MCFR.KZ Образование

Самооценка школьника

  • 12 февраля 2019
  • 37
Самооценка школьника

Вопросы формирования самооценки у ребенка – важнейшие вопросы, определяющие развитие его личности. Именно самооценка позволяет человеку делать активный выбор в самых разнообразных жизненных ситуациях, определяет уровень его стремлений и ценностей, характер его отношений с окружающими.

Читайте также эту статью на казахском языке 

Общая линия развития самооценки маленького ребенка может быть представлена как движение от глобально нерасчлененного ощущения собственной ценности к наполнению ее конкретными знаниями о себе.

Важной задачей формирования оптимальной структуры самооценки является развитие у ребенка дифференцированных, глубоких и точных знаний о себе.

★ КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА ★

Мастер-класс «Формула успеха»
Самооценка школьника

М. А. Лапина

учитель самопознания, психолог КГУ «Средняя школа № 14 имени Д. Карбышева» акимата города Рудного

Цель:на основе ведущих целевых направлений вывести формулу успеха.

Задачи:

  • подвести к осознанию отличия между целью и желанием;
  • способствовать умению делать правильный выбор вдвижении к цели;
  • создать условия для доверия своим внутренним возможностям;
  • довести до сознания, что успех – это достижение каждой конкретной цели.

Форма проведения: мастер-класс в форме интегрированного занятия урока самопознания и психологической подготовки в 9–11-х классах.

Работа классного руководителя

Классный руководитель должен помогать детям самостоятельно и аргументированно оценивать свои возможности, умения и личные качества, как со своей собственной точки зрения, так и с точки зрения другого человека. Большие возможности для формирования у ребенка этих способностей представляет любая художественная деятельность ребенка, имеющая творческий характер.

Существует распространенное мнение, что ребенок добивается больших успехов, когда его хвалят. Действительно, поддержка и благоприятная эмоциональная атмосфера очень важны для успешности любого вида деятельности. Но не надо забывать и о том, что реальные результаты труда должны реально оцениваться, ребенка надо учить анализировать свою работу, применяемые средства и достигнутые результаты.

К СВЕДЕНИЮ

Психологи провели одно любопытное исследование. Детям предложили решить две задачи, одинаковые по трудности. В процессе работы одних детей постоянно похваливали, одобряли их правильные действия и «не замечали» ошибок. Другая группа детей работала в более жестких условиях: им указывали на ошибки, побуждали к поиску выхода из тупиков, «не замечали» или, вернее, принимали как должное успешные действия.

Каков же был полученный результат? В первой группе с решением задачи не справилось 68% детей, во второй – почти в два раза меньше – 38%. Через некоторое время эксперимент повторили. Оказалось, что в первой группе задачу не сумели решить 43% детей, во второй – лишь 12%.

Результат этого эксперимента сказался еще в одном. Самооценка у детей первой группы оказалась завышенной, некритичной, мало содержательной и достаточно категоричной. Они не помнили своих ошибок, правильные действия отыскивали случайным подбором и при этом были уверены, что все прекрасно и они действуют как надо. У детей второй группы самооценка оказалась содержательной и критичной, они знали свои ошибки и целенаправленно искали пути их исправления. При этом форма их высказываний была далека от категоричности.

Таким образом, уровень сформированности самооценки, заданный способом сотрудничества взрослого с ребенком, оказал решающее влияние на успешность выполнения деятельности и, что гораздо важнее, на формирование тех личностных особенностей, которые позволят ребенку и в дальнейшем действовать разумно и продуктивно.

Таков один из путей формирования у ребенка оптимального способа самооценивания. Основу этого сотрудничества составляет анализ и совместное со взрослыми обсуждение содержательных сторон деятельности.

Психологические исследования

Психологические исследования показывают, что формирование объективных, разносторонних знаний о себе имеет и другие последствия. Видение своих достоинств и недостатков снижает уровень удовлетворенности собой. Пусть вас это не пугает, так формируется осторожная самооценка как своеобразный механизм защиты, внутренней готовности к получению не только хороших, но и критичных оценок. Эта внутренняя готовность подстраховывает ребенка, снимает эмоциональные барьеры, предупреждает аффекты и, в общем, облегчает его жизнь.

Недостаточное развитие знаний о себе, их неточность и неполнота делают ребенка беззащитным перед отрицательными внешними оценками, он принимает их на веру, что порой ведет к развитию негативного отношения к себе, блокирует его активность.

Как же все это выглядит в реальной жизни детей? Знания о себе у детей одного и того же возраста различны. Педагоги обнаружили три уровня их развития.

Уровни развития детей

Первый уровень – самооценка реалистична. Дети неплохо знают свои особенности. При этом они их видят не только в отдельных, сегодняшних ситуациях, это уже достаточно обобщенные знания. Им не свойственна категорическая самоуверенность. Говоря о себе, они склонны применять осторожные выражения: «я думаю», «мне кажется», «возможно».

Второй уровень – реалистичных самооценок становится меньше. Знания о себе все чаще отражают отношение окружающих, становятся менее самостоятельными. В основу выделения и оценки собственных качеств ложатся конкретные факты, отдельные случаи, а перечень этих качеств беден. Эти дети не умеют хорошо распознавать свои способности и возможности, поэтому чаще ошибаются в прогнозе. Их самооценочные суждения более категоричны, чем у детей первой группы, они менее склонны к сомнениям и размышлениям на этот счет.

Третий уровень – самооценка преимущественно неадекватна, при этом ребенку всегда хочется оценить себя повыше. В целом реальная самооценка таких детей низкая за счет того, что они ежедневно слышат из уст учителя или родителей.

Как видим, от первой группы к третьей все бледнее становятся размышления детей о себе. Если в первой группе дети анализируют ситуации из своей жизни, свои поступки и отношения, то во второй больше доверяют посторонним суждениям, а в третьей нет и этого: дети не думают о себе и практически ничего не знают о своих реальных качествах и возможностях.

Если говорить о сопоставлении меры удовлетворенности собой у детей разных групп, то очень удачное сочетание обнаруживается у детей второй группы: они не слишком довольны собой, но и не считают себя такими уж плохими. Такие дети, как правило, реально работают над собой, хотя бы в меру своих умений.

Классный руководитель должен помочь раскрыть ребенку глаза на самого себя, научить его видеть и то, что он может, и то чего не может. Необходимо научить ребенка анализировать свои поступки и отношения, ставить перед собой вопросы и отвечать на них, разрешать конфликтные ситуации, делать самостоятельный нравственный выбор.

В школьном возрасте самооценка детей меняется, причем изменения в ней очень заметны от 1 к 4 классу. У первоклассников еще действует детское представление о самооценке своей личности. Первоклассники, например, по всем качествам оценивают себя выше, чем третьеклассники.

К 4 классу происходят уже серьезные изменения. Накапливается опыт реальной деятельности.

Повышение уровня понимания качеств личности с возрастом приводит к тому, что дети начинают более глубоко понимать и себя, и других, лучше видят различия между людьми. Если для первоклассника сравнение себя с другом затруднительно, потому что он воспринимает себя и друга как равных, то для третьеклассника это уже не оценка равных по статусу, а анализ, и порой весьма тонкий. Анализируя свои собственные качества и качества друга, более старшие дети чаще начинают оценивать друга выше, чем себя, т. е. проявлять к себе критичное отношение. Повышение уровня самокритичности означает прежде всего повышение требовательности к себе. Осознав свои недостатки, ребенок как бы намечает для себя программу переделки себя: он видит то, что нужно изменить, и это очень важно.

Важно и то, что критическое отношение к себе улучшает отношение к другим: дети становятся более доброжелательными, мягче оценивают ошибки своих друзей. Однако критическое отношение к себе может перерасти в резко выраженную негативную самооценку.

Наличие у ребенка конфликтной самооценки – это всегда сигнал тревоги. В подобных ситуациях необходимо тонкое, деликатное вмешательство, классный руководитель должен помочь ребенку найти выход.

Сложная иерархия, возникающая в детских группах, часто ставит вопрос о распределении ролей. И здесь не обойтись без сложностей. Как правильно определить свое место? Важно научить ребенка разбираться в человеческих качествах и отношениях – во-первых, а во-вторых – с достоинством сносить свое поражение, «держать удар», как говорят в спорте.

Только реальные и достаточно полные знания о себе дадут ребенку настоящую опору в жизни. Одна из главных задач классного руководителя – научить ребенка постоянному самоконтролю.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя" 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться