Справочник руководителя образовательного учреждения

Изучение и обобщение педагогического опыта

  • 27 ноября 2016
  • 416
Изучение и обобщение педагогического опыта

В условиях современного педагогического инновационного движения выявление, анализ, обобщение, распространение результативного опыта лучших учителей, коллективов является одним из основных направлений.

Изучение и обобщение передового педагогического опыта (далее – ППО) позволяют сопоставить положительные результаты, полученные учителем, и пути их достижения с широкой практикой. На этой основе можно выявить закономерные связи между конечными результатами и факторами, которые способствовали их получению, определить условия, в которых формировался опыт.

Педагогический опыт

Инновационный педагогический опыт (далее – ИПО) – это опыт, который направлен на решение актуальных задач школы, обеспечение высоких и стойких результатов обучения, воспитания и развития школьников. Достигается он рациональными путями и доступен для других педагогов.

Теория изучения и обобщения ИПО выполняет функции:

  • познавательно-поисковую – изучение и выбор из образовательной практики для конкретной ситуации, образцы педагогической деятельности;
  • критериальную – оценка актуальности, значимости, новизны, реалистичности в разработке исследовательских задач;
  • прогностическую – возможность разработки прогнозов и планов, определение запросов, потребности практики и наличие средств их удовлетворения;
  • социально-педагогическую – конкретно-историческое соотношение взаимодействия социальных и педагогических факторов.

ИПО является средством фиксации, хранения и передачи информации о результатах педагогической деятельности. В современных условиях он выступает инструментом повышения качества образования.

Основные характеристики ИПО: целенаправленность, системность, критериальность, диагностичность, конструктивность, перспективность.

Условия, необходимые для изучения, анализа и обобщения ИПО:

  • понимание структуры и процесса обобщения опыта и внедрения науки в практику как системы накопления фактов, перевод их в педагогические идеи;
  • формулирование на основе выявленных идей, выводов, умозаключений педагогических задач для успешной организации процесса обучения и воспитания учащихся;
  • умение, готовность педагога (методиста) видеть факты, влияющие на эффективность педагогического процесса, отбирать и наблюдать их в процессе работы, фактически видеть идею, дающую возможность развивать и совершенствовать собственный опыт, опыт коллег; способы усложнения педагогических задач с целью стимулирования творческой активности учащихся, вооружения их навыками самообразования, самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования.

Процесс работы по изучению ИПО имеет определенную структуру, включающую основные этапы:

  • Организационный этап.
  • Этап теоретической и практической подготовки.
  • Этап накопления фактического материала.
  • Этап обработки фактического материала (обобщение).
  • Этап оценки изученного опыта и принятия решений.
  • Этап пропаганды, распространения, внедрения передового опыта.

План изучения инновационного педагогического опыта

Учитель _________________________________________________________________________________

Предмет _________________________________________________________________________________

Стаж ____________________________________________________________________________________

Категория ________________________________________________________________________________

Классы, в которых работает _________________________________________________________________

Тема изучения опыта ______________________________________________________________________

Сроки работы учителя над темой ____________________________________________________________

Классы для наблюдения в рамках темы опыта __________________________________________________

Форма обобщения опыта ___________________________________________________________________

Вид реализации опыта _____________________________________________________________________

План изучения может быть оформлен в виде таблицы, включающей тему опыта, цель изучения, имя автора, состав рабочей группы, этапы работы, форму обобщения, форму распространения.

Методы изучения инновационного педагогического опыта

Для накопления разнообразного и достаточно обширного фактического материала используются следующие методы работы:

  1. Наблюдение – применяется как прямое (осуществляется в процессе непосредственной работы), так и косвенное (путем ознакомления с учебно-производственной документацией и другими материалами). Объектами наблюдения могут быть отдельные стороны работы учащихся и деятельности педагога, качество выполнения планируемой работы, уровень усвоения знаний учащимися, сформированность определенных умений и навыков, проявление индивидуальных особенностей и их роль в формировании творческой личности; дидактические условия, способствующие развитию творческого мышления учащихся, организации их деятельности, наличие средств обучения.
  2. Беседа – ее ценность как метода исследования состоит в том, что она дает возможность непосредственного контакта с педагогами и учащимися, что позволяет глубже изучить все стороны учебно-воспитательного процесса в учебном заведении. Беседа, как и наблюдение, проводится в условиях учебно-воспитательного процесса. Ответы могут даваться в устной и письменной формах. Результаты беседы анализируются.
  3. Анкетирование – помогает выявить у учащихся знания, умения и навыки, их отношение к участию в учебно-воспитательном процессе, педагогу в целом и т. д. Метод анкетирования дает возможность изучить большое количество участников процесса и получить о них обширную информацию.
  4. Тестирование – выявляет наличие или отсутствие у учащихся знаний, умений и навыков, выполнение ими серии заданий диагностического характера.
  5. Изучение продуктов деятельности – изучение умений и навыков учащихся, приобретенных в процессе учебно-воспитательного воздействия, их способностей, интересов по результатам деятельности.
  6. Эксперимент – может быть контактирующим, обучающим, итоговым, формирующим и проводится в тех случаях, когда нет других способов убедиться в целесообразности внедрения проверяемого опыта. Задача того, кто обобщает передовой опыт, заключается не только в том, чтобы фиксировать чужие достижения, автоматически применяя их. Необходимо создавать оригинальный опыт применительно к местным условиям, разрабатывать рекомендации по совершенствованию практики, то есть управлять передовым опытом (а это значит, что необходимо изучать и заимствованный опыт, организовав его экспериментальную проверку в 2–3 (и более) организациях образования).
  7. Обработка фактического материала – осуществляется путем анализа идей, фактов, математического подсчета тех или иных показателей, процентного или графического выражения, а затем обобщения, установления определенных закономерностей. Используя перечисленные методы обработки фактического материала, вы можете обобщить передовой опыт в следующих формах:
  • доклад, статья, отчет;
  • буклет, плакат, листовка;
  • кинофильмы, диапозитивы, диафильм;
  • видеозапись, магнитофонная запись;
  • методические разработки и др.


Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ