Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции классного руководителя

120
Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции классного руководителя
Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции классного руководителя
Одной из основных идей гуманистической парадигмы воспитания является идея о том, что основой воспитательной позиции педагога является позиция психолого-педагогической поддержки воспитанника.

Сложные вопросы и трудные задачи возникают в жизни каждого ребенка, следовательно, беспроблемных детей не бывает. Педагогическая поддержка необходима ребенку, когда возникает проблема.

Под педагогической поддержкой понимается деятельность профессиональных педагогов по оказанию превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, общением, с успешным продвижением в обучении и, наконец, с жизненным и профессиональным самоопределением.

Педагогический смысл «поддержки»:

  • помочь другому обрести уверенность;
  • подкрепить то положительное, что есть в личности;
  • удержать от того, что мешает развитию, является тяжестью, грузом.

Педагогическая поддержка особенно необходима, когда надо прийти на помощь ребенку, незащищенному и ранимому, в критических ситуациях. Это физическая либо моральная защита от неблагоприятных социальных условий или психологического стресса, это создание условий для самостоятельного противостояния злу. Это предупреждающая и оперативная помощь в развитии и содействии саморазвитию ребенка, которые направлены на решение его индивидуальных проблем, связанных со здоровьем, продвижением в обучении, коммуникацией и жизненным самоопределением.

Смысл педагогической деятельности состоит не только в том, чтобы помочь учащемуся устранить имеющиеся препятствия, но и в том, чтобы помочь ему овладеть способом обнаружения и решения своих проблем.

В реализации педагогической поддержки  важно твердо знать, чему научить растущего человека, чтобы он принял эту поддержку.

Педагогические условия поддержки ребенка

в проблемной ситуации

Классный руководитель может оказать реальную поддержку своему воспитаннику в решении личностно значимой проблемы лишь при условии, если между ними устанавливаются «помогающие отношения».

Условия формирования помогающих отношений

1-е условие

восприятие ребенком себя как человека, столкнувшегося с проблемой

Появление в жизнедеятельности ребенка трудностей, самостоятельно преодолеть которые ему не под силу, и ребенок осознает, воспринимает трудности как собственную проблему

2-е условие

конгруэнтность педагога

В любой ситуации взаимодействия и взаимоотношений с ребенком педагогу нужно быть «самим собой». Ребенок очень чуток к фальши в поведении взрослого и довольно быстро ее распознает. В ответ он сам становится неискренним, не стремится к контактам с таким взрослым и устанавливает многочисленные барьеры психологической защиты во взаимодействии с ним. Эффективная педагогическая поддержка при таких обстоятельствах вряд ли представляется возможной.

3-е условие

положительное отношение педагога к ребенку

Положительное отношение педагога к каждому своему воспитаннику возможно лишь при наличии веры в ребенка, в его силы и способности. Основой такого отношения является педагогический оптимизм.

4-е условие

эмпатийное понимание ребенка

Помогающие отношения между педагогом и воспитанником складываются тогда, когда они пронизаны чувствами сопереживания, сочувствия, сопричастности.

5-е условие –

ощущение ребенком конгруэнтности, принятия и эмпатия педагога

Соблюдение вышеназванных трех условий будет способствовать соблюдению и последнего.

Условия успешного взаимодействия при педагогической поддержке

1-е условие

согласие ребенка на помощь и поддержку

Ребенок сам запрашивает помощь, либо не отвергает, когда ее предлагают. Безусловная поддержка (вмешательство) осуществляется в случае опасности для жизни и здоровья ребенка, а также в ситуациях асоциального поведения.

2-е условие –

приоритет в решении собственных проблем принадлежит самому ребенку.

Педагог лишь создаст для этого условия, помогая осознать суть проблемы, и предлагает свою помощь в поисках ее решения или оказывает косвенное влияние на самостоятельные действия ученика.

3-е условие –

совместность, сотрудничество, содействие

Это условие отражает как содержательную, так и технологическую суть педагогической поддержки, предполагая процесс совместного движения к преодолению препятствия, помощь в конструктивном разрешении проблем.

4-е условие –

соблюдение принципа конфиденциальности

Это крайне важно для доверительного общения с детьми, особенно при проведении диагностических методик, интимных личных бесед и консультаций. Только при полном доверии к взрослому помощь будет принята ребенком и, возможно, станет импульсом к активной внутренней работе.

5-е условие –

доброжелательность и безоценочность

Наличие эмоциональной тональности во взаимодействии с учеником может являться залогом как успеха, так и неуспеха в осуществлении поддержки. Когда педагог идет «от ребенка», он не сравнивает его действия с действиями других, а пытается понять и услышать голос этого ученика, причины его трудностей и проблем. Оценка же педагогом того или иного шага или поступка учащегося может восприниматься им как неприятие, критика и привести к закрытости.

6-е условие –

защита прав и интересов ребенка на всем пространстве его жизни.

Педагог-воспитатель, как адвокат, в любых обстоятельствах держит сторону ребенка. Даже когда тот нарушает общепринятые нормы, воспитатель ищет возможность «смягчить наказание», имея в виду, что ребенок более, чем взрослый, имеет право на ошибку. Педагог, осуществляющий поддержку, – это защитник интересов учащихся.

Формы поддержки ребенка

Опосредованная поддержка

Осуществляется при отсутствии явного за­проса со стороны детей. Она базируется на диагностике, профессиональном наблюдении педагогов, осмыслении ими типичных затруднений школьников.

Индивидуальная

поддержка

Педагогическая поддержка при запросе самого ученика на помощь или во всяком случае при его непременном согласии

Групповая форма поддержки

Работа всего педагогического коллектива в периоды адаптации уча­щихся к условиям школьной жизни. Это может быть начало учебного года, послеканикулярное время.

Деятельность учителей, работающих в «переходных» классах (1, 5, 10 классы).

В эти периоды у учащихся меняются социальное окружение (новый состав класса, учителей) и система деятельности (новая учебная ситуация). Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об условиях обучения, о взаимоотношениях в классе. Все это может привести к довольно длительному периоду школьной дезадаптации, проявляющейся в не­дисциплинированности, невнимательности, быстрой утомляемости.

Роли педагогического коллектива в педагогической поддержке ребенка

Учитель-предметник

помогает учащимся решать проблемы, связанные с освоением учебной деятельности

Классный руководитель

проблемы организации жизни личности в коллективе, построения межличностных отношений

Психолог

имеет дело больше с проблемами внутриличностных конфликтов, индивидуальных затруднений в сфере отношений

Социальный педагог

включается в проблемы, возникающие в социальном окружении ребенка (семья, друзья, детские сообщества).

Технология педагогической помощи ребенку в решении проблемы

1-й этап

сигналь-ный

Получение классным руководителем одного или нескольких сигналов о возникновении у ребенка значимой и трудноразрешимой для него проблемы.

Сигналы:

  • неадекватное поведение ребенка (агрес­сивность, конфликтность, тревожность, реактивность или противоположное со­стояние – замкнутость);
  • воспитуемый ведет себя сегодня явно не так, как вчера или будет вести себя завтра;
  • тревожные суждения об ученике его одноклассников или учителей-предметников;
  • обращение родителей к администрации, психологу, социальному педагогу и другим работникам школы.
  • попытка ребенка показать косвенно или прямо, что он нуждается в контакте.

Все сигналы классный руководитель должен заметить, зафиксировать и сформировать на основе обработки и анализа полученной информации, предположение о содержании и причинах возникновения проблемы.

Важным звеном технологической цепочки действий на начальном этапе является обеспечение психологической готовности классного руководителя к восприятию проблемы воспитанника и поиску путей и способов ее решения.

2-й этап

контакт-носози-датель-ный

После обработки и анализа информации, полученной при фиксации сигналов о возникшей проблеме у воспитанника, установить контакт с ребенком. С этой целью воспитатель определяет психологическое состояние школьника, его готовность к общению и взаимодействию, обеспечивает эмоционально-положительный настрой к беседе, содействует устранению психологических барьеров.

На втором этане целесообразно использовать следующие приемы и методы:

1) ситуативное тестирование;

2) приемы ритуального коммуникативного взаимодействия;

3) приемы «Ты-высказывание» (передача в беседе информации партнеру о том, как вы воспринимаете его нынешнее эмоциональное состояние) и «Я-высказывание» (сообщение собеседнику о том, что лично вы чувствуете в настоящее время).

С помощью метода ситуативного тестирования классный руководитель получает информацию вербального и невербального характера о психологическом состоянии школьника. Для этого воспитатель направляет и концентрирует свое внимание на признаках, свидетельствующих о психологическом состоянии ребенка. Такими признаками являются избираемые учащимся позы, движения его рук и ног, поддерживаемое им расстояние между собеседниками в ходе общения и др. Приемы ритуального коммуникативного взаимодействия помога­ют воспитателю установить контакт с ребенком.

3-й этап

диагно- стичес-кий

Диагностика («раскодирование») проблемы и определение причин ее возникновения.

На этапе диагностики можно использовать прием «Парафраза», когда педагог делает очень близкое к оригиналу краткое повторение высказанного ребенком в виде ут­верждения или вопроса. Известный российский психолог Р. С. Немов рекомендует начинать перифразу словами: итак...; ты сказал...; правильно ли я Вас понял...; Вы сказали... Его коллеги Л. Л. Крупенин и И. М. Крохина считают, что наиболее эф­фективными являются парафразы, которые начинаются следующим образом:

  • Вы интересуетесь...;
  • Вы говорите, что...;
  • Вы спрашиваете о том, что...

Следующий  прием «Редакция», когда педа­гог на основе нескольких фраз ученика делает обобщение, в котором полностью сохраняется смысл сказанного школьником. Р. С. Немов предлагает при использовании этого приема в практике консультирования начи­нать обобщение следующими словами:

  • итак, если обобщить и в краткой форме выразить то, что Вы сказали, то можно ли это сделать так...;
  • если подвести краткий итог сказанному, то можно ли это передать так...;
  • если я Вас правильно понял, то смысл сказанного Вами сводится к сле­дующему...

Также классный руководитель может использовать прием «Проговаривание».

Создавая благоприятную эмоционально-психологическую атмосферу, классный руководитель тем самым побуждает своего воспитанника рассказать о том, что его в данный момент волнует, кто или что могло стать причиной возникшей трудности. Постепенно после того как проблема ребенка распознается, целесообразно перейти от диагностического к следующему этапу решения проблемной ситуации.

4-й этап

проект-ный

Основное содержание деятельности на дан­ном этапе составляют два момента:

во-первых, ребенок при поддержке педагога оп­ределяет пути и способы решения проблемы;

во-вторых, воспитатель и воспи­танник договариваются о формах и способах взаимодействия в деятельности по решению проблемы.

Технологический арсенал совместной работы взрослого и ребенка составля­ют следующие приемы и методы:

  • методы самопроектирования и педагогического проектирования;
  • прием «Анализ способов решения чужой проблемы»;
  • метод договора.

Метод самопроектирования позволяет ученику сформировать в своем созна­нии представления о возможных вариантах решения проблемы и выбрать для осуществления наиболее оптимальный. Воспитатель, в свою очередь, с помощью педагогического проектирования определяет содержание и способы организации деятельности по поддержке ребенка в разрешении проблемной ситуации. Педагогу на данном этапе важно не торопиться и предоставить необходимое количество времени воспитаннику для поиска путей и способов решения своей проблемы. В проектировании субъектную роль должен играть ребенок. Это повышает шансы в том, что и в дальнейшем он будет занимать субъектную позицию и сумеет успешно реализовать свой проектный замысел.

Прием «Анализ способов решения чужой проблемы». Бывают случаи, когда ребенок, не имеющий опыта самопроектирования, не может самостоятельно определить пути и способы преодоления трудности, возникшей на его жизненном пути. Тогда педагог, якобы вспоминая о существовании такой же проблемы 10–15 лет назад у своего бывшего воспитанника, рассказывает ученику о том, как действовал его сверстник по ее решению. Но даже при использовании данного приема классный руководитель не должен перехватить  у воспитанника инициативу и настойчиво предлагать свой вариант выхода из проблемной ситуации.

Применение метода договора помогает взрослому и ребенку выявить наиболее предпочтительные варианты взаимодействия в осуществлении проектного замысла. Предметом договора становятся 2–3 условия (требования), которые обязуются соблюдать договаривающиеся стороны:  классный руководитель – воспитанник. Классный руководитель с воспитанником продумывают также, какую пользу может принести ученику возникшая проблемная ситуация.

5-й этап

деятель-ностный

В ходе него ребенку предстоит осуществить деятельность, направленную на реализацию проектного замысла решения проблемы.

6-й этап

резуль-тативно-аналити-ческий

Классный руководитель обсуждает вместе с ребенком успехи и неудачи, которые встретил воспитанник на своем пути в процессе преодоления трудности. Приемы рефлексии и саморефлексии помогают ученику осмыслить сде­ланное на предыдущих этапах и обогатить тем самым свой жизненный опыт.

Технология  сказкатерапия в работе с ребенком

при педагогической поддержке

Классному руководителю можно использовать также на практике сказкатерапию (истории, притчи, легенды).

Следует обратить внимание, что использование этой технологии ограничено возрастом – до 11–13 лет.

Из рассказанной истории  воспитуемый сделает для себя определенный вывод, или сможет задать себе вопрос, который может подтолкнуть его к размышлениям о жизни.

Сказка (история)→смысл поступка→воспитание

С помощью сказкатерапии можно осуществить диагностику и коррекцию ребенка.

Диагностический этап

Классный руководитель предлагает ребенку сочинить сказку.

Приемы, позволяющие начать сказку:

1. Придумайте 10 слов – нарицательных существительных, желательно из разных областей жизни.

2. Сочините сказку, где бы эти 10 слов были использованы и связаны по смыслу. При этом разрешается преобразовывать слова, делать из них имена собственные, другие части речи, читать наоборот и т. д.

Психологами замечено, что при сочинении сказки происходит «проекция», т. е. сам того не ведая, воспитуемый полностью раскрывает собственное бессознательное, и тестирующему не надо тратить колоссальные усилия, чтобы до него добраться. При проекции происходит наделение собственными мыслями, чувствами, переживаниями. Таким образом, продукты деятельности испытуемого (рисунки, истории, сказки и т. п.) несут на себе отпечаток его личности.

Интерпретация сказки

При интерпретации важно помнить, что перед вами уникальный продукт творчества. То, о чем вы читаете, – это внутренний расклад человека на данный момент.

1.     Основная тема. О чем эта сказка (дружба, любовь, одиночество);

2.     Линия главного героя.  Ряд моментов для интерпретации:

а)     отношение главного героя к себе;

б)     мотивы поступков героя;

в)     способы преодоления главным героем трудностей;

г)     восприятие окружающего мира и отношение к нему;

д)     способы достижения цели как индивидуальный путь к успеху.

3.     Актуализированные чувства.

  • Внутренние затруднения. Например, радость, одиночество, тревога, беспокойство, уверенность, отчаянье, грусть, брошенность, сострадание, любовь, обиду, и многие другие чувства.
  •  Персонаж и ситуация, в связи с которой возникли чувства, расскажут нам об эмоциональной жизни автора: что ему приятно, а что доставляет боль, где он чувствует себя успешным, ощущает поддержку, а где конкурирует и соревнуется с кем-то, в каких ситуациях он уязвим или силен.
  •   Читая сказку, можно заметить, что автор по-разному относится к создаваемым им героям (например, любит, ненавидит, боится и т. д.). Автор  проецирует на героев своих сказок реальные взаимоотношения, существующие в нашей жизни, и чувства, которые мы испытываем в связи с этим.

Таким образом, в сказках могут проигрываться внутренние конфликты и потенциал взаимоотношений ребенка.

Как можно с помощью сказки осуществлять коррекцию поведения?

При коррекции поведения или педагогической поддержке можно использовать психокоррекционные сказки.

Психокоррекционные сказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией здесь понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего.

Проблематика: неадекватное, неэффективное поведение.

Классный руководитель может сам сочинить сказку, легенду, притчу.

Алгоритм сочинения  психокоррекционных сказок:

а)  подобрать героя, близкого по полу, возрасту, характеру;

б)  описываем жизнь героя в сказочной стране, чтобы ребенок нашел сходство со своей жизнью;

в)  помещаем героя в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываем герою все переживания ребенка;

г)  герой начинает искать выход из создавшегося положения. Или мы начинаем усугублять ситуацию, приводить ее к логическому концу, что так же подталкиваем героя к изменениям. Герой может встречать персонажей, оказавшись в таком положении, и смотреть,  как они выходят из ситуации;

д)  он встречает фигуру «мудрого наставника», объясняющего ему смысл происходящего.

Задача психокоррекционных сказок – через сказочные события показать герою ситуацию с другой стороны, предложить альтернативные модели поведения, найти позитивный смысл в происходящем.

Увиденное в правильном свете является благом для ребенка.

е)  Герой понимает свою неправоту и становится на путь изменений.

Создавая психокоррекционную сказку, педагогу важно знать скрытую причину «плохого» поведения или проблему, с которой столкнулся воспитуемый.

Психокоррекционную  сказку можно прочитать ребенку, не обсуждая ее. Таким образом мы дадим ребенку возможность  побыть наедине с самим собой и подумать.

Итак, создавая сказки, мы оказываем определенное воздействие. И благодаря тому, что оно облачено в сказочные одежды, у тех, с кем мы взаимодействуем, не возникает ощущения давления. Мы только рассказываем сказки. Но будьте, уверены, они прекрасно запоминаются и оказывают сильное позитивное воздействие.

Важнейшим содержательным механизмом успешности педагогической поддержки является, безусловная вера в успех. Только при наличии такой установки педагога поддержка будет принята ребенком.

ТРЕНИНГ

«Педагогическая поддержка – основа воспитательной позиции классного руководителя»

Упражнение «Скорая помощь».

Когда (в каких случаях) необходима педагогическая поддержка детей.

Упражнение «Условия успешности педагогической поддержки».

Напишите, каких нужно придерживаться условий при решении проблем подростка.

Упражнение «Слова поддержки».

Подобрать 15 предложений в адрес поддержки в начинаниях или делах.

Например:

–   Ты же у меня умница – справишься!

–   Каждому человеку свойственно ошибаться, но главное в том, как он избавляется от ошибок. Я уверена, и ты выйдешь из этой ситуации.

–   Я тебе доверяю!

–   Ну и молодец! Это преодоление себя стоит многого!

–   Человек всегда стоит перед выбором. Умный человек всегда выбирает то, что приносит пользу людям и ему самому.

Упражнение «Самое главное».

Написать слова, фразы в пользу педагогической поддержки.

Упражнение «Древо мудрости».

Каждый пишет записку, в которой задается вопрос, касающийся темы «Педагогическая поддержка». Пожалуйста, заверните записку, прикрепите ее  скрепкой к дереву. Теперь по очереди каждый подходит к дереву, «срывает» записку и отвечает вслух.

Упражнение «Выбор тактики».

В речевом общении можно выбрать разные тактики поведения: подавление, уступка, подстраивание, защита, сотрудничество, компромисс. Сейчас вам представится возможность апробировать эти тактики в действии. Пожалуйста, разбейтесь на пары. Определите для себя роли. В каждой паре один будет педагог, другой – ребенок. Начинаем работу. Представьте себе такую ситуацию: в конце школьной смены между ребенком и педагогом происходит разговор: «Я прошу тебя остаться, чтобы доделать горящие дела». Ребенок: «Не могу, уроки закончились».  Цель каждого из вас: найти тактику поведения. Посмотрим, кто выиграет. Итак, как бы вы продолжили этот разговор? Начали.

А теперь вопрос: «Кто по своей субъективной оценке нашел гибкий подход?»

Источник: журнал "Справочник классного руководителя"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль