умений, личностных качеств, культуры педагога:

  1. Философские и психолого-педагогические основы процесса обучения-воспитания.
  2. Научно-предметная образовательная область, теория и методика обучения.
  3. Основы мировой и отечественной культуры.
  4. Основы современной этики.
  5. Социально-экономические, политические и правовые отношения в мире и государстве.

Классный руководитель должен знать:

  • педагогику;
  • детскую, возрастную, социальную психологию;
  • школьную гигиену;
  • педагогическую этику;
  • теорию и методику воспитательной работы.

От профессионализма и человеческих качеств воспитателя зависит, станет ли школа для ребенка не просто местом учебы, но и местом, куда хочется идти, общаться, где предоставляется возможность самореализации.

Классный руководитель – это педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия ее потенциальных способностей, защиты интересов детства.

Права и обязанности классного руководителя согласно Закону РК «Об образовании» определяются Уставом организации образования. В соответствии с письмом МОН РК на местах разрабатываются примерные положения о классном руководителе, которые определяют основные направления его деятельности, закрепляют права и обязанности.

Классный руководитель назначается с согласия педагогического работника приказом руководителя организации образования на основании решения педагогического совета. Классный руководитель – оплачиваемая должность.

Контроль за деятельностью классного руководителя осуществляет, как правило, заместитель директора по воспитательной работе.

Участие классного руководителя в учебно-воспитательном процессе определяется его должностными обязанностями.

Функции классного руководителя:

  • контролирует ход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого воспитанника, его нравственных качеств;
  • анализирует характер оказываемых на него воздействий;
  • координирует учебную деятельность каждого воспитанника и всего коллектива, самоопределение, самовоспитание и саморазвитие обучающегося, формирование коллектива;
  • координирует развитие творческих способностей учащихся и студентов, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Все более приоритетной становится индивидуальная работа с детьми. Большое внимание уделяется созданию в классе положительного психологического климата, развитию ученического самоуправления.

В функции классного руководителя входят также сотрудничество с семьей, учителями, преподавателями-предметниками, педагогом-психологом, социальным педагогом, библиотекарем, медицинскими работниками.

Формы работы классного руководителя определяются, исходя из педагогической ситуации, сложившейся в организации образования, а также в данном классе.

Особое место в деятельности классного руководителя занимает классный час, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.

Проводя всю эту работу, классный руководитель должен постоянно самосовершенствовать свои личностные и профессиональные качества.

В этом плане представляет большой интерес принцип семи «У» в работе классного руководителя:

  • уверенность;
  • успешность;
  • удивительность;
  • убедительность;
  • уважительность;
  • уравновешенность;
  • улыбчивость (Г. К. Селевко, А. Г. Селевко «Социально-воспитательные технологии»).

Обязанности классного руководителя

Организация деятельности классного коллектива
  1. Ведение классного журнала.
  2. Организация классного коллектива: распределение поручений, работа с активом, правильная организация каждого коллективного творческого дела.
  3. Организация дежурства по классу, по школе, по столовой и т. п.
  4. Поддержание чистоты в закрепленном за классом кабинете.
  5. Забота о внешнем виде воспитанников.
  6. Организация питания учащихся класса.

Организация учебной работы классного коллектива и отдельных учащихся

  1. Строгий контроль за посещаемостью и успеваемостью. Классный руководитель несет личную ответственность за пропуски учащимися уроков без уважительных причин.
  2. Забота о заболевших школьниках, пропустивших много уроков, слабоуспевающих учащихся, организация оказания им помощи в учебе.
  3. Создание в классе обстановки, благоприятствующей учебе.
  4. Координация деятельности учителей-предметников, работающих в классе (регулирование отношений, помощь в учебе; проведение раз в месяц мини-педсовета учителей, работающих в классе, школьного психолога, социального педагога).
  5. Работа с ученическими дневниками, контакт с родителями по поводу успеваемости школьников.
  6. Создание условий для развития наиболее одаренных детей, формирования у них познавательных интересов, расширения кругозора учащихся (вовлечение в кружки, факультативы, конкурсы, олимпиады, смотры, организация устных журналов, экскурсий, поездок и т. п.).
  7. Развитие умения организовать умственный труд (цикл бесед, рекомендаций, индивидуальная работа, привлечение к работе психолога).
  8. Забота о круге чтения (рекомендации учителей–предметников, знакомство с книгами, помощь в их выборе).

Организация внеучебной жизни классного коллектива

  1. Создание благоприятного микроклимата в классе, формирование межличностных отношений, их коррекция, регулирование.
  2. Развитие умения общаться, воспитание ответственности перед коллективом путем участия ученика в порученном деле, помощь в его исполнении, контроль.
  3. Организация творческих дел в классе с привлечением отдельных учащихся или всего коллектива.
  4. Вовлечение всех учащихся класса в общественно-полезную деятельность, воспитание доброты и милосердия.
  5. Охрана здоровья с учетом отклонений от норм здоровья каждого ученика, укрепление здоровья, вовлечение в физкультурную и спортивную работу. Организация спортивных соревнований, игр, походов и т. п.
  6. Помощь в деятельности различных детских общественных организаций.
  7. Поиск интересных форм организации каждого дела, определение степени целесообразности проведения любой встречи классного руководителя с классным коллективом (будь то классный час, классное собрание, беседа, откровенный разговор, «огонек» и т. д.).
  8. Взаимодействие с различными организациями, как государственными, так и неправительственными.

Изучение личности и коррекция в воспитании школьников

  1. Изучение личности школьника в соответствии с имеющимися методиками, с учетом мнения учителей, работающих в классе, и родителей.
  2. Работа с психолого-педагогическими характеристиками учащихся, использование характеристик для коррекции личности воспитанника.
  3. Организация воспитания поликультурной личности с развитой мировоззренческой культурой.
  4. Воспитание ответственного отношения к труду и формирование трудовых навыков.
  5. Привитие навыков здорового образа жизни.

Работа с родителями

  1. Проведение тематических родительских собраний (1 раз в четверть) и Дня открытых дверей.
  2. Изучение условий воспитания в семье.
  3. Индивидуальная работа с родителями.
  4. Привлечение родителей к организации интересной, насыщенной внеучебной деятельности классного коллектива.
  5. Оказание консультативной помощи по вопросам семейного воспитания.

Классный руководитель должен знать:

  1. Конвенцию о правах ребенка
  2. Закон РК «Об образовании»
  3. Закон РК «О браке и семье»
  4. Закон РК «О защите прав ребенка в РК»
  5. Комплексную программу воспитания в организациях образования РК
  6. Педагогику
  7. Детскую, возрастную, социальную психологию
  8. Школьную гигиену
  9. Педагогическую этику
  10. Теорию и методику воспитательной работы
  11. Основы трудового законодательства

Документация и отчетность классного руководителя:

  1. Классный журнал
  2. Планы воспитательной работы с классным коллективом
  3. Личные дела учащихся
  4. Психолого-педагогические характеристики учащихся
  5. Карты развития личности воспитанников
  6. Протоколы родительских собраний
  7. Дневники учащихся
  8. Папки с разработками воспитательных мероприятий, с итогами социально-психологических исследований в классе, с детскими работами и т. д.

Именно в безупречном выполнении своих функциональных обязанностей, в постоянном стремлении к самосовершенствованию кроется, на наш взгляд, залог успеха каждого классного руководителя.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ