Справочник руководителя образовательного учреждения

Метод Монтессори: суть, принципы

  • 19 июня 2019
  • 103
Метод Монтессори: суть, принципы
Метод Монтессори: суть, принципы

Метод Монтессори прививает детям внутреннюю мотивацию к обучению, самостоятельность, навыки общения в социуме. Какие особенности имеет метод Марии Монтессори, в чем заключается его суть и каковы принципы метода Монтессори читайте в этой статье.

Читайте также эту статью на казахском языке

В последнее время было разработано много новых методик по раннему развитию детей. Одним из самых популярных являются педагогические методы Монтессори.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Раннее развитие детей: за и против

Метод Монтессори: суть, принципы
Л. С. Альмагамбетова к. п. н., заведующая кафедрой «Дошкольное воспитание и начальное обучение» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области

В современных исследованиях развитие ребенка раннего возраста рассматривается как активное, требующее взаимодействия с матерью. Дети не просто подвержены одностороннему влиянию со стороны взрослых, но уже с рождения организованы и участвуют в процессе собственного развития.

Однако есть и те, кто утверждает, что нельзя перегружать мозг ребенка слишком рано, тем самым лишая его детства, отягощая «научными премудростями». Находятся и те, кто считает, что раннее развитие вредит здоровью малыша, так как ускоряет естественный ход событий, и поэтому нарушается предусмотренная природой гармония развития.

Проводимое нами исследование по данному вопросу на протяжении 3 лет говорит о том, что ранее развитие очень своевременно.

Метод Марии Монтессори

Мария Монтессори - итальянский педагог-врач. Она создала и воплотила в жизнь идею свободного воспитания детей. Мария сама возглавила первое учебное заведение в Европе для детей с отклонениями в развитии, разработала специальные упражнения, развивающие речь посредством тренировки мелкой моторики пальцев, и специальные пособия и игры, с помощью которых дети могли изучать окружающий мир на основании собственного сенсорного опыта. Так метод Марии Монтессори стал постепенно внедряться в образовательный процесс, «обрастая» уникальными дидактическими пособиями.

Суть метода Монтессори

Метод обучения Монтессори предполагает видение ребенка как целостную активную личность с чрезвычайно интенсивной мотивацией к саморазвитию.

Основными предметами являются легкие столики и мягкие коврики на полу, специальное оборудование из натурального сырья. Суть метода Монтессори заключается в том, что каждому ребенку предоставляется право самостоятельно выбирать, чем, когда и как заниматься в развивающей среде, созданной педагогами в пяти условно разделенных зонах:

  • математической;
  • языковой;
  • сенсорной;
  • практической;
  • космической.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИННОВАЦИИ

Эффективные методики раннего развития детей

Метод Монтессори: суть, принципы
Л. С. Альмагамбетова к. п. н., заведующая кафедрой «Дошкольное воспитание и начальное обучение» ФАО «НЦПК «Өрлеу» ИПК ПР по Северо-Казахстанской области

«Работа (ребенка) есть деятельность, которая не связана ни с обучением, ни с желанием взрослого. Работа связывает детское существо с окружающей средой». Ребенок действует зачастую бессознательно, его работа является проявлением природной потребности развития, и цель ее – в развитии разнообразных функций и построении собственной личности. Для ребенка важен сам процесс работы, и он повторяет действия многократно, пока не удовлетворит внутреннюю потребность в них.

Таким образом, успех методики М. Монтессори заключается в создании развивающей среды на основе разнообразного дидактического материала и творческого подхода к развитию личности ребенка.

Принципы метода Монтессори

Принципы метода Монтессори – создание для детей активной развивающей среды, в которой нет случайных предметов и деталей, и каждый элемент должен выполнять определенную функцию.

В системе метода Монтессори нет деления детей по возрасту. В одной группе могут  заниматься ребята разных возрастов. Новички, впервые придя в группу, легко усваивают правила поведения, глядя на «старожилов».

Согласно педагогическим методам Монтессори, старшие дети показывают младшим, как правильно играть в дидактические игры, во всем им помогают. Ребенок сам решает, в какую зону ему пойти, и занимается с теми материалами, которые ему в данный момент интересны доверяясь своей любознательной природе.

Мария Монтессори предлагала воспитателям  наблюдать за тем, с какими пособиями дети занимаются более охотно, и отбраковывала те, к которым они не особенно тянулись.

Основные методы Монтессори предполагают, что в разновозрастной группе каждый ребенок выбирает для себя любимое занятие: кто-то в математической зоне играет специальным математическим оборудованием, кого-то интересует практическая зона. Здесь девочки могут «постирать» вещи любимой куклы.

Дети помогают друг другу. Ведь особенностью метода Монтессори является взаимопомощь разновозрастных детей друг другу.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»



Задача педагога – создать условия для установления простого и естественного порядка по принципу: «Взял, поработал, положи на место». Он преподносит малышу короткий, в 2-3 минуты, урок, показав, как обращаться с предметами, чтобы достичь требуемого результата.

Метод Монтессори развитие через игру

Все, кто вовлечен в работу по методу Марии Монтессори, называют его уникальным, подчеркивая разумное соотношение между свободой и четкой структурой, специально предназначенной для маленького ребенка. Метод Монтессори – развитие через игру.

Для детей предоставляются тщательно разработанные дидактические материалы, соответствующие их естественным потребностям. Замечено, что ребенок, посещающий группу Монтессори, приобретает огромную внутреннюю мотивацию к обучению, способность концентрироваться на работе, самостоятельность, обладает хорошими навыками общения в социуме и внутренней дисциплиной.

Воспитание детей по методу Монтессори тренирует волю, формирует осознанное послушание, высокое чувство ответственности, трудолюбие и стремление к самосовершенствованию.

Есть игры, которые можно использовать и в обычных детсадах. 

«Выловим из воды»

В миску наливается вода, в нее бросается несколько мелких предметов: кусочки пробки, веточек и т.п. Малышу предлагается с помощью маленького сита с ручкой выловить все эти предметы и сложить их в тарелку, стоящую на подносе справа от миски. Сито малыш должен держать в правой руке.

«Не просыпь и не пролей»

Сначала насыпьте в кувшин немного крупы и покажите малышу, как, держа кувшин правой рукой и придерживая левой, пересыпать крупу в стакан, стоящий слева от кувшина. (Все просыпанные зерна ребенок должен смести щеткой в совок.) Не забудьте похвалить ребенка, если он аккуратно убрал. Переходить к переливанию следует только тогда, когда ребенок хорошо освоит пересыпание. Помогите начать и закончить переливание – это для него труднее всего. Покажите, как собрать разлитую воду губкой.

Источник: журнал «Методист организации образования»                

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ