text
MCFR.KZ Образование

Формы воспитательной работы

  • 3 июля 2018
  • 71

Все формы организации внеучебной деятельности можно объединить в следующие группы: • воспитательные мероприятия; • коллективное творчество; • воспитательные игры.

Мероприятия – это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо другим для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Характерным признаком мероприятия является созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших детей.

Коллективное творчество – это организация совместной деятельности учащихся для формирования творческой деятельности школьников, осознания принадлежности к коллективу, умения сообща намечать цель предстоящей деятельности, распределять обязанности, подводить итоги.

Воспитательные игры – это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения и обучения.

Классификация форм учитывает такие признаки:

1.   По времени проведения все формы можно разделить на:

  • кратковременные (продолжительностью от нескольких минут до нескольких часов);
  • продолжительные (продолжительностью от нескольких дней до нескольких недель);
  • традиционные (регулярно повторяющиеся).

2.По времени подготовки:

  • экспромтные формы (проводимые с учащимися без включения их в предварительную подготовку);
  • предусматривающие предварительную работу, подготовку учащихся.

3.По видам деятельности:

  • учебный;
  • спортивно-оздоровительный;
  • трудовой;
  • художественный;
  • эстетический;
  • экологический;
  • познавательный и др.

4.По способу влияния педагога:

  • опосредованные;
  • непосредственные.

5.По субъекту организации:

  • организаторами детей выступают педагоги, родители и другие взрослые;
  • деятельность организуется на основе сотрудничества;
  • инициатива и ее реализация принадлежат детям.

6.По результату:

  • результатом является информационный обмен;
  • результатом является выработка общего решения;
  • результатом является общественно значимый продукт.

7.По количеству участников:

  • индивидуальные (воспитатель – воспитанник);
  • групповые (воспитатель – группа детей);
  • массовые (воспитатель – несколько групп).

8.По методике воспитательного воздействия:

  • словесные формы (собрания, беседы, диспуты);
  • практические (походы, экскурсии);
  • наглядные (выставки тематические стенды).

Викторина

Викторина – игра, целью которой является развитие познавательной сферы учащихся.

Слово «викторина» появилось в 20-е годы прошлого века. Молодой человек по имени Виктор принес в один из журналов подборку интересных познавательных вопросов. Редактор, принявший материалы, назвал рубрику «Викторина» по имени ее автора.

Отличие викторины от других интеллектуально-познавательных игр состоит в том, что, как правило, специального сюжета, игровой оболочки она не имеет. Любое озвучивание вопросов с целью получения ответа – это уже викторина.

Викторины могут различаться:

1)по тематическому признаку: тематические (вопросы на общую тему), обзорные (вопросы на разные темы)

2)по составу участников: индивидуальные, командные, смешанные

3)по длительности и формату проведения: блицвикторина, экспресс-викторина, минивикторина, гранд-викторина

4)по логике выстраивания вопросов: цепочка (по кругу), атака веером, оборона, змейка, перекрестный бой.

«Цепочка» (или «по кругу»)

Проводится, когда участвует пять и больше команд. По кругу 1-я команда задает 2-й вопрос или несколько вопросов, 2-я – 3-й, 3-я – 4-й и т. д. Последняя атакует первую.

«Атака веером»

Целесообразно использовать, когда участвуют три или четыре команды. Каждая команда по очереди становится атакующей и задает по одному вопросу всем остальным.

«Оборона веером»

Каждая команда по очереди занимает оборону, а все остальные задают ей по одному вопросу. Этот способ применяется в викторине из трех или четырех команд.

«Перекрестный поединок»

Проводится между двумя командами, которые поочередно задают друг другу несколько вопросов.

Требования к викторине:

  1. актуальность темы;

2)строго придерживаться правил

3)четко и понятно формулировать вопросы

4)учитывать возрастные возможности и интересы учащихся

5)учащиеся должны иметь право на подготовку своих вопросов к викторине

6)в викторинах всегда должны быть победители

7)составить список литературы, с помощью которой дети смогут найти ответы самостоятельно.

Темы:     «Интеллектуальный лабиринт», «Космос», «В гостях у сказки», «Путешествия и открытия», «Спорт», «Искусство».

Конкурсные программы (соревнования)

Конкурсные программы (соревнования) – специально организованные педагогом соревнования в каком-либо виде деятельности.

Так как сущность соревнования состоит в сравнении уровня мастерства, то конкурсные программы являются стимулом к развитию различных сфер личности школьника, содействуют самосовершенствованию, позволяют сформировать адекватную самооценку, развивать волевые качества, самоопределиться в мире увлечении и профессий.

Методика подготовки и проведения конкурсной программы включает следующие этапы:

1.Выбор темы конкурсной программы.

2.Определение целей и задач проведения конкурсной программы.

3.Подготовительная работа

4.Проведение конкурса

5.Рефлексия (подведение итогов конкурса, анализ результатов).

При проведения конкурсных программ необходимо учитывать следующее:

1.  Тема конкурсной программы должна быть актуальной, соответствовать индивидуальным и возрастным особенностям учащихся.

2.  В ходе подготовки к конкурсу необходимо разработать Положение о конкурсе. В Положении отразить цели и задачи конкурса, номинации, критерии оценивания, состав жюри, сроки подачи заявок на участие, дату, время и место проведения конкурса, размеры конечного продукта, возможность использования помощи присутствующих, заготовки, перечень запрещенных и разрешенных материалов.

3.  Подготовить для команд значимые призы.

4.  В случае командных конкурсов награждение проводить по номинациям с выделением одного победителя.

5.  Поддерживать стилевую целостность проведения конкурса. Название программы, одежда участников, оформление зала, конкурсные задания, правила соревнований должны соответствовать контексту представления.

6.  Выступление участников конкурса проводится в порядке, установленном в Положении о конкурсе (алфавитный порядок, порядок поступления заявок, жеребьевка и т. д.).

Структура проведении конкурсной программы:

1)вступительное слово ведущего

2)представление участников, членов жюри

3)конкурсная программ

4)подведение итогов конкурса. Награждение участников

5)рефлексия

Темы:

Конкурс экибан «Вальс цветов», конкурс осенних экибан «Дыхание осени», конкурс весенних экибан «Весенний карнавал», конкурс летних экибан «Жаркое лето».

Конкурс стенгазет: «Наш дружный класс!», «1 апреля – никому не верь!», «С Новым годом!».

Конкурс кулинаров: «Большая ложка», «Кулинар-шоу», «Поваренок», «Кулинар 2009», «Сладкая жизнь».

Конкурс модельеров: «Юный кутюрье», «Наперсток».

Конкурс поделок оригами: «Бумажный мир», «Волшебный мир оригами».

Конкурс юных художников: «Радуга», «Живой карандаш», «Палитра красок», «Маленький художник».

Конкурс юных журналистов: «Юный журналист», «Проба пера».

Конкурс детских театров: «Золотой ключик», «Арлекин», «Петрушка».

Конкурс на лучшую новогоднюю сказку: «Зимняя сказка», Новогодний калейдоскоп», «Новогодние чудеса», «Морозко», «Новогодний огонек», «Карнавальная ночь», «Новогодний серпантин».

Конкурс скороговорок: «Говорун».

Веселая спартакиада

Веселая спартакиада – несколько коротких спортивных состязаний, объединенных в форме творческой игры.

Веселая спартакиада прививает интерес к спорту, развивает ловкость, находчивость, меткость, умение соотносить свои действия с действиями других. Это хорошее средство поднятия тонуса жизни коллектива, сплочения учащихся класса.

Основные типы состязаний:

1)  комбинированная эстафета;

2)  общекомандные выступления:

  • выполнение одного или нескольких заданий последовательно каждым членом команды по очереди;
  • выполнение одного или нескольких заданий всей командой.

3)  состязания представителей команд: групповые и индивидуальные поединки.

В спартакиаде могут принимать участие две или более команд, причем в отдельных видах состязаний команды могут выступать или одновременно, или по очереди, или, если участвуют 4 и более команд, попарно.

Веселая спартакиада отличается игровым характером каждого вида состязаний.

Структура проведения веселой спартакиады

  1. Участники объединяются в команды по 6–8 человек.

2.Командам дается домашнее задание: выбрать капитана, придумать название команды, девиз, приветствие, изготовить отличительную форму в соответствии с названием.

3.Открытие спартакиады: выход, рапорты, приветствия, представление судей, сообщение порядка состязаний.

4.Тренировка по командам. Тренировка может проводиться и до открытия спартакиады, если судейская коллегия заранее объявила виды соревнований

5.Состязание команд.

6.Финал: подведение итогов, награждение команд.

Примерные виды соревнований

1.  «Змейка». Команды выстраиваются перед стартовой чертой по одному. По команде ведущего участники приседают и, держась за пояс идущего впереди, огибают препятствия зигзагом и в том же положении возвращаются обратно.

2.  «Кочки». Каждая команда получает по три деревянных кубика. Переставляя кубики по очереди, нужно добраться до стойки, а обратно возвратиться бегом с кубиками в руках. Эстафету передать своему товарищу по команде. Выигрывает та команда, которая быстро и без ошибок выполнит задание.

3.  «Лабиринт». Напротив каждой команды помощники держат матерчатый рукав с двух сторон. По сигналу ведущего дети бегут до указателя-ориентира, обегают его, подбегают к «лабиринту» (матерчатый рукав) и проползают через него (по нему). Встают и бегут к своей команде, передают эстафету игроку по команде. Побеждает команда, первой закончившая игру-эстафету.

4.  Эстафета «Сорви яблоки». Метание мешочков в вертикальную цель с расстояния 3 м одной рукой от плеча.

5.  Конкурс «Самый сильный». Перетягивание каната.

6.  Комбинированная эстафета «Ноги – руки – голова»

1-й этап – «Тачка» – один ходит на руках, другой держит его за ноги»

2-й этап – «Страус» – бегут вдвоем в таком положении, что голова одного находится под мышкой у другого.

3-й этап – «Трехножка» – бегут вдвоем так, что правая нога одного связана с левой ногой другого.

7.  Конкурс «Попрыгунчики». От каждой команды участвуют две девочки. Упражнение – прыжки со скакалкой (20 сек.). Результаты участников суммируются.

8.  Конкурс «Снайперы». От каждой команды участвуют один мальчик и одна девочка. Упражнение – броски мяча (3 раза) в кольцо с персональной линии. Результаты участников суммируются.

9.  «От обруча к обручу». Команды строятся в колонны за линией старта. Перед каждой командой кладут 3 гимнастических обруча на расстоянии 5 м один от другого. Первый участник добегает до первого обруча, надевает его на себя и возвращается за вторым игроком. Второй игрок пролезает в обруч, и они вдвоем бегут ко второму обручу. Надев его на себя, они возвращаются за третьим игроком. Третий участник также пролезает в обруч, после чего они втроем бегут к третьему обручу и, надев его на себя, финишируют. Побеждает команда, финишировавшая первой.

11.   Упражнение с обручем. Кто дольше и большее количество обручей сможет вращать на поясе.

Темы: «Веселые старты», «Олимпийские игры» и др.

Дискуссия

Дискуссия это публичное обсуждение какого-либо спорного вопроса. Важнейшими характеристиками дискуссии, отличающими ее от других видов спора, являются публичность и аргументированность.

Для того чтобы создать в классе атмосферу доверия и взаимоуважения, необходимо обязательно оговорить правила ведения дискуссии.

  • Говорим и обсуждаем только то, что касается темы.
  • Говорим по очереди, а не все одновременно.
  • Обсуждаем идею, а не того, кто ее высказал.
  • Чтобы высказаться, поднимаем руку.
  • Говорим кратко и по существу.

Структура проведения дискуссии:

  • Выбор темы
  • Изучение мнения коллектива по выбранной теме (анкетирование по вопросам дискуссии)
  • Формирование малых групп и групп экспертов
  • Форум
  • Общегрупповая дискуссия
  • Выступление экспертов
  • Смена проблем у групп
  • Коллективный анализ проведенного мероприятия

При проведении дискуссии следует учитывать:

1)  чтобы сделать дискуссию более интересной, можно использовать песни и стихотворения;

2)  дискуссии лучше проводить со старшеклассниками или старшими подростками;

3)  ведущим должен быть авторитетный взрослый;

4)  порядок выступлений определяет ведущий;

5)  дискуссию лучше проводить в специально выбранном месте (актовый зал, школьный музей и др.);

6)  правила проведения дискуссии нужно оформить в виде буклета и использовать во время работы.

Темы:     «Наркотики: мифы и реальность»

«Что значит быть красивым?»

«Теории происхождения жизни на Земле»

«Атеизм и религия»

«Компьютер: «за» и «против»

«Нужен ли сотовый телефон, и если нужен, то какой?»

«Нужно ли высшее образование?»

«Карманные деньги – роскошь или необходимость?»

Источник: журнал "Справочник классного руководителя" № 7–2009

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться