MCFR.KZ Образование

Школьный музей: проект, работа, открытие, задачи, экспозиция, положение

  • 21 ноября 2018
  • 952
Школьный музей: проект, работа, открытие, задачи, экспозиция, положение
Школьный музей: проект, работа, открытие, задачи, экспозиция, положение

Школьный музей имеет непреходящее значение в возрождении и развитии духовно-нравственных ценностей учащихся, гражданско-патриотическом воспитании, развитии их творческих способностей и аналитического мышления.

Читайте также эту статью на казахском языке

Любой музей начинается со сбора, изучения, хранения и показа предметов и документов, представляющих историческую ценность. Собранные и отраженные в экспозиции экспонаты говорят о профиле музея – историческом, военно-историческом, краеведческом. 

Проект школьного музея

Создавая музей школы, образовательное учреждение в проекте школьного музея ставит задачу развивать навыки исследовательской работы учащихся, творческие способности, формировать интерес к отечественной культуре и уважительное отношение к нравственным ценностям старшего поколения. Поэтому музей – это не просто особый учебный кабинет школы. Это то открытое образовательное пространство, где воспитывается чувство ответственности за сохранение природных богатств, культуру края, гордость за свое Отечество, школу, семью, сопричастность к прошлому и настоящему малой Родины. На его базе координируется военно-патриотическая деятельность образовательного учреждения.

★ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ★

«Туған жер» – основа воспитания общенационального патриотизма
Школьный музей

Р. С. Саркен

директор КГУ «Средняя школа № 43 им. Г. Мусрепова», , г. Петропавловск

На земле нет края лучше того, где ты родился и вырос.
Габит Мусрепов

В статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент страны Н. А. Назарбаев инициировал проекты «Туған жер» и «100 новых лиц Казахстана». Соединяясь с ценностями и нравственными ориентирами, патриотизм приобретает национальную идею.

В связи с этим патриотизм рассматривается как часть национальной стратегии государства «Мәңгілік ел», и одна из его основ закладывается в любви к малой родине, родной земле – туған жер.

Работа школьного музея

Музей дает уникальную возможность использовать опыт предыдущих поколений в познавательном процессе, при котором учащиеся, собирая подлинные документы, накапливают запас знаний, самостоятельно «пишут» историю. Это важный стимул для патриотического и гражданского воспитания учащихся. Поисково-собирательная работа, изучение и описание музейных предметов, создание экспозиции, экскурсии, вечера, конференции помогают сделать досуг школьников содержательным.

Ребята учатся ориентироваться в потоке информации, выбирать и формулировать темы исследования, заниматься работой с первичными документами, находить источники  и анализировать, выдвигать на их основе гипотезы и проверять истинность и научную ценность. Изучая памятники истории и культуры родного края, объекты природы, встречаясь с участниками и очевидцами событий, находя документы в архивах, учащиеся получают реальные представления о прошлом, политических и социально-экономических процессах.

Это расширяет их кругозор, знание предметов истории и обществоведения школьного курса. В музее необходимо наличие постоянного актива учащихся – Совета музея, под руководством педагогов ведущего поиск и исследования, комплектование, учет и хранение фондов, показ и пропаганду материалов.

Открытие школьного музея

Образовательно-воспитательный эффект школьного музея в том, что ребенок выступает как активный его создатель. Поисково-собирательная работа, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают узнать историю края изнутри, понять, как много вложили их предки в его экономику и культуру. Это воспитывает уважение к памяти, к наследию.

Участвуя в исследовательской деятельности, краеведческих походах и экспедициях, школьники закаляются физически, обретают практические навыки, умение описывать и классифицировать исторические документы.

Открытие школьного музея и его деятельность зависят от слаженной работы педагогов и учащихся, сотрудничества в отборе и комплектовании документов, поиске и изучении истории школы, устранении «белых пятен» в ее летописи.

Нужно научить ребят комплектовать фонды, создавать экспозиции, вести учет, описывать, реставрировать собранные документы и предметы, то есть овладевать основами музейного дела. Изучение специфики различных профессий, ремесел, народных промыслов в процессе краеведения влияет на профессиональную ориентацию учащихся, выбор специальностей в области педагогики, музейного, архивного, библиотечного дела.

Профиль школьного музея

Специализация, профиль музея – это не устоявшаяся конструкция со строгими рамками. Она в постоянном движении, обогащается новыми материалами, которые, в свою очередь, привнесут в учебный процесс новые грани. Историко-краеведческая тематика – наиболее благодатное направление образовательной и воспитательной работы, собственной поисково-собирательной и исследовательской деятельности учащихся и учителей.

Ее задача – изучение и систематизация памятников истории, культуры и природы, отражение ее в гербариях, минералах, фотографиях, предметах и документах. Краеведение отнюдь не означает изучение лишь природы родного края, но и его прошлого.

Музей может быть посвящен истории города, школы. Но какой бы профиль ни был выбран, особенность школьных музеев в том, что строится он на местном материале. Например, литературный музей изучает жизнь и творчество знаменитых и не только местных писателей, исследуя при этом природные объекты, исторические процессы, описанные в литературных произведениях.

Школьные музеи могут собирать материалы о местном музыкальном творчестве: народных инструментах, устных сказаниях, народных песнях, танцах, частушках и т. п. Можно создать монографический музей типа военно-исторического, мемориального в честь выдающегося факта истории или легендарного лица – он возникает обычно в том месте, где проживала историческая личность или произошло событие. В историко-биографическом музее хранятся  подлинные вещи и иллюстрации к различным фактам.

Задачи школьного музея

В своей деятельности музей должен соблюдать ряд принципов и, соответственно, задач:

  • органичную  связь с уроками, учебно-воспитательным процессом, предметными кружками и факультативами;
  • осуществление  непрерывного исследовательского поиска;
  • использование разнообразных приемов и форм музейных уроков, лекций, семинаров, научно-практических конференций, шефской помощи ветеранам и др.;
  • развитие самостоятельности и творческой инициативы учащихся;
  • помощь со стороны учительского коллектива, ветеранов войны и труда;
  • единство познавательного и эмоционального начал в содержании экспозиций, экскурсий, во всей деятельности музея;
  • строгий учет, правильное хранение и экспонирование собранных материалов;
  • организацию сотрудничества с государственными музеями и архивами.

Фонды школьного музея

Создать настоящий музей непросто. Необходима серьезная научная подготовка педагогов и актива – Совета музея. Из музейного фонда формируются  экспозиции и выставки музея.

Основной фонд музея состоит из коллекции предметов, согласно его профилю, дополнительный – из научно-вспомогательного материала в виде копий, макетов, моделей, муляжей, слепков, карт, планов, схем, диаграмм и таблиц. Краеведческий музей собирает орудия труда, сырье и продукцию производства, музей боевой славы – оружие и военное снаряжение, знамена и ордена. В краеведении встречается нумизматика, одежда, утварь, мебель.

Изобразительные источники составляют фотографии, письменные –  рукописные и печатные документы, мемуары, рукописи, законодательные акты, листовки, письма, книги, периодические издания.  

В основном фонде музея истории школы хранятся учебники, по которым занимались ученики прошлых лет, книги с автографами, дарственными надписями. Здесь же могут быть листовки, объявления, пригласительные билеты, официальные документы: удостоверения личности, расчетные и трудовые книжки, свидетельства об образовании, дипломы, грамоты. В самом центре экспозиции можно расположить главный документ –  копию официального документа об открытии школы.

Для удобства учета создается упрощенный музейный каталог с перечнем предметов, алфавитной, тематической, отраслевой картотекой.

Музейный предмет – объект комплектования, научного изучения и описания, использования во всех формах музейной деятельности. Он должен служить источником информации о процессах, событиях и явлениях, с которыми связан, представляя научную, мемориальную, историческую и художественную ценность.

Предметы для пополнения фонда музея находят во время экспедиций, передают в дар или приобретают у владельца. Вам повезет, если это будет раритет, семейная реликвия, уникальная вещь как символ, памятный знак эпохи: знамена, награды, удостоверения личности.

В музее из истории школы можно выставить предметы школьного инвентаря: старые карты, глобусы, энциклопедии, ручки, чернильницы, тетради, дневники. В отдельном уголке можно отразить достижения школы – знамена, кубки, медали, ценные подарки.
Какие предметы должны отражать событие, решает Совет музея. Обычно площадь у музея небольшая, поэтому отбор экспонатов должен быть тщательным.

Экспозиция школьного музея

Экспозиция школьного музея должна быть оформлена грамотно, соответствовать требованиям эстетики, с описанием экспонатов и аннотациями, выполненными четким и красивым шрифтом. Школьный художник или дизайнер должен проследить за размещением заголовка, подзаголовка, за их соразмерностью, чтобы не было слишком ярких или мрачных цветов. И конечно же, недопустимы искажения, ошибки, помарки.

Размещаются экспонаты согласно концепции и тематическому плану музея, по историко-хронологическому принципу, с четкой структурой, последовательно показывающей хронологию исторического процесса, с логически выстроенной структурой взаимосвязанных разделов. Экспонаты музейного фонда можно разместить в вертикальном плане – это касается стендов, витрин. Горизонтально выставляются подставки. Если есть возможность, оформите диорамы и баннеры.

Итак, вы все расставили, оформили. Теперь важно выработать экспозиционный маршрут, чтобы осмотр экспозиции был последовательным и удобным для выполнения функции образования и воспитания. В музее проходят экскурсии, консультации, лекции, передвижные выставки, различные массовые мероприятия. Экскурсия – наиболее массовая форма ознакомления с музеем и должна учитывать интерес посетителей разного возраста и образовательного уровня.

Особая роль отводится экскурсоводу. Он должен быть умелым  рассказчиком, знать экспонаты, содержание экспозиции. Если в музее будут проводиться тематические вечера и утренники, клубы встреч с интересными людьми, музейные уроки, торжественные линейки, то, считайте, что он свою миссию выполняет. Чем больше школьников  участвует в работе музея, тем он интереснее.

Давайте им задания – встречаться со старожилами, ветеранами, записывать воспоминания, изучать обряды и традиции. Задача учителя – помочь систематизировать накопленный материал, оформить его, разложив по разделам, подобрать иллюстрации и в готовом виде передать Совету музея.

А чтобы иметь полное представление о механизме работы музея, его целях и задачах, предлагаю обсудить на педсовете примерное положение о создаваемом музее.


Положение о школьном музее

Школьный музей

Скачать: (Полная версия) DOC файл

Источник: Журнал «Справочник классного руководителя".

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться