MCFR.KZ Образование

Педагогическая поддержка детей

  • 25 февраля 2019
  • 416
Педагогическая поддержка детей

Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основой воспитательной позиции педагога является позиция психолого-педагогической поддержки воспитанника.

Читайте также эту статью на казахском языке

Сложные вопросы и трудные задачи возникают в жизни каждого ребенка, следовательно, беспроблемных детей не бывает. Педагогическая поддержка необходима ребенку, когда возникает проблема.

КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Мастер-класс «Формула успеха»
Педагогическая поддержка детей
М. А. Лапина учитель самопознания, психолог КГУ «Средняя школа № 14 имени Д. Карбышева» акимата города Рудного

Цель: на основе ведущих целевых направлений вывести формулу успеха.

Задачи:

  • подвести к осознанию отличия между целью и желанием;
  • способствовать умению делать правильный выбор в движении к цели;
  • создать условия для доверия своим внутренним возможностям;
  • довести до сознания, что успех – это достижение каждой конкретной цели.

Форма проведения: мастер-класс в форме интегрированного занятия урока самопознания и психологической подготовки в 9–11-х классах.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Педагогический смысл «поддержки»:

  • помочь другому обрести уверенность;
  • подкрепить то положительное, что есть в личности;
  • удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо прийти на помощь ребенку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для самостоятельного противостояния злу. Это предупреждающая и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.

Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

В реализации педагогической поддержки  важно твердо знать, чему научить растущего человека, чтобы он принял эту поддержку.

Педагогические условия поддержки ребенка

в проблемной ситуации

Классный руководитель может оказать реальную поддержку своему воспитаннику в решении личностно значимой проблемы лишь при условии, если между ними устанавливаются «помогающие отношения».

Условия формирования помогающих отношений

1-е условие

восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой

Появление в жизнедеятельности ребенка трудностей, самостоятельно преодолеть которые ему не под силу, и ребенок осознает, воспринимает трудности как собственную проблему

2-е условие

конгруэнтность педагога

В любой ситуации взаимодействия и взаимоотношений с ребенком педагогу нужно быть «самим собой». Ребенок очень чуток к фальши в поведении взрослого и довольно быстро ее распознает. В ответ он сам становится неискренним, не стремится к контактам с таким взрослым и устанавливает многочисленные барьеры психологической защиты во взаимодействии с ним. Эффективная педагогическая поддержка при таких обстоятельствах вряд ли представляется возможной.

3-е условие

положительное отношение педагога к ребенку

Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности. Основой такого отношения является педагогический оптимизм.

4-е условие

эмпатийное понимание ребенка

Помогающие отношения между педагогом и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувствами сопереживания, сочувствия, сопричастности.

5-е условие –

ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатия педагога

Соблюдение вышеназванных трех условий будет способствовать соблюдению и последнего.

Условия успешного взаимодействия при педагогической поддержке

1-е условие

согласие ребенка на помощь и поддержку

Ребенок сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребенка, а также в ситуациях асоциального поведения.

2-е условие –

приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку.

Педагог лишь создаст для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3-е условие –

совместность, сотрудничество, содействие

Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем.

4-е условие –

соблюдение принципа конфиденциальности

Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимных личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

5-е условие –

доброжелательность и безоценочность

Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Оценка же педагогом того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

6-е условие –

защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.

Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможность «смягчить наказание», имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку. Педагог, осуществляющий поддержку, – это защитник интересов учащихся.

Формы поддержки ребенка

Опосредованная поддержка

Осуществляется при отсутствии явного за­проса со стороны детей. Она базируется на диагностике, профессиональном наблюдении педагогов, осмыслении ими типичных затруднений школьников.

Индивидуальная

поддержка

Педагогическая поддержка при запросе самого ученика на помощь или во всяком случае при его непременном согласии

Групповая форма поддержки

Работа всего педагогического коллектива в периоды адаптации уча­щихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года, послеканикулярное время.

Деятельность учителей, работающих в «переходных» классах (1, 5, 10 классы).

В эти периоды у учащихся меняются социальное окружение (новый состав класса, учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация). Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об условиях обучения, о взаимоотношениях в классе. Все это может привести к довольно длительному периоду школьной дезадаптации, проявляющейся в не­дисциплинированности, невнимательности, быстрой утомляемости.


Статья опубликована с сокращениями,

полностью публикацию читайте в журнале «Справочник классного руководителя».

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться