text
MCFR.KZ Образование

Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

  • 2 ноября 2018
  • 243
Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

Теория RWCT – READING and WRITING for CRITICAL THINKING – Развитие Критического мышления через чтение и письмо – это «изобретение» американской педагогики. Она основана на творческом сотрудничестве ученика и учителя, предполагает развитие у учащихся аналитического подхода к любому материалу.

Читайте также эту статью на казахском языке:

Современной школе предлагается достаточно большое количество технологий. Так, в работе К. Г. Селевко описано свыше пятидесяти технологий. Большое практическое значение имеет знание образовательных возможностей каждой технологии.

Предлагаем сопоставить свой опыт с основными положениями технологии развития критического мышления.

★ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ★

КРИТИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

О. В. Голубева

учитель английского языка КГУ «Средняя школа № 1», г. Рудный

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем
учить сегодня так, как учили этому вчера»
Дж. Дьюи

Целью образования на сегодняшний день становится не накопление конкретных знаний и отдельных умений, а формирование универсальных учебных навыков и на их основе усвоения базовых знаний, умения самостоятельно обновлять и совершенствовать свое образование в соответствии с условиями быстро меняющегося мира.

Этой цели соответствует технология развития критического мышления, практические приемы работы с информацией.

Цель данной образовательной технологии – развитие мыслительных навыков, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Из истории создания проекта. Проект разработан учеными-педагогами США (Джинни Стил, Керт Мередит, Чарлз Темпл) по просьбе правительства Словакии с целью поставить образование в стране на путь демократизации. В основе проекта – стратегии, приведенные в систему и научно обоснованные в соответствии с целями и задачами образования данной страны. В проекте участвуют 20 государств, вставших на путь преобразований. Теоретической базой проекта является когнитивная педагогика, идеи демократизации образования, изложенные в трудах Дж. Дьюи, Л. С. Выготского, Д. Пиаже. Миссия проекта: оказание помощи преподавателям и учителям, которые желают поддержать демократические процессы через свои учебные занятия. Для этого они пересматривают свои уроки так, чтобы использовать на них конкретные, взаимосвязанные между собой стратегии обучения, нацеленные на развитие критического мышления и самостоятельного обучения.

Критическое мышление означает выдвижение собственных позиций по проблеме и умение защитить их. Оно также означает тщательное рассмотрение других аргументов и изучение логики этих аргументов.

Критическое мышление (определение Халперн Диан) – это использование навыков или стратегий познания, которые увеличивают вероятность получения ожидаемого результата. Этот термин используется для определения процесса мышления, которое является целенаправленным, мотивированным на достижение цели. Подобный тип мышления вовлечен в процесс решения задач, формулировки выводов, вычисления вероятностей и принятия решений. Критическое мышление зачастую называется направленным мышлением, так как оно сфокусировано на достижение желаемого результата.

Критическое мышление – это:

  • сложный процесс творческой интеграции идей, переоценка и перестройка понятий и информации;
  • активный и интерактивный умственный процесс, который происходит на многих уровнях;
  • способность воспринимать разные точки зрения, подвергать идеи мягкому скепсису, проверять отдельные идеи на возможность их использования, моделировать систему аргументов, на которой базируется соответствующая точка зрения;
  • способность найти информацию, использовать ее и принять самостоятельное решение;
  • мышление XXI века.

Урок в технологии развития критического мышления

Представим структуру урока в виде схемы с соответствующими пояснениями.

Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

Фаза вызова (evocation). Часто отсутствие результативности обучения объясняется тем обстоятельством, что преподаватель констатирует процесс обучения, исходя из поставленных им целей, подразумевая, что эти цели изначально приняты учащимися как собственные. Многие известные ученые-дидакты (Дж. Дьюи, Б. Блум и другие) считают, что необходимо дать возможность учащемуся самому поставить цели обучения, создающие необходимый внутренний мотив к процессу учения. Только после этого преподаватель может выбрать эффективные методы для достижения этих целей. Вспомним, что мы усваиваем лучше всего? Обычно это информация по той теме, о которой мы уже что-то знаем. Когда нам проще принять решение? Когда то, что мы делаем, согласуется с имеющимся опытом. Итак, если предоставить учащемуся проанализировать то, что он уже знает об изучаемой теме, это создаст дополнительный стимул для формулировки им собственных целей – мотивов. Именно эта задача решается на фазе вызова. Второй задачей, которая решается на фазе вызова, является задача активизации познавательной деятельности учеников. Нередко мы видим, что некоторые школьники на уроке не прикладывают значительных интеллектуальных усилий, предпочитая дождаться момента, когда другие выполнят предложенную задачу. Поэтому важно, чтобы на фазе вызова каждый смог принять участие в работе, ставящей своей целью актуализацию собственного опыта.

В процессе реализации фазы вызова:

  1. Учащиеся могут высказывать свою точку зрения по поводу изучаемой темы, причем делая это свободно, без боязни ошибиться и быть исправленным преподавателем.
  2. Важно, чтобы высказывания фиксировались, любое из них будет важным для дальнейшей работы. При этом на данном этапе нет «правильных» или «неправильных» высказываний.
  3. Целесообразно сочетание индивидуальной и групповой работы. Индивидуальная работа позволит каждому ученику актуализировать свои знания и опыт. Групповая работа позволяет услышать другие мнения, изложить свою точку зрения без риска ошибиться.

Иногда может возникнуть ситуация, когда заявленная тема незнакома учащимся, когда у них нет достаточных знаний и опыта для выработки суждений и умозаключений. В этом случае можно попросить их высказать предположения и прогноз о возможном предмете и объекте изучения.

Фаза осмысления содержания (realization of mening). Этот этап по-другому можно назвать смысловой стадией. На большинстве уроков, где изучается новый материал, эта фаза занимает наибольшее время. Одним из условий развития критического мышления является отслеживание своего понимания при работе с изучаемым материалом. Авторы педагогической технологии развития критического мышления отмечают, что в процессе реализации смысловой стадии главная задача в том, чтобы поддерживать активность учащихся, их интерес и инерцию движения, созданную во время фазы вызова.  В этом смысле важное значение имеет качество отобранного материала.

На фазе осмысления содержания учащиеся:

  1. Осуществляют контакт с новой информацией.
  2. Пытаются сопоставить эту информацию с уже имеющимися знаниями и опытом.
  3. Акцентируют свое внимание на поиске ответов на возникшие ранее вопросы и затруднения.
  4. Обращают внимание на неясности, пытаясь поставить новые вопросы.
  5. Стремятся отследить сам процесс знакомства с новой информацией, обратить внимание на то, что именно привлекает их внимание, какие аспекты менее интересны и почему.
  6. Готовятся к анализу и обсуждению услышанного или прочитанного.

Фаза рефлексии (reflection). Часто на детальную рефлексию времени практически не остается. Школьники не привыкли к тому, что после основного этапа им могут быть заданы вопросы: «Какая информация привлекла ваше внимание?», «Что вы делали для того, чтобы выделить основную мысль прочитанного текста?». Или предложение учителя поделиться в парах или в группах мнениями о возникших по ходу урока вопросах. Мало кто из учеников может задать вопросы аудитории или учителю о возникших трудностях в усвоении нового материала или его интересных моментах.

Механизм рефлексии. На фазе рефлексии школьники систематизируют новую информацию по отношению к уже имеющимся у них представлениям. При этом сочетание индивидуальной и групповой работы на данном этапе является наиболее целесообразным. В процессе индивидуальной работы (эссе, ключевые слова, графическая организация материала и т. д.) ученики производят отбор информации, наиболее значимой для понимания сути изучаемой темы, а также наиболее значимой для реализации поставленных ранее индивидуально целей. Они выражают новые идеи и информацию собственными словами, самостоятельно выстраивают причинно-следственные связи. Учащиеся помнят лучше всего то, что они поняли в собственном контексте, выражая это собственными словами. Не менее важной является устная рефлексия. Живой обмен идеями между учащимися дает возможность расширить свой выразительный словарь, познакомиться с различными представлениями.

Итак, функции трех фаз технологии развития критического мышления посредством чтения и письма можно схематически представить в таблице.

Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

Приемы технологии развития критического мышления

На наших уроках мы работаем с двумя основными типами текстов: информационными (научными, публицистическими) и художественными. Приемы технологии в основном одинаково «работают» на обоих типах текстов.

Урок строится по схеме «вызов – осмысление – рефлексия» и предлагается набор приемов и стратегий.

Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

Скачать: Полная версия DOC файл

Рассмотрим некоторые приемы (стратегии) технологии RWCT.

Кластеры (гроздья).

Делая какие-то записи, зарисовки для памяти распределяем их особым образом, компонуем по категориям. Кластеры (гроздья) это графический прием в систематизации материала. Правила простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты, то есть крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты есть свои спутники, у спутников – свои. Кластеры помогают учащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеров охватывает большое количество информации. Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информацию до знакомства с основным источником (текстом).

Продолжается работа с данным приемом на стадии осмысления. По ходу работы с текстом вносятся исправления и дополнения. Большой потенциал имеет этот прием на стадии рефлексии. Это установление причинно-следственных связей между отдельными смысловыми блоками. На стадии рефлексии работа с кластерами завершается, учитель может усилить эту фазу, предоставив учащимся возможность продолжить исследование по теме, выполнить творческую работу.

Таблица ЗХУ

Если вы хотите на уроке собрать уже имеющийся по теме материал, расширить знания по изучаемому вопросу, систематизировать их, тогда подходит таблица «знаю – хочу знать – узнал», которую разработала и предложила Донна Огл.

Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

Основные правила работы с таблицей «ЗХУ»:

  • вспомните, что вам известно по изучаемому вопросу, запишите эти сведения в первой графе таблицы;
  • поставьте вопросы к изучаемой теме до ее изучения;
  • познакомьтесь с текстом (фильмом, рассказом учителя);
  • ответьте на вопросы, которые сами поставили, запишите свои ответы в третью графу таблицы.

Синквейн (художественная форма письменной рефлексии).

Жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение – рефлексия. Среди стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных «по правилам», мы знаем не так уж много: японские танку, хокку, сонет. К таким формам относится синквейн.

Слово синквейн происходит от французского «пять». Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам.

  1. В первой строке тема называется одним словом (обычно существительным).
  2. Вторая строка – это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).
  3. Третья строка – это описание действия в рамках этой темы тремя словами (чаще всего это глаголы).
  4. Четвертая строка – это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.
  5. Последняя строка – это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Как это сделать:

Название (обычно существительное).

Описание (обычно прилагательные).

Действия (обычно глаголы).

Чувство (фраза).

Повторение сути.

Если следовать правилам, может получиться, например, такой синквейн.

Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации. При внешней простоте формы, синквейн – быстрый, но мощный инструмент для рефлексии (резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах не так-то просто).

Дневник двойных записей

Графические формы организации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии. Дневники двойных записей (бортовые журналы) – обобщающее название различных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темы записывают свои мысли.

Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

При чтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняют графы, связывая изучаемую тему со своим видением мира. Организация  записей может быть индивидуальной, т. е. каждый работает в своей таблице самостоятельно, результаты работы обсуждают в парах. В левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели на них наибольшее впечатление, вызвали какие-то ассоциации с эпизодами из собственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, удивление, такие цитаты, на которых они «споткнулись». Справа они должны дать комментарий: что заставило записать именно эту фразу. На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, делятся замечаниями, которые они сделали к каждой странице. Учитель знакомит с собственными комментариями, если хочет привлечь внимание к тем эпизодам в тексте, которые не прозвучали в ходе обсуждения.

Трехчастные дневники имеют третью графу – «вопросы к учителю» либо «комментарии по прошествии некоторого времени».

Функции и приемы технологии критического мышления в школьном обучении

Соответственно чтение становится более вдумчивым, «длительным». Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы, формулируют вопросы к учителю.

Эссе

Это жанр публицистики, свободная трактовка какой-либо проблемы, темы. В настоящее время эссе часто называют «потоком сознания, перенесенного на бумагу». Долгое время этот жанр не использовался в школьном обучении, теперь же учителя практикуют письменные задания в форме эссе. Если это работа на уроке, заранее оговариваются временные границы ее выполнения: 5, 10, 15, 20 минут. Эссе – художественная форма размышления.

Модель написания эссе.

  1. Предварительный этап (инвентаризация): вычленение наиболее важных фактов, понятий и т. д.
  2. Работа над черновиком.
  3. Правка. Может осуществляться в паре в процессе взаимообмена.
  4. Редактирование. Исправление замечаний, сделанных в ходе правки.
  5. Публикация. Чтение на аудиторию.

Возможный алгоритм написания дискуссионного очерка.

  1. Обсуждаемая тема (проблема).
  2. Моя позиция.
  3. Краткое обоснование.
  4. Возможные возражения, которые могут выдвигать другие.
  5. Причина, почему данная позиция все же правильна.
  6. Заключение.

Дискуссия

Это технология, которая вырабатывает у учащихся опыт совместной деятельности. В результате организации взаимодействия, выполнения коллективной задачи вырабатывается общий подход, согласование, формируется навык соблюдения принятых правил и процедур совместной деятельности. Цель дискуссии не столько в том, чтобы разрешить проблему, а скорее в том, чтобы углубить ее.

В результате применения учебной дискуссии:

  • происходит обмен информацией, развивается критическое и рефлексивное мышление, создаются необходимые условия для общего развития интеллекта;
  • расширяются границы восприятия за счет разных подходов к одному и тому же предмету или явлению, за счет несовпадения мнений;
  • формируется коммуникативная и дискуссионная культура в процессе поиска группового соглашения;
  • обогащается эмоциональный опыт, так как группа – это богатейшее поле эмоционального напряжения;
  • ребенок обретает поведенческий опыт, социальная ценность которого огромна для всей его последующей жизни;
  • ребенок может сопоставить свое «Я» с другими (самодиагностика).

Именно в группе формируется индивидуальность ребенка. Тема учебной дискуссии должна быть спорной, неоднозначной, должна содействовать активному вовлечению учащихся в диалог и обсуждение. При этом участники должны иметь определенные знания по теме. Без знаний дискуссия становится беспредметной. Тема должна соответствовать дидактическим и воспитательным задачам. Таким образом, дискуссия возможна только тогда, когда соблюдены определенные условия:

  • доброжелательная и открытая атмосфера взаимодействия;
  • готовность участников слушать и слышать иные позиции, иные точки зрения;
  • достаточный объем информации по обсуждаемой проблеме;
  • возможность высказаться;
  • развернутая, корректная аргументация своей позиции;
  • наличие возможности задавать вопросы.

При организации дискуссии нельзя забывать о правилах ведения и правилах поведения в процессе общения.

  1. Выступления должны проходить организованно, каждый участник может выступать только с разрешения ведущего, недопустима перепалка между участниками.
  2. Каждое выступление должно быть подкреплено фактами.
  3. В обсуждении следует предоставить каждому участнику возможность высказаться.
  4. Каждое высказывание, позиция должны быть внимательно рассмотрены.
  5. В ходе обсуждения недопустимо «переходить на личности», навешивать ярлыки, допускать уничижительные высказывания и т. п.

Дискуссия «Совместный поиск»

Обязательным этапом работы над любым (художественным и нехудожественным) текстом является читательская реакция: обмен мнениями. Это умение читателя извлечь из соприкосновения с текстом не только информационный пласт, но и проблемный, и эмоциональный. Реакция на текст, безусловно, будет более активной, если всячески ее стимулировать вопросами, охватывающими три направления.

  • На что обратили внимание в тексте? Что запомнилось больше всего? Как думаете, почему?
  • Какие мысли возникли в связи с тем, что больше всего запомнилось?
  • Какие чувства испытали?

Однако иногда в тексте имеются интересные места, которые учащиеся могут пропустить. Именно в этом случае может помочь дискуссия «совместный поиск», когда на обсуждение выносится тема и идея произведения в целом. Проблемный вопрос для совместного поиска может заранее подготовить учитель, но лучше, если он возникнет у учащихся в результате обмена мнениями о прочитанном.

Когда вопрос сформулирован и записан, каждый присутствующий в классе обдумывает в течение заданного времени свой ответ и записывает его в тетрадь. Это дает возможность не только четко, понятно сформулировать мысль, но и вовлекает в работу всех учащихся, а не только активную, мотивированную часть класса.

Только после этого может начаться дискуссия. Просим учащихся обменяться мнениями, озвучив свой ответ на вопрос.

По ходу диалога желательно вести «регистрационный журнал», в котором кратко фиксируется идея и автор этой идеи. В роли «регистрационного журнала» может выступать и классная доска. Такая фиксация повышает ответственность за сказанное, формирует уважительное отношение к чужому мнению, стимулирует активность учащихся.

В процессе дискуссии необходимо не только высказать свою точку зрения, но и пояснить (аргументировать) ее, ссылаясь на текст. Учитель должен оживлять разговор, обращаясь к отдельным, не слишком активным ученикам. Например, Маша думает так, Борис – так, а как думаешь ты?

Учитель на подобном уроке не дает ответов на вопросы, ответы учащихся не хвалит и не ругает, но умело направляет к решению вопроса.

Рассмотренные стратегии являются небольшой частью из всего многообразия методов. Очень интересны еще и такие, как кубик, ролевая игра, INSERT, дебаты по выводам, Жигсо, метод аквариум, фишбоун, метод углы, авторский стул, РАФТ.

Результат работы по технологии критического мышления через чтение и письмо – рост активности учащихся, повышение интереса к учебе, высокие оценки не только по письму и чтению, но и по другим школьным предметам.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя" 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться