MCFR.KZ Образование

Воспитательная работа: требования, план работы

  • 12 апреля 2019
  • 524
Воспитательная работа: требования, план работы
Воспитательная работа: требования, план работы

Планирование воспитательной работы не формальность, а необходимое условие успешной организации воспитательного процесса. Составляя план работы, классный руководитель проектирует развитие классного коллектива и отдельных школьников.

Читайте также эту статью на казахском языке


ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Роль семьи в правовом воспитании ребенка
Воспитательная работа: требования, план работы
О. Ю. Кадочникова учитель начальных классов КГУ «Гимназия № 3», г. Караганда
О повышении правовой грамотности родителей, ознакомлении родителей с нормативными документами в вопросах защиты прав ребенка, а также правах, обязанностях и ответственности родителей рассказывает автор на примере родительского собрания.

Без плана содержание, формы и методы воспитательной работы в классе определяются случайными факторами и носят стихийный характер.

План воспитательной работы классного руководителя – это обязательный педагогический документ. За составление и выполнение его классный руководитель несет персональную ответственность перед администрацией школы. План утверждается директором школы перед началом учебного года.

Наиболее распространенные ошибки при планировании работы, допускаемые в практике классных руководителей:

  • отсутствие четко определенной цели, определенных стратегических задач воспитания, основанных на глубоком научном знании детей и сложившейся психолого-педагогической ситуации;
  • традиционное ожидание указаний, рекомендаций, предписаний, конкретных разработок «мероприятий» свыше и как следствие – безынициативность классного руководителя;
  • примитивизм планирования (план-отписка, содержащий часто случайный перечень дел);
  • неумение привлечь детей к планированию;
  • неконкретность и неопределенность спланированных дел, которые приводят к незаинтересованности как детей, так и педагога (типа: «провести диспут», «работать над нравственным воспитанием детей», устроить «Огонек» и т. д.)

Что предшествует планированию воспитательной работы классным руководителем?

Во-первых, определение цели и задач с учетом возраста детей, уровня развития классного коллектива, условий воспитания (возможностей города и села, конкретного региона, специфики школы), возможностей педагогического коллектива школы.

Во-вторых, знакомство с детьми и классного коллектива (изучение их понятий и представлений, интересов, склонностей-потребностей, уровня развития, связей, отношений и т. д.), а также истории жизни и воспитания в семье, состояния учебно-воспитательного процесса. Делается это двумя путями:

  1. с использованием различных методик психолого-педагогического исследования, диагностики, анкет;
  2.  проведением разнообразных мероприятий в первые дни работы классного руководителя: «день знаний», воскресный поход, «день знакомства», первое родительское собрание, субботник по благоустройству и оснащению кабинета и др. Все эти мероприятия позволят узнать детей, ученический коллектив и родителей.

В-третьих, привлечение учащихся к планированию в самых разных формах: классные часы, тренинги, анкеты (письменный опрос учащихся), ящик предложений, мозговой штурм, аукцион идей и предложений и др.

В-четвертых, изучение календаря знаменательных дат предстоящего учебного года.

В-пятых, выявление необходимых для углубленного изучения всех учебных предметов экскурсий, музеев, выставок, предметных недель, декад и т. д.

Циклограмма работы классного руководителя в течение года

Ежедневно

1. Работа с опаздывающими и выяснение причин отсутствия учеников на занятии.

2. Организация питания учащихся.

3. Организация дежурства в классном кабинете.

4. Индивидуальная работа с учащимися.

Еженедельно

1. Проверка дневников учащихся.

2. Проведение мероприятий в классе по плану.

3. Работа с родителями по ситуации.

4. Работа с учителями-предметниками по ситуации.

5. Встреча со школьным врачом, медсестрой по справкам о болезни учеников.

Каждый месяц

1. Посещение уроков в своем классе.

2. Консультации у школьного психолога.

3. Решение хозяйственных вопросов (питание, проездные би­леты и т. д.).

4. Встреча с родительским активом.

5. Работа с активом класса.

 Один раз в четверть

1. Оформление классного журнала.

2. Семинар классных руководителей.

3. Анализ выполнения плана работы за четверть.

4. Коррекция плана воспитательной работы на новую четверть.

5. Проведение родительского собрания.

 Один раз в год

1. Проведение открытого мероприятия.

2. Оформление личных дел учащихся.

3. Анализ и составление плана работы с классным коллективом.

4. Сбор статистических данных о классе.

Основные требования к воспитательному плану

  • Целеустремленность плана.

Основной целью школы является всестороннее развитие учащихся, подготовка их к жизни.

  • Разнообразие содержания, форм и методов воспитательной работы в классе (диспуты, дебаты, викторины, встречи и т. д.).

В некоторых классах почти единственной и универсальной формой воспитания становятся классные часы, а методами индивидуального воспитания – беседы с отстающими.

  • Обеспечение преемственности систематичности и последовательности в воспитании учащихся.

Воспитательные мероприятия, намечаемые в плане, – это отдельные звенья единого воспитательного процесса. Каждое последующее мероприятие является продолжением предыдущего и основывается на достигнутом результате. Это необходимо для поддержания интереса и активности учащихся.

  • Реальность плана.

При составлении плана не следует ставить невыполнимые задачи. Необходимо, чтобы объем запланированной работы не превышал возможностей классного коллектива.

  • Согласованность в планировании работы.

Прежде чем приступить к составлению плана воспитательной работы в классе, необходимо ознакомиться с общешкольным планом, в котором обычно раскрываются задачи воспитательной работы школы и намечаются общешкольные мероприятия.

При составлении плана необходимо учитывать предложения и пожелания учащихся. Важно также согласовать план с учителями-предметниками, работающими в классе.

Каждый классный руководитель к планированию своей работы должен подойти творчески, с учетом индивидуальных особенностей классного коллектива, а также своих возможностей. Например, несколько вариантов планирования, адаптированных для наших школ.

Разделы плана классного руководителя:

  • Краткая характеристика класса
  • Воспитательная задача
  • Основные направления и формы деятельности классного коллектива
  • Работа с учителями-предметниками, работающими в классе
  • Работа с родителями

Примерный план классного руководителя

1.Краткая характеристика класса:

  • общие сведения о классе (количество учащихся, мальчиков и девочек);
  • успеваемость учащихся;
  • состояние дисциплины;
  • актив класса.
  1. Исходя из характеристики класса, выявляются воспитательные задачи.
  2. Основные направления и формы деятельности классного коллектива.

В этом разделе плана указывают формы, методы и сроки выполнения работы, делают отметку о выполнении. Данный раздел обычно составляют по следующей форме.

Содержание, формы и методы работы

Сроки выполнения

Исполнители

Отметка о выполнении

1

2

3

4

5

а) Воспитание нравственности, сознательности и культуры поведения:

  • классные часы;
  • конференции;
  • дебаты;
  • дискуссии;
  • встречи;
  • экскурсии;
  • организации акции милосердия, забота;
  • этические беседы, собрание и т. д.

б) Воспитание сознательного отношения к учебе и повышение качества знания:

  •  классные часы;
  • олимпиады;
  • конкурсы;
  • конференции;
  • дебаты;
  • дискуссии;
  • кружковая работа;
  • клубы по интересам;
  • экскурсии;
  • встречи, беседы, собрание и т. д.

в) Трудовое воспитание и профориентация:

  • реализация программы «Атакәсіп»;
  • участие в благоустройстве класса;
  • субботники, трудовой десант;
  • кружок «Умелые руки»;
  • дискуссии;
  • экскурсии;
  • встречи, беседы, собрание и т. д.

г) Воспитание эстетической культуры и развитие художественных способностей:

  • встречи;
  • конкурсы «Қыз сыны», «Жігіт сұлтаны»;
  • кружковая работа;
  • клубы по интересам;
  • художественная самодеятельность;
  • литературно-музыкальные вечера;
  • экскурсии на природу;
  • читательские конференции;
  • литературные викторины;
  • реализация программы «Рухани уыз», «Творческое наследие»;
  • посещение музеев, выставок и т. д.

д) Экологическое воспитание:

  • реализация программы «Мөлдір бұлақ», «Чистый родник»;
  • экскурсии на природу;
  • акции «Жасыл ел»;
  • конференции;
  • организация экологических выставок и т. д.

е) Физическое воспитание и укрепление здоровье:

  • реализация программы «Здоровье»;
  • участие в военизированных играх «Зарница», «Жас қыран», «Жас ұлан»;
  • спортивные праздники «Папа, мама и я – спортивная семья» и т. д.
  1. Работа с учителями-предметниками, работающими в классе:
  • посещение уроков;
  • проведение мини-педсоветов;
  • выработать единые требования.
  1. Работа с родителями:
  • посещение на дому;
  • дни открытых дверей;
  • работа родительского комитета.

Методические основы работы с планом

  • На план отводится 10 страниц – по количеству месяцев учебного года (подрезанные страницы, параметры планирования пишутся один раз).
  • Все дела, запланированные классным руководителем, вписываются в перспективный календарь-сетку. Причем отдаленные во времени дела можно записать карандашом (возможность перенесения или непроведения). Дела, которые являются прерогативой детского актива, выделяются цветом, таким образом, видна деятельность детей и методическая работа учителя.
  • В работе с таким планом отпадает необходимость составления и написания отчета (экономия времени): в самом плане другим цветом отмечается выполнение дел, невыполненные дела либо переносятся, либо зачеркиваются, если их проведение в дальнейшем нецелесообразно. В конце года проводится педагогический анализ.

Таким образом, достоинства перспективно-календарного планирования можно выразить очень кратко: сочетание идеи и достоинств перспективного и календарного плана, динамизм и изменчивость, возможность творчества педагога и детей, план-потребность, а не план-отписка, наглядность хода учебно-воспитательного процесса, значительная экономия времени классного руководителя. Воспитание при этом становится легким, приятным и управляемым.



Источник: журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться