Основные направления деятельности логопеда в ДО

88
Логопед в детском саду
Логопед в детском саду
Первое направление – коррекционно-развивающая работа по выявлению и преодолению нарушений устной речи, а также своевременному предупреждению вторичных отклонений в формировании письменной речи у воспитанников данной ДО.

1.1. Диагностическая деятельность

При организации и проведении логопедической работы необходимо выявить первоначальный уровень сформированности необходимых речевых предпосылок у дошкольников с нарушенной речью. Для этого учитель-логопед проводит в начале учебного года "беглое" обследование речевого развития всех воспитанников. Данные, полученные в результате беглого обследования, заносятся в журнал учета детей с недостатками речи. Выявление детей с речевыми нарушениями для зачисления в логопедический пункт проводится в группах в начале и конце учебного года. В апреле–мае осуществляется детальное обследование детей, поступающих в школу.

Затем с детьми, у которых выявлены какие-либо отклонения в речевом развитии, организуется "детальное" логопедическое обследование.

Оно проводится с помощью традиционных логопедических методов исследования речи и неречевых функций и предполагает заполнение (по результатам обследования) на каждого ребенка с нарушением речи речевых карт, а также постановку речевого заключения. На основании анализа полученных данных и речевого заключения логопед намечает план и программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы с каждым ребенком, предусматривая в них не только целенаправленную работу над всеми структурными компонентами речи, но и над развитием различных психических процессов и личностных качеств. После окончания этапа обследования, логопед составляет список детей с недостатками речи, с которыми он планирует проводить логопедические занятия, подает его на утверждение заведующей детским садом и знакомит с ним педагогов-воспитателей ДО, а также родителей детей, у которых выявлены речевые нарушения.

1.2. Коррекционно-педагогическая деятельность с детьми

Данный вид деятельности осуществляется после детального обследования детей с речевыми нарушениями. При этом в специально отведенном для этого журнале логопед ведет строгий учет посещаемости логопедических занятий.

Основными формами организации логопедической работы являются групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия. В группы (подгруппы) подбираются дети с однородными нарушениями речи и одного возраста. Допускается комплектование следующих групп:

  • с общим недоразвитием речи (ОНР);
  • с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФН);
  • с заиканием;
  • с недостатками звукопроизношения.

Занятия с каждой группой детей проводятся 2–3 раза в неделю. Продолжительность групповых занятий зависит от возраста детей и составляет:

  • во второй младшей группе (с детьми от 3 до 4 лет) – 15–20 минут;
  • в средней группе (от 4 до 5 лет) – 20–25 минут;
  • в старшей и предшкольной группах (от 5 до 7 лет) – 30–35 минут.

Продолжительность подгрупповых занятий для дошкольников – 20–30 минут. Индивидуальные занятия с детьми на логопедическом пункте с детьми дошкольного возраста проводятся со всеми детьми, имеющими речевые нарушения. Продолжительность индивидуальных занятий для дошкольников составляет 20–25 минут. Примерная схема оформления конспектов индивидуальных логопедических занятий представлена в виде формы.

Продолжительность логопедической работы (от двух–трех месяцев до полутора–двух лет) зависит от характера и степени выраженности у детей речевых нарушений, от их индивидуально-личностных особенностей и условий воспитания в семье.

1.3. Контрольно-оценочная деятельность

Указанный вид деятельности предполагает качественную оценку результатов проведенной коррекционно-педагогической деятельности с детьми, зачисленными на логопедический пункт, а также определение у всех воспитанников предшкольных групп речевой готовности к обучению в школе.

Выпуск детей с нарушениями речи осуществляется в течение всего учебного года по мере устранения у них недостатков речевого развития. В случае необходимости для уточнения психофизического состояния дети с согласия родителей (законных представителей) могут быть направлены логопедом на консультации к врачам-специалистам (невропатологу, психиатру, отоларингологу) или в ПМПК. По окончании занятий с ребенком учитель-логопед дает родителям рекомендации по организации их дальнейшего обучения (например, занятия с логопедом в начальной школе, обучение в специальной школе и др.). После завершения коррекционно-развивающей деятельности со старшими дошкольниками на освободившиеся места зачисляются дети младших возрастных групп.

Оценка результативности коррекционно-развивающей работы в условиях логопедического пункта при ДО осуществляется в виде отчета о проделанной работе за учебный год.

Второе направление – повышение квалификации уровня знаний учителя-логопеда.

Данный вид деятельности предполагает подготовку логопедом на основе собственного практического опыта статей, методических разработок и пособий, активное участие логопеда в работе методического объединения логопедов дошкольных организаций образования района, города, области, самостоятельную работу над литературой, а также повышение собственной квалификации на семинарах, курсах усовершенствования, конференциях и др. С этой целью логопеды принимают участие в методических объединениях учителей-логопедов, проводят "открытые" занятия для логопедов района, города, области и др., посещают занятия ведущих логопедов, "проходят" курсы повышения квалификации по актуальным проблемам логопедии и специальной педагогики, разрабатывают новые методики и технологии логопедической работы, публикуют свои статьи в специальных журналах.

Третье направление деятельности логопеда – просвещение работников образования и родителей в области специальной (коррекционной) педагогики, логопедии.

3.1. Профилактика речевых нарушений у детей

Данный вид работы является одним из важных направлений деятельности логопеда, работающего в логопедическом пункте.

Логопеды дошкольного логопедического пункта работают в тесном контакте с воспитателями и родителями, которые закрепляют речевые навыки, приобретенные детьми в процессе логопедических занятий. Формы работы с родителями и воспитателями разнообразны: консультации, открытые занятия, беседы. В ДО в конце учебного года целесообразно проведение логопедами совместно с музыкальными работниками речевых праздников, утренников и др., на которых дети демонстрируют свои успехи. К формам работы с педагогами-воспитателями, позволяющим решать эти задачи, относятся выступления на педагогических советах, тематические консультации, семинары, практикумы и тренинги, беседы и консультации, проводимые в рабочем порядке, наблюдение занятий, игр и режимных процессов в группе с последующим анализом проводимой педагогом-воспитателем работы по активизации речи, приглашение педагогов-воспитателей на логопедические занятия, на которых демонстрируются некоторые приемы стимуляции речевого развития детей, тематические выставки книг, информационные стенды и др.

Основными формами работы с родителями по профилактике речевых нарушений у детей являются "Логопедические уголки", папки-передвижки, выступления на родительских собраниях, индивидуальные и групповые консультации, семинары, практикумы и тренинги, беседы и консультации, приглашение родителей на логопедические занятия и др.

3.2. Консультативная деятельность логопеда

Указанный вид работы включает в себя координацию усилий педагогов и родителей по созданию полноценной речевой среды и активизации речи у детей.

Основной задачей консультативной деятельности логопеда является такая организация совместной деятельности детей и взрослых, которая стимулировала бы детей к непроизвольному упражнению и закреплению новых речевых навыков, а также введению их в активную речь. Эффективному закреплению полученных на логопедических занятиях речевых навыков способствует организация логопедом при помощи индивидуальной тетради ребенка систематической деятельности по выполнению домашних заданий.

Указанный вид деятельности логопеда на логопедическом пункте предусматривает также оказание в случае необходимости консультативной помощи детям, уже прошедшим логопедический курс, но испытывающим сложности в усвоении дошкольной образовательной программы.

Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль