MCFR.KZ Образование

Организация профильного обучения

  • 26 марта 2019
  • 226
Профильное обучение
Профильное обучение

Поставленные перед образованием республики задачи перехода школ на двенадцатилетнее образование призывают ученых и практиков к интеграции наработок по трем важнейшим направлениям.

Читайте также эту статью на казахском языке

Это повышение качества образования, проектирование системы профильного обучения и обновление научно-методического обеспечения образования в сторону высокой технологичности и применимости для самостоятельного повышения учащимися своей компетентности. Реализация двух первых задач служит пропуском в европейское государственное пространство. Решение третьей задачи – разработка моделей и технологий – рассматривается как средство обеспечения качественного образования в школе с профильным обучением.

Третья ступень обучения является завершающим этапом среднего общего образования, поэтому вопросы социально-профессионального самоопределения актуальны для каждого старшеклассника. А педагогический коллектив  каждой школы  заинтересован в решении этих вопросов и поэтому создает условия для профориентации школьников, вариативности обучения усилением дифференциации и индивидуализации обучения.

С чего начать внедрение профильной и предпрофильной подготовки (ПП)   учащихся? Первоочередные мероприятия включают в себя следующее:

  • изучение нормативных документов и имеющегося опыта организации профильной и предпрофильной подготовки в других школах;
  • анализ ситуации в школе, оценки ресурсов (кадрового, финансового потенциалов; материальной базы школы; связи со среднеспециальными учебными заведениями  (ССУЗ);
  • разработка концепции профильного обучения для организации самостоятельной, исследовательской деятельности учащихся;
  • изучение образовательных потребностей учащихся, профессиональное самоопределение через компьютерное тестирование, индивидуальная работа с психологами;
  • анализ существующих учебных программ, учебной литературы; разработка  учебного плана школы, примерных учебных планов профилей, элективных курсов по переходу на профильное обучение; программы предпрофильного обучения.
  • изучение проектов, стандартов по базовым и профильным предметам.

★ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ★

Практические методы и подходы к процессу обучения
Организация профильного обучения
К. Я. Грудупс заместитель директора по НМР ГУ «Школа-лицей № 1 отдела образования акимата г. Костаная»
Для обеспечения успешной реализации учителями обновленной учебной программы необходимо следовать практическим советам.

Необходим мониторинг кадрового потенциала. На основе полученных данных составляется план повышения квалификации и переподготовки педагогов для ведения профильных курсов, содержание методической работы по предметам строится с учетом требований подготовки к ЕНТ.

Следующий блок мероприятий – организация самостоятельной работы учащихся, обучение активным способам деятельности (поисковая, исследовательская, проектная), корректировка содержания воспитательной работы в плане успешной социализации старшеклассников. В психолого-педагогической поддержке учащихся и педагогов необходимы психологические тренинги, тестирование, анкетирование, организационно-деятельностные игры, диагностика уровня готовности к продолжению образования по тому или иному профилю. Создание портфолио ученика. Внедрение в учебный процесс информационных и коммуникационных технологий.

Профильное образование требует изучения и внедрения информационных технологий обучения, его активных форм и методов: дебаты, дискуссии, работа в группах, имитационные деловые игры, технологии развития критического мышления и др.

Расширяются возможности библиотеки как информационно-коммуникационного центра для включения старшеклассников в научно-исследовательскую, проектную деятельность, в подготовку к олимпиадам, интеллектуальным конкурсам.

Активизируется профориентационная работа: проведение экскурсий в ССУЗ, пробные уроки, дни открытых дверей для учащихся 8–9 классов и их родителей,  оказание помощи выпускникам в выборе профиля обучения.

Выбор профильного обучения (ПО) предполагает:

  • способность учащегося к построению образа будущего и знание того, через какие виды профессиональной, социальной и предметной деятельности оно осуществимо;
  • знание своих ресурсов и возможностей;
  • мение делать осознанный ответственный выбор с учетом физических возможностей и творческого потенциала.

Работа учителя в условиях профильного обучения требует специального образования, которого в педагогических вузах в полном объеме не давали. В связи с этим существенно возросла роль администрации школы в создании условий для повышения учителями своей квалификации, подготовки педагогических кадров школ к работе в профильных классах, в преподавании курсов по выбору учащихся.

Профильное обучение потребует от учителей дополнительных затрат времени   (подготовка к проведению уроков на повышенном уровне, разработка новых дидактических и методических материалов, написание планирующих и отчетных документов, затраты времени на повышение квалификации или переподготовку). Учащимся придется тратить время на углубленное изучение профильных предметов, не снижая нагрузки на освоение другого материала.

Особый пункт программы профориентация девятиклассников – это:

  • ознакомление учащихся с возможными направлениями обучения после основной школы,
  • диагностика профессиональных наклонностей,
  • психолого-педагогическое консультирование учащихся,
  • анкетирование, тестирование,
  • изучение познавательных интересов и потребностей.

Большая работа предстоит с родителями (встречи, беседы, педагогические консилиумы, родительские собрания, педсоветы) по принятию ими решения о дальнейшем образовании выпускников 9 классов.

Предпрофильная подготовка девятиклассников представляет собой гибкую систему выбора спецкурсов, факультативов, встреч и бесед на темы «Я и моя профессия», «Познай себя». В старшей школе ребята защищают рефераты, научные проекты, участвуют в лабораторно-практических занятиях, коллоквиумах, зачетах.

   

Источникжурнал «Методист организации образования»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться