MCFR.KZ Образование

Критериальный подход к оцениванию уровня достижений учащихся

  • 7 февраля 2019
  • 600
Критериальный подход к оцениванию
Критериальный подход к оцениванию

Сверхзадача современной школы состоит в том, чтобы сформировать у школьника стремление к образованию в течение всей его жизни, дать ему возможность осознать смысл каждого шага, сделанного на пути к знаниям, научить ориентироваться в выборе способов и источников познания.

Читайте также эту статью на казахском языке



Цели и задачи, поставленные сегодня перед школой, требуют перестройки методической стороны урока и системы оценивания.

Оцениванию как одной из важных составляющих образовательного процесса принадлежит главная роль в управлении им. Главные функции оценивания – анализ эффективности образовательных программ и осуществление обратной связи. Это необходимо для выявления особенностей учения и обучения, своевременного внесения соответствующих коррективов, построения индивидуальных траекторий развития каждого ученика. Бесспорно, что при этом необходимым становится объективность оценки. В принципе логика построения объективной и эффективной систем оценивания достаточно проста. Отправной точкой отсчета в ее формировании должны стать не подбор оценивающих заданий и не поиск нужных технологий для оценивания, а  четкое понимание того, что именно мы хотим измерить, в области каких параметров уровень достижений учащихся для нас наиболее важен. Таким образом, формирование эффективной системы оценивания начинается с четкого определения  целей и задач образовательной программы в целом и учебной программы по каждой учебной дисциплине. При этом цели и задачи должны быть измеримы в процессе оценивания уровня достижений ученика.

Именно такой подход является главным в критериальной системе оценивания, рекомендованной программой основной школы Международного бакалавриата (IB MYP) и внедряемой в нашей школе. Отличительная особенность этой системы –  оценивание не только уровня знаний по предмету (уровень предметной компетентности), но и уровня сформированности предметных и общеучебных умений и навыков.

В критериях оценивания по естественным наукам отражены задачи данной образовательной области, они используются для оценивания уровня достижений учащихся на уроках биологии, химии и физики в процессе текущего и итогового оценивания уровня достижений учащихся. Критерии имеют качественное и количественное содержание:

           Качественное содержание включает в себя знание и понимание научных понятий и законов; умение использовать и интерпретировать научную терминологию; понимание и применение полученных знаний к решению проблем; обработку данных, полученных из различных источников; проведение экспериментальных исследований; понимание взаимосвязи между научными и социальными аспектами современного мира; способность учащихся оценивать возможности и пределы применения науки.

          Количественное содержание критериев определяется баллами и соответствующими им описаниями, определяющими уровень достижений по данному критерию.



       

   Оценивание успехов учащихся производится только на основе сравнения их достижений с предъявленными критериями. Критерии оценивания сообщаются учащимся и их родителям в начале каждого учебного года и работают на условиях так называемого общественного договора. Важно, что высший балл по каждому критерию соответствует уровню, который учащиеся могут реально достичь к моменту окончания программы. Уровень ожидаемых результатов учебной деятельности на каждый год обучения отличается по степени сложности и определяется школой в процессе адаптирования критериев, предложенных IB для итогового оценивания на этапе завершения учеником программы MYP.

 Использование четко определенных критериев позволяет учителю не только наполнить отметку конкретным содержанием, но и вовлечь учащихся в процесс оценивания результатов своей учебной деятельности. Это, безусловно, способствует развитию у них рефлексивных навыков и повышению внутренней мотивации к учебе.  Известно, что оценка мотивирует, когда ученик:

  •  уверен в ее объективности;
  •  воспринимает ее как полезную для себя;
  •  знает, что необходимо сделать для достижения более высоких показателей;
  •  уверен, что ему окажут в этом достижении помощь;
  •  уверен в том, что у него есть возможность и условия для достижения более высоких результатов.

Следует также отметить, что критериальное оценивание предполагает смещение акцентов с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету, с оценивания учителем на самооценивание, интеграцию количественной и качественной оценок.

Критериальный подход к оцениванию стимулирует учителя в процессе планирования учебной деятельности к продумыванию различных видов деятельности учащихся, нацеленных на формирование тех или иных качеств ученика и позволяющих затем оценить степень их сформированности. Оценивание по критериям заставляет учителя по-иному подходить к отбору и составлению учебных заданий. Его задача становится более сложной: учебное задание должно не только обучать или контролировать уровень усвоения знаний, но и создавать условия, при которых ученик будет вынужден проявлять навыки и умения, заложенные в критериях оценивания. Так, к примеру, для оценивания уровня достижений ученика по критериям «Научное исследование», «Обработка данных», «Умения и навыки» на уроках химии, физики или биологии необходимо заложить в задание формулирование гипотезы и ее обоснование с использованием научного языка, выбор необходимых материалов и составление плана работы для проверки гипотезы, выбор способов представления данных, написание обоснованного вывода, предложение учащимся групповой формы работы. По завершению работы – оценить себя с использованием всех названных критериев, провести рефлексивное осмысление проделанной работы. Для оценивания учащихся по критерию «Единство мира» наиболее подходящими инструментами становятся написание эссе, выполнение проекта с различными формами его презентации.

Таким образом, данная система оценивания требует и совершенно нового методического обеспечения.

            Критерии используются в текущем и итоговом оценивании.

★ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ★

Внутришкольный контроль в условиях обновления содержания образования
Критериальный подход к оцениванию уровня достижений учащихся

О. В. Побирская

научно-методический руководитель, педагог-организатор ПДОУ ОСШ № 25, г. Актобе
Критериальный подход к оцениванию уровня достижений учащихся

Ж. З. Дошниязова

заместитель директора по учебной работе

Внутришкольный контроль – основной компонент педагогического менеджмента, ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами организации образования (далее – ОО).

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности, так как информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. Общеизвестно, что внутришкольный контроль (далее – ВШК) планируется на основе анализа работы школы, затрагивает выявленные проблемы, инновационные процессы, направлен на изучение методического мастерства учителей, оказание им своевременной помощи. Все мероприятия по осуществлению контроля распределяются между членами администрации, устанавливаются сроки, создается приказ об осуществлении контроля, составляется алгоритм проверки. После проверки пишется справка, приказ по ее результатам, подводятся итоги на совете при директоре, завуче, наиболее значимые рассматриваются на научно-методическом или педагогическом советах.

Использование всех критериев в процессе текущего оценивания не является обязательным. Учитель вправе использовать от одного до шести  критериев в зависимости от поставленных целей и содержания работы. Естественно, количество максимально возможных баллов при этом будет варьироваться от 6 до 36. При использовании критериев в процессе текущего оценивания на первый план выходит получение обратной связи в рамках каждого аспекта, заложенного в описании к критериям. При этом  отметка не просто уходит на второй план, в ней просто нет необходимости. Задание для текущего оценивания сопровождается рубриками оценивания – критериями, адаптированными для конкретного задания. Рубрики, с которыми учащиеся, как правило, знакомятся до начала выполнения работы, позволяют и учителю, и ученику детально проанализировать промежуточные результаты и вовремя внести коррективы в учебный процесс. Более того, такой подход к оцениванию способствует пониманию учащимися того, чему они учатся и как продвигает их на этом пути каждое новое занятие.

Итоговое оценивание осуществляется также с использованием критериального подхода. При этом считается недопустимым выведение итоговых отметок из текущих с использованием каких-либо математических операций, например, среднего арифметического. Как следствие этого текущая оценка отражает лишь успешность конкретной работы. В процессе итогового оценивания учитель оценивает уровень достижений учащегося по каждому критерию оценивания и, используя таблицу перевода баллов в отметку, определяет итоговый результат учебной деятельности ученика. Учитель при этом опирается на работы, составляющие портфолио ученика по данному предмету. На первой странице портфолио – «Листе достижений ученика» – фиксируются результаты выполнения учащимися всех работ за определенный промежуток времени в рамках каждого из критериев оценивания.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться