Рекомендации по проверке журналов, тетрадей, дневников

401
Рекомендации по проверке журналов, тетрадей, дневников
Классный журнал – важнейший государственный документ. Он отражает все стороны учебной деятельности ученика.

 В соответствии с законом он хранится в школе пять лет, после чего последние страницы журнала, т. е. ведомость итоговых оценок, сдаются в государственный архив. В каждом классном журнале имеется специальная инструкция по его ведению. Заместителю директора по учебно-воспитательной работе целесообразно провести совещание по данной инструкции с учителями школы. После этого каждый учитель должен расписаться, что с инструкцией по ведению классного журнала ознакомлен.

Вот как были сформулированы цели контроля при проверке классных журналов заместителями директоров школ и директорами школ:

  • состояние оформления журналов, накопляемость оценок;
  • состояние классных журналов на конец I четверти;
  • состояние посещаемости учащихся выпускных 9-х и 11-х классов по классным журналам;
  • выявление уровня работы классных руководителей по оформлению журналов;
  • определение накопляемости оценок учителями-предметниками;
  • проверка выполнения государственных программ и их практической части, объективность выставления оценок за четверть;
  • своевременность и правильность заполнения журнала учителями-предметниками, состояние опроса слабых и неуспевающих учащихся;
  • соответствие записей в журнале учителями-предметниками их учебной нагрузке по тарификации.

Таким образом, школы ставят конкретные цели при проверке классных журналов.

Считаем необходимым обратить внимание руководителей образовательных учреждений на необходимость проверки журналов для выяснения соответствия записей учебной нагрузке. Желательно делать это два раза в месяц и по окончании учебных четвертей, и сразу исправлять отмеченные недостатки. Лучше своевременно сделать это самим, чем ждать пока это сделает КРУ!

Если суммировать констатирующие части справок по проверке журналов, то в целом вырисовывается следующая картина:

  • отмечается группа классных руководителей и учителей-предметников, у которых все в порядке;
  • отмечается часть классных руководителей, которые не до конца оформили журналы (данные об учащихся, показатели по физической культуре, листы здоровья);
  • некоторые учителя несвоевременно отмечают пропуски учащихся (особенно если это отдельные уроки), на странице пропусков;
  • у отдельных учителей отсутствует запись уроков;
  • у некоторых учителей неудовлетворительно поставлен опрос;
  • необъективно выставлены оценки по предмету.

Большинство проверок классных журналов осуществляют заместители директоров школ по учебно-воспитательной работе в начальных классах и средней школе.

Типичные рекомендации по работе с журналами:

  • ограничиться обсуждением «Справки» на совещании при директоре;
  • осуществить повторный контроль в определенные сроки;
  • отметить хорошую работу учителей и классных руководителей с журналами;
  • пригласить для беседы с директором школы учителей, нарушающих инструкцию по ведению журналов.

Автор считает, что если и после повторных проверок у некоторых коллег-учителей положение с ведением классных журналов не изменится к лучшему, то директору надо принимать меры.

Рабочая тетрадь ученика по предмету

Тетрадь – обязательный атрибут обучения школьника. Трудно назвать предмет учебного плана, по которому бы школьник не имел тетради. Понимая, что без определенного контроля за ведением тетради нельзя добиться не только знания ученика по предмету, но и элементарной грамотности, государство оплачивает проверку тетрадей учителям-предметникам. Анализ показывает, что работа с тетрадями контролируется администрацией школ, по этому вопросу имеется значительное количество справок.

Тетради 1–4 классов должны проверяться ежедневно и оцениваться. В 1 классе – начиная со II полугодия.

Пример из личного опыта:

СПРАВКА

о проверке тетрадей учащихся 2-х классов

С 1 по 15 апреля 2009 г. проводилось изучение состояния проверки тетрадей по русскому языку во 2-х классах. Цель проверки: выявить качество проверки тетрадей учителями 2-х классов, соблюдение единого орфографического режима и эффективность работы учителей по повышению орфографической зоркости учащихся. Проверка осуществлялась заместителем директора по учебно-воспитательной работе начальной школы. Были проверены рабочие тетради всех учащихся 2-х классов. Сбор информации и ее анализ показали, что тетради проверяются учителями регулярно. В целом состояние проверки тетрадей находится на удовлетворительном уровне.

Проверка тетрадей показала, что в лучшем состоянии тетради учащихся 2 класса «А» и 2 класса «Б». Единый орфографический режим соблюдается. Все тетради учащихся подписаны правильно. Ведется серьезная работа над каллиграфией учащихся, учителя систематически прописывают образцы букв, соединений букв, слов в тетрадях учащихся. 85% учащихся 2 класса «А» и 2 класса «Б» пишут красиво и чисто. Ежедневно в классных и домашних упражнениях проводится работа над ошибками. Анализируя письменные работы, можно сделать вывод, что учителя проводят на уроках разнообразные виды работ: письмо под диктовку, различного вида списывания, письмо по памяти, выборочные, зрительные и предупредительные диктанты, творческие работы, самостоятельные работы трех уровней сложности. Объем классных и домашних работ соответствует норме. Качество проверки ученических работ хорошее, пропущенных учителями ошибок необнаружено. Все это оказалось возможным в результате высокого профессионализма учителей, что положительно повлияло на уровень ЗУН учащихся. Более 62% учащихся 2 класса «А» и 2 класса «Б» успевают по русскому языку на «4» и «5».

Во 2 классе «Г» тетради проверяются регулярно, качество проверки хорошее, единый орфографический режим соблюдается. Но не систематически ведется работа по совершенствованию каллиграфии учащихся, образцы букв, соединений букв прописываются учителями нерегулярно. Не все учащиеся выполняют работу над ошибками. Виды работ, проводимые учителями на уроке, разнообразны, хорошо поставлена словарная работа, комментированное письмо, различного вида диктанты, но самостоятельные работы проводятся без учета индивидуальных особенностей учащихся. Все это повлияло на уровень ЗУН учащихся. Во 2 классе «Г» 50% учащихся успевают по русскому языку на «4» и «5».

Учитывая результаты, условия и причины, обеспечивающие показатели проверки, вскрытые в основной части справки, в целях улучшения уровня обученности учащихся по русскому языку рекомендуется:

1) поощрить в приказе по школе работу учителей 2 класса «А» и 2 класса «Б»;

2) в целях улучшения каллиграфии учащихся 2 класса «В» и 2 класса «Г» систематически прописывать образцы букв, соединений букв, написание слов, требовательнее оценивать каллиграфию учащихся при проверке тетрадей;

3) усилить контроль за выполнением учащимися работы над ошибками, обеспечить всех учащихся необходимыми памятками;

4) самостоятельную работу планировать на трех уровнях с учетом зоны ближайшего развития детей;

5) повторно провести выборочную проверку тетрадей учащихся 2 класса «Г» с «____» ______________ по «____» _____________ 2009 г.

Дата

ФИО

Подпись

СПРАВКА

по итогам проверки тетрадей по математике в 9-х классах

В этой справке давались следующие рекомендации учителю:

1.  Отметить качественную работу учителя по отработке основных навыков, приемов выполнения письменных работ.

  1. Использовать дифференцированные домашние задания для сильных и слабых учащихся.
  2. Использовать большее количество задач повышенного уровня сложности для учащихся 9 «А» и 9 «Б» классов.
  3. Использовать технологию модульного обучения по математике. Составить и утвердить на методическом объединении учителей математики дифференцированные задания по теме «Исследование функции и построение графика».

Таким образом, при проверке тетради ученика администрация может установить:

  • объем классных работ;
  • объем домашних заданий;
  • имеет ли место дифференциация заданий на уроках и в домашних работах;
  • даются ли индивидуальные и творческие домашние задания;
  • частоту проверки тетрадей;
  • наличие и качество работы над ошибками;
  • соблюдение единого орфографического режима;
  • аккуратность ведения тетрадей;
  • эстетику оформления работ и тетрадей.

Считаем возможным рекомендовать при проверке тетрадей определять соотношение объема классных и домашних работ, не допускать перегрузки учащихся домашними заданиями.

Дневник ученика

Дневник – один из немногих документов, который обеспечивает ежедневную связь между школой и родителями. Несмотря на устаревшую, по мнению автора, форму дневника, он дает возможность родителям видеть успехи или неудачи своего ребенка ежедневно, еженедельно и, наконец, по итогам четвертей или триместров. В силу все большей занятости родителей на работе возрастает и значимость дневника как документа. В большинстве школ в должностных обязанностях классного руководителя на основании требований единой тарифной сетки четко определены обязанности классных руководителей, по работе с дневниками учащихся.

Предлагаем вниманию читателей вопросы, по которым проверяются дневники и, следовательно, пишутся итоговые справки.

1.  Информированность родителей и учащихся о педагогах класса.

2.  Запись расписания уроков и домашних заданий.

3.  Учет пропусков учебных занятий.

4.  Наличие и этичность обращений к родителям и учащимся.

5.  Текущий учет знаний учащихся.

6.  Итоговый учет знаний учащихся.

7.  Качество и частота проверки дневников классными руководителями.

8.  Наличие подписи родителей в дневниках учащихся.

9.  Культура ведения.

10.  Эстетика оформления.

Анализ «справок» по результатам контроля за ведением дневников позволяет сказать, что, как правило, администрация школы проводит работу комплексно, т. е. либо по всем, либо по большинству указанных выше вопросов.

Суммированные рекомендации в «справках» выглядят следующим образом:

1.    Поощрить классных руководителей (перечень), ведущих серьезную, целенаправленную работу с дневниками учащихся.

2.   Объявить замечания классным руководителям за отсутствие у (перечень) учащихся итоговых оценок за II четверть.

3.  Учителям-предметникам регулярно, на уроке проставлять оценки, полученные учащимися.

4.  Классным руководителям еженедельно проверять дневники учащихся.

5.  Осуществить повторную проверку по устранению недостатков через месяц.

ПРАВИЛА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ

С ДНЕВНИКАМИ УЧАЩИХСЯ

1.  Дневник должен проверят.ся классным руководителем 1 раз в неделю.

2.  Учащиеся должны четко знать требования, которые предъявляет руководитель к ведению дневника.

3.  Дневник ученика должен отражать результаты его учебных достижений без акцента на личные качества ученика.

4.   Дневник ученика должен отражать активность участия ученика в жизни класса и результативность его участия в школьной жизни.

5.   Можно предложить классным руководителям еще одно новшество, которое поможет использовать дневник в положительном смысле. В конце недели учащиеся могут подсчитывать и фиксировать количество положительных отметок за прошедшую неделю, это приятно и самим учащимся, и не менее приятно родителям.

6.   Дневники можно и нужно использовать для того, чтобы своей записью искренне отметить те успехи и достижения, которые им достигнуты.

Записи в дневниках учащихся, которые делает классный руководитель, не должны быть однотипными и стандартными. Учащиеся, особенно на среднем этапе обучения, очень ревностно относятся к тому, что написал учитель в дневнике, какие слова нашел, чтобы отметить его достижения, повторил ли эти слова в другом дневнике.

Можно предложить несколько интересных мероприятий, связанных со школьным дневником. Во многих семьях школьные дневники являются семейной реликвией. В архивах семей хранятся дневники нескольких поколений. Интересным может быть классный час «Дневниковые истории», на который могут быть приглашены родители учащихся, дедушки и бабушки, которые расскажут о значимости дневника в школьной жизни в то время, когда они были детьми, поделятся интересными историями, связанными со школьным дневником. Интересным мероприятием в классе в рамках классной юморины может стать «Ода дневнику». Ребята придумывают афоризмы «Дневник», рассказывают фантастические истории о жизни дневника у разных владельцев, сочиняют стихи-посвящения дневнику, защищают проект «Дневник XXI века».

Источник: журнал "Справочник классного руководителя"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль