text
MCFR.KZ Образование

Локальные акты школы

  • 14 октября 2010
  • 508

Эффективность руководства общеобразовательным учреждением во многом зависит от правильного ведения школьной документации. Правила оформления и ведения школьной документации, не являющейся документами строгой отчетности, разрабатываются и утверждаются самой школой в целях соблюдения единых требований внутришкольного контроля.

Независимо от вида и статуса образовательного учреждения  данные локальные акты совершенно незаменимы в любой школе и согласуются с ее уставом. Поэтому, исходя из собственного опыта работы и практики других образовательных учреждений, предлагаем ряд локальных актов, охватывающих различные стороны правового регулирования организации методической работы в школе.

Положение о научно-методическом совете

           Научно-методический совет (далее – НМС) является коллективным общественным органом внутришкольного управления, который призван координировать усилия учителей, методических кафедр, методических объединений (МО), творческих групп, направленные на развитие научно-методического образовательного процесса, инновационную деятельность педагогического коллектива,  решение выбранных научно-методических проблем.

Задачи НМС:

  • Рассматривать, вырабатывать, оценивать стратегически важные предложения по развитию гимназии, научно-методическому обеспечению инноваций в учебно-воспитательном процессе.
  • Организовывать разработку программы развития, учебных планов, программ; концепции образовательного процесса.
  • Вырабатывать и согласовывать подходы к организации, осуществлению и оценке инновационной деятельности в гимназии.
  • Организовывать целенаправленную работу по развитию профессионального мастерства педагогов, вносить предложения по обеспечению инновационных процессов необходимыми финансовыми, материально-техническими и иными ресурсами.
  • Рецензировать программы экспериментов, педагогических инноваций.

Состав НМС:

  • Председатель – директор школы-гимназии.
  • Ответственный за оргработу – заместитель директора по НМР, ПО.
     

Членами совета являются:

  • Заведующие кафедрами, руководители творческих коллективов, представители ШНОУ.
  • На отдельные заседания приглашаются учителя-экспериментаторы и весь педагогический коллектив.
     

Заседания НМС проводятся не реже одного раза в четверть согласно перспективному плану на учебный год.

Протоколы ведет ответственный за организационную работу в НМС. Решения НМС доводятся до всего педагогического коллектива.

НМС гимназии создает условия для совместной деятельности учителей, учителей-экспериментаторов, руководителей кафедр, МО, заместителей директора по УВР по формированию у учащихся устойчивой мотивации обучения и творческой деятельности на основе использования научных разработок, передового опыта. Особое место занимает работа по расширению педагогического арсенала каждого учителя, мониторинг инновационных процессов. Для этого используются следующие структурные звенья:               

- Творческие, экспериментальные группы (временные или постоянные). Руководителем группы избирается один из ее членов. Группа может работать по заданию кафедры или самостоятельно по выбранной проблеме.

- Межпредметные группы. Их деятельность может носить временный характер, и подчинена задаче определения интеграционных связей в учебно-воспитательном процессе.

- Работа по индивидуальному плану. В условиях гимназии работа каждого члена педагогического коллектива связана с определенной научно-экспериментальной работой, особенно в период формирования школьного контингента, учебных планов, программ, разработок тем, выбора методов, технологий, подготовки учебно-методического оснащения.

- Кафедры. Основное внимание уделяется их направлено на научный выбор и обоснование решений в совершенствовании педагогического мастерства, обобщении и распространении опыта. Кафедра проводит первоначальную экспертизу изменений в программах, разрабатывает методические рекомендации, ведет методическую работу по предмету, проводит анализ результатов деятельности учителей, организует методическое обучение начинающих учителей, внеклассную работу с учащимися и их родителями.

- Проблемный психолого-педагогический семинар с привлечением преподавателей вузов, не имеющих практики школьного учителя, проводится в целях приведения содержания предметов и методики работы в соответствие с особенностями школьной педагогики. Работу с этими преподавателями планирует председатель НМС и проводит ее с привлечением опытных учителей.

В своей деятельности НМС подотчетен педагогическому коллективу гимназии, несет ответственность за принятые решения и обеспечение их реализации.

Положение о проведении предметных недель

1.Общие положения

1.1.Школьные предметные недели проводятся ежегодно методическими объединениями (МО) и кафедрами в целях повышения профессиональной компетентности учителей в рамках планирования научно-методической и опытно-экспериментальной работы, а также для развития познавательной и творческой активности обучающихся.

1.2.Задачи предметной недели:

- Совершенствование профессионального мастерства педагогов через подготовку, организацию и проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий.

- Вовлечение обучающихся в самостоятельную творческую деятельность, повышение их интереса к изучаемым учебным дисциплинам.

- Выявление обучающихся, которые обладают творческими способностями и стремятся к углубленному изучению определенной учебной дисциплины или образовательной области.

- Формирование банка педагогических технологий для развития учащихся в области науки, техники, художественного творчества.

2.Организация и порядок проведения предметной недели

2.1.Предметная неделя проводится в соответствии с планом работы МО или кафедры.

2.2.Тематика предметной недели определяется на заседании НМС в начале учебного года и является единой.

2.3.Мероприятия должны соответствовать целям и тематике недели.

2.4.Организатором предметной недели является методическое объединение или кафедра.

2.5.Участниками предметной недели являются:

- Все учителя-предметники или преподающие группу дисциплин образовательной области, по которым проводится предметная неделя.

- Ученики школы, изучающие предмет или образовательную область, по которым проводится предметная неделя.

2.6. В рамках предметной недели могут проводиться:

- Нетрадиционные уроки по предмету.

- Внеклассные мероприятия в параллели учебных классов и между параллелями.

- Общешкольные мероприятия.

- Коллективные творческие дела.

- Другие формы учебно-воспитательной деятельности.

2.7.При составлении плана недели учитывать:

- Занятость всех учителей МО или кафедры.

- Разнообразные формы проведения уроков и мероприятий.

- Составление четкого графика мероприятий (с указанием даты, времени и ответственного), который подается заместителю директора по НМР за неделю до  проведения творческой недели.

2.8.Обсуждение плана-графика творческой недели происходит на заседании МО или кафедры, после чего утверждается заместителем директора по НМР.

2.9.Каждому учителю-предметнику желательно провести не менее одного урока в рамках темы предметной недели и не менее одного тематического мероприятия.

2.10.Проведение предметной недели должно сопровождаться разнообразной наглядной информацией, которая располагается в различных помещениях школы.

2.11.По окончании предметной недели на заседании МО или кафедры проводится анализ мероприятий, организованных в ходе недели.

2.12.По итогам предметной недели заместителю директора школы по НМР сдаются следующие документы:

- график проведения предметной недели;

- тексты заданий для проведения предметных олимпиад и протоколы с их результатами;

- планы или сценарии открытых мероприятий;

- отчет по итогам предметной недели с указанием Ф.И.О. педагогических работников и учащихся для поощрения.

2.13.В целях обобщения опыта работы педагогов, создания методической копилки учитель разрабатывает план-конспект урока или мероприятия и сдает в течение 3 дней после проведения мероприятия в методический кабинет.

2.14.Результаты творческой недели отражаются в итоговом приказе директора школы.

Должностные обязанности руководителя методического объединения

           Руководитель МО назначается и освобождается от должности директором школы-гимназии. Он должен иметь высшее профессиональное образование и педагогический стаж не менее 5 лет, высшую или 1-ю категорию.

Основными направлениями деятельности руководителя МО являются:

- Составление плана работы МО на учебный  год.

- Текущее планирование деятельности МО.

- Координация работы учителей МО по выполнению плана и учебных программ.

- Отслеживание качества профессиональной деятельности учителей МО.

- Организация повышения квалификации учителей через постоянно действующие формы обучения.

- Создание информационного банка данных по учителям МО.

- Проведение предметных олимпиад, конкурсов, спортивных марафонов, соревнований учащихся и учителей МО.

- Изучение инновационных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для учителей МО.

- Установление и развитие творческих связей и контактов с аналогичными подразделениями в других учебных заведениях, с подразделениями высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, исследователями в интересах совершенствования своей работы.

- Анализ результатов образовательной деятельности по предметам.

- Организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями.

Руководитель МО выполняет следующие должностные обязанности:

- Руководство научно-методической деятельностью МО.

- Разработка и внедрение образовательных концепций, программ развития, учебно-методических материалов.

- Планирование работы МО, посещение и анализ уроков, разработка и внедрение  новых  программ, курсов, учебно-методического обеспечения.

- Организация участия кафедры в деятельности НМС, в подготовке и проведении педсоветов, семинаров, конференций по различным педагогическим проблемам, вовлечение учителей и учащихся  в научную и научно-методическую работу.

- Проведение декад, месячников по предметам профориентационной работы,  предметных вечеров, соревнований и т.д.

- Подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, фестивалям. По окончании их  обобщение результатов, их анализ и представление заместителю директора.

- Создание и ведение банка данных учителей МО по установленной форме, мониторинг их потребности в повышении профессионального мастерства, поиск адресов педагогического опыта.

- Обобщение информационно-аналитических материалов по вопросам деятельности МО, 2 раза в год подготовка обобщенного аналитического материала для заместителей директора по УВР и НМР.

- Организация методической помощи учителям в решении проблем преемственности, в работе с различными группами учащихся.

- Участие в работе совещаний и планерок у заместителя директора, информирование об итогах деятельности учителей МО.

- Оказание помощи заместителям директора по подбору материала и пропаганде профессионального опыта учителей МО.

Руководитель МО имеет право в пределах своей компетенции:

- Вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей.

- Доводить и давать обязательные для исполнения указания учителям МО.

- Посещать любые мероприятия, проводимые учителями МО, для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля качества их проведения.

- Представлять учителей МО за успехи в работе, активное участие в инновационной и научно-исследовательской деятельности к награждению и поощрению директором.

- Получать от администрации информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной деятельности.

- Обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками других общеобразовательных школ.

- Обращаться за консультациями по проблемам образовательной деятельности к методистам ИПКСО, РИПКСО, городского методического кабинета и т.д.

Должностные обязанности руководителя методической кафедры

           Руководитель методической кафедрой назначается и освобождается от должности директором школы-гимназии. Он должен иметь высшее профессиональное образование и педагогический стаж не менее 5 лет, высшую или 1-ю категорию.

Основными направлениями деятельности руководителя методической кафедры являются:

- Составление плана работы кафедры на учебный  год.

- Текущее планирование деятельности кафедры.

- Координация работы учителей кафедры по выполнению плана и учебных программ.

- Отслеживание качества профессиональной деятельности учителей кафедры.

- Организация повышения квалификации учителей кафедры через постоянно действующие формы обучения.

- Создание информационного банка данных по учителям кафедры.

- Проведение предметных олимпиад, конкурсов, интеллектуальных марафонов, организация проектной и исследовательской деятельности учащихся и учителей кафедры.

- Изучение инновационных процессов в методике преподавания учебных предметов и выработка на их основе рекомендаций для учителей кафедры.

- Установление и развитие творческих связей и контактов с аналогичными подразделениями в других учебных заведениях, с подразделениями высших учебных заведений и научно-исследовательских институтов, исследователями в интересах совершенствования своей работы.

- Анализ результатов образовательной деятельности по предметам.

- Организация работы наставников с молодыми специалистами и малоопытными учителями.

Руководитель методической кафедры выполняет следующие должностные обязанности:

- Руководит научно-методической и опытно-экспериментальной деятельностью кафедры.

- Разрабатывает и внедряет образовательные концепции, программы развития, учебно-методические материалы.

- Планирует работу кафедры, экспериментальную работу – как на перспективу, так и ежегодно.

- Координирует индивидуальную работу членов кафедры по научной тематике и экспериментальным программам.

- Осуществляет практическую работу с научно-исследовательскими и учебными учреждениями, становление, развитие НОУ.

- Посещает и анализирует уроки.

- Анализирует разработки и внедрения новых программ, курсы, учебно-методическое обеспечение.

- Организует участие кафедры в деятельности НМС, в подготовке и проведении педсоветов, семинаров, конференций по различным педагогическим проблемам.

- Вовлекает учителей и учащихся  в научную и научно-методическую работу.

- Проводит декады, месячники по предметам профориентационной работы,  предметные вечера, соревнования и т.д.

- Готовит учащихся к олимпиадам, конкурсам, фестивалям. По окончании их  обобщает результаты, анализирует их и представляет заместителю директора.

 - Создает и ведет банк данных учителей кафедры по установленной форме, определяет их потребности в повышении профессионального мастерства и ищет адреса   педагогического опыта.

- Обобщает информационно-аналитические материалы по вопросам деятельности кафедры, 2 раза в год готовит обобщенный аналитический материал и представляет его заместителям директора по УВР и НМР.

- Организует методическую помощь учителям в решении проблем преемственности, в работе с различными группами учащихся.

- Участвует в работе совещаний и планерок у заместителя директора и информирует об итогах деятельности учителей кафедры.

- Оказывает помощь заместителям директора по подбору материала и пропаганде профессионального опыта учителей кафедры.

Руководитель методической кафедры имеет право в пределах своей компетенции:

- Вносить предложения по совершенствованию профессиональной деятельности учителей.

- Доводить и давать обязательные для исполнения указания учителям кафедры.

- Посещать любые мероприятия, проводимые учителями кафедры, для оказания методической помощи и осуществления систематического контроля качества их проведения.

- Представлять учителей кафедры за успехи в работе, активное участие в инновационной и научно-исследовательской деятельности к награждению и поощрению директором.

- Получать от администрации информацию нормативно-правового и организационно-методического характера по вопросам образовательной деятельности.

- Обмениваться информацией по вопросам, входящим в его компетенцию, с администрацией и педагогическими работниками других общеобразовательных школ.

- Обращаться за консультациями по проблемам образовательной деятельности к методистам ИПКСО, РИПКСО, городского методического кабинета и т.д.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 10-2010 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться