Справочник руководителя образовательного учреждения

Формирование социально-психологического климата в коллективе

27 июня 2019
105
Средний балл: 0 из 5
Формирование социально-психологического климата в коллективе

Каждый коллектив возникает и укрепляется в процессе деятельности. Однако деятельность сама по себе, даже самая содержательная и общественно ценная, может дать отрицательный воспитательный эффект, если она плохо организована. Что такое коллектив?

Читайте также эту статью на казахском языке


КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Профилактика буллинга и кибербуллинга в школе

С. Ж. Иманкулова психолог ГУ «ПМПК № 6», г. Есик
В целях предотвращения случаев травли среди учащихся в школе необходимо организовывать классные часы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Проводить с классами тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.
Цель мероприятий – помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

«Коллектив» (от лат. «собирать вместе») – совокупность людей, объединенных общей целью. Важнейшими качествами коллектива являются направленность (учебная, трудовая и т. д.) и сплоченность.

На объединение коллектива влияет актив, т. е. классный руководитель группы, который осуществляет направляющее воздействие на весь коллектив. Именно актив, «идентификационное ядро» группы, оказывает наибольшее влияние на определение целей группы и их достижения.

Коллектив сформируется, если есть:

  1. Четкие правила и требования. Занимаясь вопросами детского коллектива, Т. Е. Конникова в своих трудах «Организация коллектива учащихся в школе» утверждае, что желательно, чтобы дети, поступающие в организацию (детский коллектив), сразу встречали готовый и строгий порядок, предъявляемый в рамках, которые должны укладываться в поведение детей, начинающих совместную жизнь. И чем тверже и увереннее удается поставить детей в рамки правил, тем легче и полноценнее осуществляется первый этап организации детского коллектива.
  2. Продуманная система воспитания. Система воспитания предполагает воедино слитую организацию, содержание и методику воспитательного процесса.
  3. Требования взрослого, подкрепленные и предложенные детским коллективом.
  4. Традиции.

Что является основанием дисциплины?

Основание дисциплины, по мнению А. С. Макаренко, заключается в следующей формуле: «Как можно больше требований к человеку и как можно больше уважения к нему». Требования – необходимый элемент дисциплинирования коллектива. Если вы начали работать с детским коллективом, не затевайте никаких споров, а начинайте с ваших индивидуальных требований.

Классный руководитель не должен предъявлять грубые требования, нелогические, смешные, не связанные с требованиями коллектива. Логика требований на первых порах должна быть законом. А. С. Макаренко говорил: «Без искреннего, открытого, убежденного, горячего и решительного требования нельзя начинать воспитание коллектива, и тот, кто думает начать с колеблющихся, подмазывающихся уговариваний, тот делает ошибку».

Что такое социально-психологический климат?

Психологический климат, или микроклимат подобны тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом – пышно расцвести. Человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим человеком в одном коллективе и совершенно захиреть в другом.

Психологический климат представляет собой устойчивое психическое состояние воспитательного коллектива, формируемое и регулируемое на разных уровнях осознанности в разных видах деятельности.

Характерные особенности социально-психологического климата:

– это одна из сторон жизнедеятельности людей;

– он неодинаков в разных коллективах;

– он по-разному влияет на членов коллектива;

– его влияние сказывается на психологическом самочувствии детей.

Как воздействует социально-психологический климат

на личность?

От установившегося социально-психологического климата в коллективе зависят самочувствие личности, ее работоспособность и жизнеспособность. Индивид, оказавшийся в группе детей, охваченных радостным возбуждением, невольно заражается им, даже если до этого испытывал состояние грусти и наоборот.

На практике психологами доказано, что при положительном настроении у человека повышается жизненный тонус, активизируются умственные и физические силы.

Социально-психологический климат воздействует на личность посредством установившихся в коллективе норм отношений между воспитанниками. Там, где господствуют отношения товарищеского сотрудничества и взаимопомощи, уважение друг к другу, воспитанник испытывает удовлетворенность трудом, радость при встрече с товарищами, удовольствие от совместного времяпрепровождения. И наоборот, в коллективе, где господствуют формальные, равнодушные, а тем более неприязненные отношения, личность испытывает эмоциональную ущербность: отчужденность или тоску по теплоте человеческих взаимоотношений и даже стрессовое состояние, если имеют место скрытые или явные конфликты.

Социально-психологический климат оказывает разностороннее влияние на интеллектуальную, эмоциональную, волевую стороны личности. Если климат положительный, то он активизирует личность, повышая ее работо- и жизнеспособность. При отрицательном климате наблюдается снижение тонуса активности.

Содержательная характеристика психологического климата связана с самочувствием воспитанника в коллективе (настроением, удовлетворенностью, психологическим комфортом). Когда же самочувствие детей переносится на их отношение к труду (учебе) и другим членам коллектива, на межличностные отношения, на общие взаимоотношения, тогда складывается социально-психологический климат. Содержательная характеристика психологического климата выражает отношения между членами коллектива. В свою очередь эти отношения отражаются в сознании человека и являются источником его настроения, самочувствия.

Какие условия способствуют

формированию социально-психологического климата?

1. Мощным средством регуляции социально-психологического климата являются организационно-управленческие условия.

Социально-психологический климат в научных исследованиях рассматривается как продукт предметно-практических отношений, складывающихся в совместной деятельности, и как условие ее эффективности.

При более глубоких и тесных взаимосвязях воспитанников в процессе совместной деятельности в коллективе именно взаимодополняемость психологических качеств может стать важным условием формирования положительных отношений, улучшения социально-психологического климата.

Психологические отношения возникают там, где есть непосредственное отношение одного человека к другому, где совершается совместная общественно-трудовая деятельность, где один человек имеет возможность оказать непосредственное влияние на другого.

2. Существенную роль в формировании социально-психологического климата играют общекультурные условия деятельности человека (эстетика производственного и бытового интерьера). Социально-психологический климат коллектива зависит от условий (бытовых, производственных, уровня технической оснащенности, ритмичности производства, техники безопасности, гигиенических условий, научной организации труда).

3. Социально-психологический климат коллектива зависит от личностных свойств классного руководителя и подчиненных, традиций коллектива.

4. Динамика социально-психологического климата непосредственно связана со стадиальностью (уровнем) социального развития коллектива. Требования, предъявляемые классным руководителям к его развитию, становятся отчасти предпосылками и критериями оценки тех изменений, которые происходят в социально-психологическом климате. Отсутствие жестких требований к соблюдению определенных правил является причиной пренебрежительного отношения к ним со стороны воспитанников и создает соответствующую психологическую атмосферу: в ряде случаев по инерции игнорировались и другие официальные распоряжения, а это нередко вызывало изменения в психологическом климате.

5. Любой человек уже в силу своего присутствия в социальной группе, а тем более участвуя в совместном труде, оказывает влияние на многие сферы жизни коллектива, в том числе на социально-психологический климат. К. Маркс, Ф. Энгельс писали, что индивиды, вступая во взаимоотношения друг с другом на основе своих потребностей, способов их удовлетворения, и их общение является фактором их духовного, нравственного психологического развития.

«Одна паршивая овца, может все стадо испортить», – гласит народная мудрость. Отрицательное влияние на самочувствие детей и коллектива в целом оказывают дети невоспитанные, с низкой культурой поведения. Склонные к эгоизму, карьеризму, они завистливы, недоброжелательны, бестактны и грубы в обращении. Общение с подобными детьми портит настроение. Такие индивиды нередко являются причиной конфликтных отношений в коллективе.

6. Групповое, коллективное или массовое настроение, содержащее отдельные черты настроения детей, обладает заразительностью, большой импульсивной силой, массовостью и динамичностью. Выдающийся советский психолог П. П. Блонский по этому поводу писал: «Как подражательное существо, человек склонен заражаться выражением чувств, т. е. эмоциональной мимикой, своих ближних». Посредством подражания, заражения, внушения, убеждения различные настроения в коллективе распространяются на всех окружающих и, вторично отражаясь в их сознании, создают психологический фон коллективной жизни.

Настроение представляет собой одну из наиболее значительных сил, побуждающих людей к деятельности, накладывающих отпечаток на поведение различных коллективов.

Хорошему настроению способствуют хорошие отношения с товарищами и, напротив, плохие условия труда отрицательно сказываются на настроении людей.

Негативное отношение к работе (учебе) вызывают такие факторы, как отсутствие внимания со стороны администрации, плохие санитарно-гигиенические условия.

7. На психологический климат влияет личность классного руководителя и его стиль управления.

По мнению В. Н. Литвинова,  наиболее важными факторами, определяющими уровень психологического климата коллектива, «являются личность руководителя и расстановка детей».

Факторы, влияющие на нравственный психологический климат – это стиль и методы, авторитет классного руководителя. Высокие моральные качества, педагогический такт, незаурядные организаторские способности, высокая квалификация руководителя являются ведущими в формировании положительного климата. Духовное богатство и моральная чистота руководителя позволяют завоевывать огромный авторитет, оказывающий действенное влияние на поведение и деятельность каждого члена коллектива. При таком руководителе устанавливается стабильный положительный климат, так как создаются оптимальные условия для деятельности и взаимоотношений по вертикали и горизонтали, устраняется почва для конфликтов, зависти и недоброжелательности.

Наиболее значимыми для формирования психологического климата коллектива являются следующие черты личности руководителя: объективность и справедливость, принципиальность и доброжелательность, уравновешенность и оптимизм.

Оптимальным стилем руководства при формировании психологического климата является демократический. По результатам исследований Т. Шебутани, авторитарный стиль не способствует благоприятному климату коллектива.

8. На общее состояние коллектива и самочувствие каждого его члена влияет оценка классным руководителем их труда и поведения, которая может служить действенным средством управления социально-психологическим климатом.

Факторы психологического воздействия

на коллектив и личность

1. Принципиальность (справедливость) в отношениях, исключающая субъективность в оценках личностных качеств и деятельности воспитанников. Принципиальный человек руководствуется в своей управленческой деятельности не личными, а общественными интересами.

2. Чуткость и внимательность к воспитанникам проявляются в заботе об их материальных и моральных интересах, потребностях и предполагает участие классного руководителя в судьбе каждого учащегося.

3. Требовательность. Без требовательности невозможно нормальное развитие коллектива и личности. Требовательность, подкрепленная организацией труда и быта воспитанников, способствует культурному развитию членов коллектива. А. С. Макаренко говорил: «Сколько требуете, столько и получите». Однако требовательность должна сочетаться с уважительным отношением к человеку.

Средства, влияющие на психологический климат

  1. Материально-бытовые условия.
  2. Четкая организация воспитательного процесса.
  3. Направленность деятельности коллектива.
  4. Единство требований.
  5. Перспективы коллектива.
  6. Традиции коллектива.
  7. Характер руководства коллектива.
  8. Эстетика условий жизни коллектива.
  9. Соответствие формальной структуры неформальной структуре коллектива.
  10. Стиль взаимоотношений в коллективе.

Средства, корректирующие психологический климат

1. Ситуации.

2. Развивающие, деловые игры.

3. Психическая саморегуляция.

Пути формирования

социально-психологического климата

  1. Совместная выработка коллективом «золотых правил» (по настроению и т. д.).
  2. Тренинги по предотвращению и преодолению конфликтов. Желательно всем коллективом разработать маленькую книжку, где содержатся подсказки на каждый день в той или иной конфликтной ситуации.
  3. Аутогенные тренировки, помогающие воспитаннику корректировать свое индивидуальное эмоционально-психическое состояние.
  4. Тренинги «Навыки эффективного общения».
  5. Тренинги, направленные на программирование своего положительного «Я» и выработки «Словесной формулы самовнушения».

Навыки эффективного общения,

или Как наши слова влияют на нас и окружающих людей

ИНТЕРЕСНО

Ученых заинтересовал вопрос, влияют ли произнесенные слова на человека?

  • В институте квантовой генетики кандидат биологических наук П. П. Горяев и кандидат технических наук Г. Т. Тертышный в течение трех лет проводили исследования за человеком, который часто использует в своей речи нецензурную брань и грубые выражения. В процессе исследовательской деятельности выявили, что содержание человеческой речи непосредственно влияет на человеческий геном. Если человек употребляет в своей речи бранные слова, у него вырабатывается «программа». Самое главное, что ДНК небезразличны к получаемой информации, одни сообщения оздоравливают их, другие травмируют. Слова, несущие свет, тепло, добро, пробуждают резервные возможности.
  • Психолог Наталья Правдина утверждает, что если человек постоянно ругается, злится, это сказывается на его здоровье и эмоциональном самочувствии (плохо думает о других или делает неправильные поступки – болит голова; ругается, злится – болит желудок, развивается гастрит и т. д.).
  • Японский исследователь пытался выяснить, как слова влияют на наше самочувствие. Результаты этого исследования показаны в научно-документальном фильме «Вода». Он брал две банки с водой и над одной емкостью произносил теплые, добрые слова, а над другой – плохие. Замороженные кристаллы «плохой» воды выглядели под микроскопом хаотично, нессиметрично, с темными оттенками; узоры «доброй» воды были очень красивы. В японском метро эти увеличенные узоры вывесили наглядно, чтобы люди смотрели и задумывались над смыслом слов и их влиянии на окружающих.
  • Не меньшее значение имеют для душевного состояния человека образы. Ведь у человека слова, мысли и поступки взаимосвязаны. Образы будят у человека в подсознании услышанные слова. Иван Бердявский научно обосновал, что каждое произнесенное или услышанное человеком слово несет в себе энергетический заряд, воздействующий на его гены.
  • В одной из российских школ проводился эксперимент. Главное  условие – произносить вежливые, добрые слова и не употреблять нецензурные, плохие слова. Были получены ошеломляющие результаты: улучшился психологический климат, самочувствие детей, а успеваемость значительно выросла.
  • По словам врача психофизиолога, члена всемирной экологической академии Л. Китаева-Смыка, человек прибегает к мату в том случае, когда он не уверен в своих силах, чувствует свою неполноценность.

Упражнение «Шкатулка мудрости»

Обсуждение с детьми смысла некоторых пословиц и поговорок.

  • Хороший человек людям приносит радость.
  • Язык – ключ к душе человека.
  • Беда голове от языка.
  • Доброе слово – половина счастья.
  • Дурное слово – заноза, вонзившаяся в тело; доброе слово – бесценное лекарство.
  • Необдуманно сказанное слово опаснее незатушенного огня.
  • Слово невежды, как заплата, пришитая не к месту.
  • Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется. (Ф. И. Тютчев)
  • Хорошее слово – половина счастья. (Каракалпакская пословица)
  • На людях обдумывай свои слова, про себя – свои мысли. (Монгольская пословица)
  • Словом стреляй осторожнее в споре,

Не забывай, дорогой человек;

Рана от пули затянется вскоре,

Рана от слова пылает весь век. (Гамзат Цадаса)

  1. Какие подобные пословицы и поговорки вы знаете?
  2. Напишите свой авторский вариант афоризма по теме «Слова».

Творческое задание «Карикатура»

Нарисуйте, что происходит с человеком и с окружающей средой, если он невежливый, некультурный, произносит нецензурные, плохие слова.

После зарисовок рисунки вывешиваются на доску, индивидуально делаются соответствующие выводы (можно дать как домашнее задание).

«Добрые слова»

Напишите свое авторское стихотворение.

Например:

Придумано кем-то просто и мудро,

При встрече здороваться: «Доброе утро!»

И день будет добрым и светлым, прекрасным,

И длиться до самого позднего вечера.

Будь доброжелательным, скромным и внимательным.

Если скажешь человеку: «Здравствуй!» –

То, пожелал здоровья

Ему на много-много лет.

Всюду человеку нескромному укажут от ворот поворот.

Вежливый попросит, он пройдет только вперед!

Запомни навсегда: перед волшебными словами

Все двери открываются всегда!

Всем за добро скажи: «Спасибо!»

И бумерангом возвратится

К тебе не только доброта,

Но и те же вежливые слова.

Не скупись никогда

На улыбку и добрые слова,

И от этого в мире

Станет светлее, добрее и чище.

В заключение хотелось бы сказать, что роль классного руководителя в формировании хороших взаимоотношений в коллективе трудно переоценить. Опираясь на такие показатели, как согласие, дружба, сплоченность, вы сможете свидетельствовать о положительном климате в вашем классе.

Источник: Журнал "Справочник классного руководителя" 

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться