Справочник руководителя образовательного учреждения

«Самопознание»: критерии анализа урока

  • 8 февраля 2019
  • 1722
«Самопознание»: критерии анализа урока
«Самопознание»: критерии анализа урока

Как учебный предмет «Самопознание» экспериментально включен в рабочий учебный план и проводится отдельным уроком, с обязательным делением класса на подгруппы один раз в неделю по единой программе УМК. Уроки «Самопознания» проходят в специально оборудованном кабинете.

Читайте также эту статью на казахском языке

Сложившееся несоответствие между вызовами времени и состоянием воспитания и образования детей еще более актуализировали идею авторского проекта первой леди РК С. А. Назарбаевой о введении в учебные планы организаций образования предмета «Самопознание».

 Основная идея проекта заключается в привитии детям, подросткам общечеловеческих нравственно-духовных ценностей, чувства уважения этнокультурных традиций и воспитании на их основе гармонично развитой личности, способной в условиях рыночных преобразований к инновационной деятельности, готовой принять реалии современности.

Актуальность предмета «Самопознание» заключается в том, что, для того чтобы считаться образованным человеком, сегодняшнему выпускнику школы уже недостаточно иметь обширные знания по основным дисциплинам и хорошие аналитические способности. Он должен быть готов постоянно переосмысливать жизненные коллизии, находить творческое решение любой проблемы. Пришло время осознать это, раскрыть себя, понять, в конце концов, для чего мы живем, и вернуть себе знания и человеческую мудрость, которые существовали веками.

★ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ★

«САМОПОЗНАНИЕ» В ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ ОО

О. В. Горт

учитель начальных классов

К. А. Бабкина

заместитель директора по ВР ГУ «Средняя школа № 17»,г. Рудный Костанайской области

Основу содержания курса «Самопознание» составляют человеческие ценности, которые должны помочь каждому последовательно пройти путь духовного самопознания и прийти к пониманию высшей любви и смысла человеческого предназначения.

Сегодня перед обществом ставится задача возрождения духовности. Вопросы интеллектуального, эстетического, трудового, физического, нравственно-духовного воспитания приобретают особую актуальность.

Нравственный человек способен к активной творческой деятельности, успешному выполнению своих учебных, профессиональных, гражданских, семейных и бытовых функций, решению всех проблем, возникающих в жизни.

Особая роль в современной школе в воспитании подрастающего поколения отводится предмету «Самопознание».

Перед каждым педагогом, обучающим этой дисциплине, встает вопрос: «Каковы основные критерии, по которым анализируется урок предмета «Самопознание»?» Каковы основы духовно-нравственного воспитания? Глубокие социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, служат информацией для размышления о будущем страны, о роли и месте в них молодежи, чтобы уже в школе оградить детей от бездуховности, безверия, агрессивности. Поэтому актуальность предмета «Самопознание» очевидна и отвечает следующим положениям:

– Общество нуждается в подготовке широко образованных, высоконравственных людей, обладающих не только знаниями, но и высоконравственными чертами личности.

– В современном мире маленький человек живет и развивается окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще формирующуюся сферу нравственности.

– Само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям. К. Д. Ушинский писал: «Влияние нравственное составляет главную задачу воспитания».

– Вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они (знания) не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Поэтому перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

 Сегодня мы видим попытки изжить недостатки современного образования, с избытком нагружающего голову ребенка и почти полностью пренебрегающего его сердцем и духовностью. Введение предмета «Самопознание» – шаг к изменению существующего положения дел, к созданию такой модели образования, при которой достигалось бы сбалансированное гармоничное соотношение обучения и воспитания, возможности использовать приобретенные знания, подготовиться к встрече с трудностями жизни. Актуальны слова Жака Делора, что миссия образования ХХI века в том, чтобы «обеспечить каждому возможность понять другого во всем его своеобразии…».

Актуальность предмета «Самопознания» заключается и в направлении стремления учащихся к наиболее полной жизненной самореализации с учетом собственных способностей. Вот так определяет предмет «Самопознание» Сара Алпысовна, автор создания проекта: «Я думаю, прежде всего, для восхождения человека к вершинам знания – и мирского, и духовного – академические знания, которые каждый ученик получает в классе, конечно же, очень важны. Без них сегодня никуда, однако главное предназначение школы – воспитывать хорошего Человека». В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому актуальность проблемы воспитания школьников связана, по крайней мере, с четырьмя положениями.

Во-первых, наше общество нуждается в подготовке широко образованных, высоко- нравственных людей, обладающих не только знаниями, но и прекрасными чертами личности.

Во-вторых, в современном мире маленький человек живет и развивается окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера, которые (источники) ежедневно обрушиваются на неокрепший интеллект и чувства ребенка, на еще только формирующуюся сферу нравственности.

В-третьих, само по себе образование не гарантирует высокого уровня духовно-нравственной воспитанности, ибо воспитанность – это качество личности, определяющее в повседневном поведении человека его отношение к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому человеку.

В-четвертых, вооружение нравственными знаниями важно и потому, что они не только информируют младшего школьника о нормах поведения, утверждаемых в современном обществе, но и дают представления о последствиях нарушения норм или последствиях данного поступка для окружающих людей.

Перед общеобразовательной школой ставится задача подготовки ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств личности школьника.

В связи с этим предмет «Самопознание» внедряется в учебный процесс, чтобы коренным образом поменять сознание учащихся, воспитать их внутреннюю свободу. При этом особое внимание уделяется работе с родителями, которая является неотъемлемой составляющей нравственно-духовного воспитания детей.

Данный предмет предполагает тесное сотрудничество с родителями.

Наши родители, активно вовлеченные в эксперимент, единодушно отмечают положительное влияние предмета «Самопознание» на своих детей.

Участие родителей в подготовке к уроку, сопоставление решений проблемных ситуаций способствуют объединению усилий субъектов образовательного процесса и коррекционной деятельности. Отзывы родителей, учителей, самих учеников красноречиво доказывают необходимость этого предмета.

Чтобы сделать уроки более эффективными, необходимо соблюдение следующих критериев:

– достигнута ли цель урока педагогом;

– раскрыта ли тема урока;

– осуществлена ли интерактивная методика;

– корректны ли вопросы, заданные учащимся педагогом;

– есть ли у учащихся доверие к учителю, и какая атмосфера царит на уроке;

– как организована творческая деятельность учащихся;

– насколько самостоятельны учащиеся в поиске истины;

– как проявляется творчество учителя на уроке;

– как на уроке использовались учебник и тетрадь ученика;

– насколько интересна тема урока;

– правильно ли сделано обобщение урока;

– раскрыт ли педагогом потенциал ученика, изменились ли дети после урока.

Учитель должен знать, сумел ли он донести идею урока до учащихся, раскрыть личностный потенциал учащегося.

Отсюда вытекают основные критерии анализа уроков самопознания.

1. Соблюдение гигиенических условий в классе: чистота, температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски.

2. Разнообразие видов учебной деятельности, используемых учителем: опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров, задач, практические занятия. Нормой считается 4–7 видов за урок. Однообразность урока способствует утомлению школьников, как это бывает, например, при выполнении контрольной работы. Вместе с тем необходимо помнить, что частые смены деятельности требуют от учащихся дополнительных адаптационных усилий, а это также может способствовать росту утомляемости.

3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности должна придерживаться ориентировочной нормы в 7–10 минут.

4. Число использованных учителем видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный, самостоятельная работа – должно определяться нормой: не менее трех за урок.

5. Чередование видов преподавания не позже чем через 10–15 минут.

6. Использование методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся, позволяющих им реально превратиться из «потребителей знаний» в субъектов деятельности по их получению и созиданию. К таковым относятся методы свободного выбора (свободная беседа, выбор действия и его способа, выбор приемов взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы, направленные на самопознание и развитие интеллекта, эмоций, общения, воображения, самооценки и взаимооценки.

7. Оптимальная длительность применения технических средств обучения в соответствии с гигиеническими нормами, с учетом того, что дома многие дети часами просиживают у экранов телевизоров и компьютеров, реально подрывая свое здоровье.

8. Умение учителя использовать возможности показа видеоматериалов для инициирования дискуссии, обсуждения, привития интереса к познавательным программам, т. е. для взаимосвязанного решения как учебных, так и воспитательных задач.

9. Позы учащихся и их чередование в зависимости от характера выполняемой работы. Учителям необходимо помнить, что нарушения осанки формируются именно в школе. Степень естественности позы школьников на уроке может служить хорошим индикатором психологического воздействия учителя. Психофизический комфорт учеников на уроке – это важнейшее условие предупреждения их утомления.

10. Физкультминутки являются обязательной составной частью урока. Необходимо обратить внимание на их содержание и продолжительность (норма – на 15–20 минут урока по 1 минуте из трех легких упражнений с 3–4 повторениями каждого), а также на эмоциональный климат во время выполнения упражнений и наличие у школьников желания их выполнять.

11. Положительной оценки заслуживает включение в содержательную часть урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация примеров, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа безопасного поведения, обсуждение разных возможностей и последствий выбора того или иного поведения. Умение учителя выделить и подчеркнуть в большинстве тем вопросы, связанные со здоровьем, является одним из критериев его педагогического профессионализма.

12. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности на уроке: интерес к занятиям, к изучаемому материалу, стремление больше узнать, радость от активности. Оценивается уровень этой мотивации и методы ее повышения, используемые учителем. К вопросам здоровья вопросы мотивации имеют самое непосредственное отношение: постоянное принуждение к учебе разрушает здоровье детей и изматывает учителей. Между заинтересованностью в обучении и его позитивным влиянием на здоровье существует прямая связь. Определить же уровень мотивации школьников может любой присутствующий на уроке, а педагог – тем более.

13. Благоприятный психологический климат на уроке, который также служит одним из показателей успешности его проведения: заряд позитивных эмоций, полученных школьниками и самим учителем, – дополнительная гирька на чашу весов, определяющих позитивное воздействие школы на здоровье. И наоборот, наличие стрессов, хроническое психофизическое напряжение, продуцирование отрицательных эмоций и тому подобные проявления как со стороны учителя, так и учеников свидетельствуют о преобладании на уроке здоровьеразрушающих тенденций.

14. Наличие на таком уроке микроконфликтов между учителем и учащимися из-за нарушений дисциплины, несогласия с отметкой, проявления дискомфортных состояний. Умение учителя предупредить такие эмоционально-негативные «всполохи», грамотно их нейтрализовать без нарушения работы всего класса.

15. Преобладающее выражение лица учителя, к примеру, различные проявления доброжелательности или недоброжелательности, улыбчивости – угрюмости и т. п. Урок неполноценен, если на нем не было эмоционально-смысловых разрядок: улыбок, уместных остроумных шуток, использования юмористических картинок, поговорок, афоризмов с комментариями, небольших стихотворений, музыкальных минуток и т. п.

В конце урока советуем обратить внимание на следующие четыре показателя.

16. Итоговую плотность урока, т. е. количество времени, затраченного школьниками непосредственно на учебную работу. Рекомендуемые показатели – в диапазоне от 60 % до 80 %.

17. Момент наступления утомления учащихся и снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения за возрастанием двигательных и пассивных отвлечений школьников в процессе учебной работы. Норма – не ранее чем за 5–10 минут до окончания урока.

18. Темп и особенности окончания урока. К нежелательным показателям относятся:

• неоправданно быстрый темп заключительной части, ее «скомканность»;

• отсутствие времени на вопросы учащихся;

• необходимость торопливой, практически без комментариев записи домашнего задания.

Все это – ненужный стресс как для школьников, так и для учителя. Кроме того, недопустима задержка учащихся в классе после звонка на перемену. Желательно, чтобы завершение урока было спокойным: учащиеся имели возможность задать учителю вопросы, учитель мог прокомментировать задание на дом, попрощаться со школьниками.

19. Интегральным показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока: на одном полюсе – спокойно-деловое, удовлетворенное, умеренно-возбужденное состояние школьников; на другом – утомленное, растерянное, агрессивное, фрустрированное, «взвинченное». Стоит обратить внимание и на состояние учителя.

Поскольку посещение урока руководством – стрессогенная процедура не только для учащихся, но и для учителя, желательно помочь ему освободиться от излишнего напряжения, так как впереди следующий урок. Лучший способ – сразу после занятия поблагодарить педагога и сказать несколько слов поддержки. Анализу урока лучше посвятить время после окончания занятий, когда и проверявший, и учитель успеют немного отдохнуть. Но не следует надолго откладывать процедуру анализа, поскольку педагог волнуется, и затягивание только увеличивает напряжение.

Анализ урока лучше начать с позитивных моментов, с того, что понравилось, что показалось интересным, оригинальным. При обсуждении недостатков следует избегать безапелляционных высказываний, переходов к обсуждению личностных особенностей учителя. Важно не подавить инициативу, творческие тенденции в работе педагога, поскольку именно они уменьшают переутомление как учителя, так и его учеников. Поэтому эффективнее всего проводить анализ урока в форме доверительной беседы, обсуждения сделанного на занятии.

Таким образом происходит выявление лучшего и преодоление того негативного, что неизбежно присутствует в каждом человеке. Важно, чтобы учителя и родители понимали, что должны стать умелыми садовниками, заботливыми и мудрыми, направляющими, дающими достаточно пространства для проявления и раскрытия внутреннего потенциала детей. Есть старая китайская пословица: «Если смотришь на год вперед – посади семена. Если смотришь на 10 лет вперед – посади дерево. Если смотришь на целую жизнь вперед – развивай молодежь».

Первая леди Казахстана Сара Алпысовна, отмечая роль образования, сказала: «Именно через образование мы хотим возродить в нашем обществе нравственно-духовные ценности, чтобы каждый человек мог в полной мере реализовать заложенные в нем от рождения способности и тем самым принести пользу не только нашему государству, но и всем людям на Земле». Предмет «Самопознание» – лучшее подтверждение ее слов – очень важно чтобы каждая личность опиралась в своем развитии на общечеловеческие ценности.

Источник: Журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ