Озеленение пришкольной территории

80
Озеленение пришкольной территории
Озеленение пришкольной территории
Работа по озеленению школьного участка должна органично войти в процесс обучения и трудового воспитания школьника. Труд по выращиванию растений – это воспитание человека.

Участвуя со школьным коллективом в весенне-осенних кампаниях по посадке деревьев, руководитель образовательного учреждения своим личным примером вдохновляет и взрослых, и детей на озеленительную работу. Тенистый сад при школе имеет в первую очередь санитарно-гигиеническое и архитектурное значение. А богатый и разнообразный ассортимент древесных, травянистых, цветочно-декоративных, культурных и других растений служит наглядным пособием учебной программы.

С чего начинается работа по озеленению школы? Прежде всего с разбивки ее  территории на функциональные зоны. Комплекс учебного заведения обычно бывает замкнутым в виде отдельно огороженного квартала. Традиционно его озеленение строится   в виде сквера. Главная аллея с центральной клумбой и фонтаном служит центром композиции. Геометрическая планировка охватывает прилегающие к скверу здания, выход на городские улицы, подъезды к хозяйственным постройкам, спортивным площадкам. Для каждого уголка пришкольного участка разрабатывается свой прием декоративного оформления. Спортивная зона и хозяйственный двор требуют изоляции, поэтому здесь высаживаются зеленые стены из деревьев и стриженый кустарник. Площадки для отдыха с газоном и цветниками могут выглядеть как открытые пространства. Высокие растения размещаются  вокруг них группами. Эти приемы декорирования используются во многих школах, и главное при этом – не переусердствовать, помня о законах ландшафтного дизайна.

Вход на пришкольную территорию – это, по сути, лицо школы. Ландшафт  такого участка должен быть максимально открытым, задавать направление движения к зданию, которое часто находится вглубине. К нему выводит главная аллея. Чтобы со временем она не превратилась в темный и узкий коридор, деревья здесь сажают на расстоянии 5–8 метров друг от друга. Под высокими растениями хорошо смотрится декоративный кустарник. Здесь широкое поле деятельности для школьного биолога: он может предложить завершить аллею двумя группами по 3–5 деревьев другой породы, контрастной по силуэту или окраске листвы. Например, хорошо смотрятся яблони в сочетании с тополями, березы – с елями.

Перед входом в здание, как правило, есть парадная площадка, где проводятся торжественные линейки. Ее следует оставить максимально открытой, а для обрамления использовать компактные сорта цветов, низкорослые однолетники или многолетники. Некоторые школы отдают предпочтение ярким цветам, создающим настроение. Если в школе есть теплица, то цветы можно высаживать заранее в контейнеры, бетонные вазоны, расположив их группами на асфальте или ступеньках парадной лестницы.

Во время посадочных работ надо учесть некоторые нюансы. Так, у стен здания школы высокорослые деревья лучше не сажать. Вытянувшись со временем во весь рост, они закроют солнечный свет, сделав классные помещения темными. Поэтому больше подойдет газон или цветник. Красиво смотрятся под окнами расцветающие ранней весной многолетние крокусы, нарциссы, тюльпаны, всю осень будут радовать взгляд своим многоцветьем астры. Есть опыт посадки вдоль стен вьющегося кустарника. Кстати, низкий декоративный кустарник неприхотлив и хорошо смотрится не только в виде декоративной изгороди, но и вдоль стен школы, и главное – он не затеняет окон. В Казахстане произрастает несколько разновидностей барбариса, спиреи, кизильника, можжевельника и шиповника. Украсят школьный двор хвойные деревья и кустарники, если их сочетать с породами деревьев различной формы кроны, листьев. Это может быть черемуха или плакучие ивы.

Плодовый сад  украсит любой пришкольный участок! Под сенью фруктовых деревьев можно поставить беседку, увитую лианами, плющом и даже культурным виноградом. Сад выполнит не только декоративные функции, но и станет опытной площадкой, зеленой лабораторией, где учащиеся вместе с преподавателями смогут заниматься выращиванием растений, следить за их ростом, делать прививки, вести биологические наблюдения.

Опытный участок. Пришкольному саду не обойтись без различных делянок, места, где дети будут заниматься самостоятельно селекционным отбором, изучением приемов и способов размножения, вести эксперименты по подбору эффективных видов удобрений, изучать правила полива, приемов агротехники. Можно предусмотреть площади для разведения огородных и цветочных культур, плодово-ягодного сада, коллекционных ботанических и дендрологических участков. Закладывают такие участки, обрабатывают  почву и ухаживают за посадками сами учащиеся под руководством преподавателей естественных дисциплин. При достаточных размерах школьной территории целесообразно создать специализированные делянки культурных, лекарственных, медоносных и других видов растений.

Опытный участок должен разместиться вблизи хозяйственного двора, чтобы удобнее  было хранить весь необходимый садовый инструментарий и спецодежду в специальном помещении. Эффективность создаваемых зеленых коллекций зависит от правильного и тщательного их оформления. Опытные площадки лучше отделить друг от друга дорожками, закрепив указатели, снабдив растения табличками с краткими надписями, указав их род и вид, происхождение, полезные качества, основные биологические свойства, применение. За опытным участком нужен тщательный уход. Формируется он в виде различных тематических разделов, отражающих особенности растительного мира местности. Дети могут собирать материал по каждому растению, его происхождению и мировому разнообразию, отдельно изучать дикие полезные растения, цветочно-декоративные, собрав древесные и кустарниковые растения в своего рода малый  дендрарий, систематизируя коллекцию.

Школьная аллея. Во многих школах есть хорошая традиция – высаживать деревья на  аллее выпускников и первоклассников. Лучше всего для этих целей подходит главная аллея, ведущая к школе. Это сильное воспитательное средство, когда учащиеся в течение всего времени обучения в школе будут ухаживать за «своими деревьями». Можно присвоить этому почину девиз: «Мое дерево растет вместе со мной». Саженцы на  школьной аллее принято снабжать именными табличками. А какой воспитательный заряд дает заведенное в школе правило преемственности, когда дети ухаживают за деревьями, высаженными еще их родителями!

 Зеленый щит спортплощадки. Озеленение спортивного комплекса требует тщательной продуманности. Обычно эта функциональная зона в школе стоит обособленно и занимает значительную площадь. Спортивные площадки, физкультурные сооружения, беговые дорожки от окружающей территории можно «отсечь» зелеными насаждениями. И  конечно, они должны органично вписаться в места, которые предусмотрены для болельщиков и отдыха спортсменов. Можно посадить деревья там, где установлены скамьи для зрителей. При этом недопустимы растения колючих и ядовитых пород. Плотные посадки, изолирующие спортивный комплекс, должны создавать ровный зеленый фон, так как пестрота мешает при занятиях спортом, кроме того, они приглушают шум. Если стадион находится ниже, чем здание школы, то на откосе можно разместить  трибуны или скамьи, закрепив склоны кустарником  либо дерниной.

Плотными зелеными посадками и живой изгородью территория школы окружается по периметру. Создается защитная полоса со стороны господствующих ветров, которым хорошо противостоят тополь, клен и белая акация. Живая изгородь, используемая в этих же целях, формируется преимущественно из боярышника и сирени. Такой прием в озеленении выполняет санитарно-гигиеническую и архитектурно-декоративную роль.

Естественно, при размещении композиций аллей и цветников надо учитывать не только ассортимент древесных, кустарниковых и декоративных растений, но и их выживаемость в данном природно-климатическом районе и зоне.

Озеленение образовательного учреждения  должно увязываться с окружающей средой, жилым сектором и общественными зданиями. Эстетически зеленый наряд школы должен гармонично вписываться в городской ландшафт, чтобы территория школы была привлекательным оазисом, где учащиеся могли бы проводить свой досуг.

Если вокруг много внутренних скверов и двориков, озеленить их можно деревьями с различной формой кроны и расцветкой листьев, кустарниками, расположив на солнечных участках газоны и цветники. Деревья высаживают не хаотично, а группами, подобрав их с учетом высоты и размеров. Разместить их лучше по углам кварталов, на пересечении аллей и дорог. Можжевельник, розы, сирень и другие красивоцветущие растения можно оформить незатейливыми художественными светильниками, вазонами, скамьями. Такие площадки для отдыха обычно располагают вблизи здания. Те участки, что предназначены для младших школьников, рекомендуется обнести низкой живой изгородью, посадив группы из деревьев и кустарников. Даже самые простые малые архитектурные формы в сочетании с ровно постриженной живой изгородью или бордюром придадут пришкольному участку уютный и ухоженный вид. Хорошо выглядят уголки с шаровидной белой акацией, кленом, березой.  

Цветники – важный элемент озеленения. Размещают их перед зданием школы, вдоль дорожек, вокруг фонтанов, на газонах, вокруг спортивных площадок, огражденных сеткой. Для их оформления используется разнообразный ассортимент одно-  и двулетников, луковичных, роз и вьющихся растений. Однако во всем должна быть мера. Перегруженность территории большим числом цветников нежелательна.

Из всех видов цветочного оформления наиболее часто встречаются рабатки, клумбы, бордюры, розарии, а теперь еще и альпинарии.

Рабатка – это полоска цветов, высаженных на газоне. Ширина ее – не более 1–3 метров. Низкие растения обычно размещают на переднем плане, затем идут растения средней высоты, на заднем плане – высокие. Можно подобрать растения для несложного рисунка в виде орнамента.

Клумбы имеют правильную геометрическую форму: круг, овал, квадрат, треугольник и т.д. Место клумбы – на газоне или на площадке перед зданием школы. Небольшие клумбы, как правило, плоские, крупные – приподняты к центру. Здесь тоже можно выстлать ковер по рисунку. На мелких клумбах обычно высаживают не более трех сортов растений.

  Бордюр – это засаженная разными цветами полоса вдоль дорожек, на газонах. Они бывают узкими  (50–70 сантиметров) и  широкими (2–5 метров).  Важен подбор растений по высоте, форме, времени цветения, окраске цветков и листьев. Посадки многоярусных растений требуют гармоничного сочетания. Цветы можно сменять по сезону цветения. Вначале сажаем луковичные, затем – летники или цветущие горшечные растения. Для этого берем распространенную у нас пеларгонию, бегонию, петунию и фуксию. Участки не должны быть заросшими вразнобой даже самыми красивыми цветами. На одном можно высаживать растения местной флоры, на другом – цветочные растения: луковичные, флоксы, георгины, астры и т.д.

Розарий создается из различных групп и сортов роз и представляет собой наиболее красочную композицию. Известные у нас сорта (чайно-гибридные, полиантовые,  гибридно-полиантовые) цветут с мая до глубокой осени. Разнообразие окрасок и форм этих цветов трудно переоценить, поэтому в оформлении пришкольных участков их можно максимально использовать. Часто розы чередуют с тюльпанами, крокусами, гиацинтами.

В северных районах на зиму розарий следует укрывать пленкой и листьями.

Альпинарий. Сегодня модно сооружать своего рода альпийские горки. Но на ровном, плоском участке они будут  смотреться неудачно. Природный ландшафт должен иметь хоть небольшие склоны, перепады рельефа, естественные валуны или подходящие камни, оставшиеся после строительства. Здесь одной фантазии мало, нужно определенное мастерство. Высокие растения не подойдут, лучше выбрать низкорослый кустарник и скальные растения. В сочетании с природными камнями они создадут своеобразный альпинарий на «террасах», а если удастся устроить здесь еще и водоем с влаголюбивыми растениями, то эффектный и излюбленный всеми уголок обеспечен!

На самой высшей точке территории уместны стройные деревья в виде туи, можжевельника, пирамидального тополя. Такое продуманное озеленение школьных участков выполняет многообразные санитарно-гигиенические, декоративные и учебные функции.

Уход за посадками. Растения мало посадить, главное – их выходить. Эти хлопоты не должны стать заботой лишь преподавателя биологии, школьного садовника или сторожа. Работу по трудовому воспитанию на приусадебном участке надо разбить на сезоны, по классам, урокам, увязав с учебной программой по естественным предметам. В школьные праздники следует превратить имеющие особо важное воспитательное значение мероприятия: посадку деревьев и кустарников, высадку цветов при оформлении памятных мест, мемориалов, обелисков в честь павших героев, развешивание птичьих домиков и т.д.

Каждый подобный праздник должен тщательно готовиться, вноситься в общешкольный текущий план трудового воспитания, где указываются сроки и ответственные за исполнение. Заранее готовится посадочный материал, инструменты, таблички с названием  растений и фамилиями учащихся, которые посадят дерево и будут ухаживать за ним. Учитель биологии расписывает подробный график ухода за растениями: полив, рыхление, подкормка, стрижка, прополка сорняков. Важный момент – сбор семян ­– можно полностью возложить на детей, подчеркнув, что это большая ответственность и в интересах школы, и в природоохранном плане.

 Перед тем как отправить ребят на летние каникулы, можно озадачить их сбором семян редких растений, лесных или степных ягод, составлением гербария. А когда начнется учебный год, учитель, проводя с первоклассниками урок-экскурсию по школьному участку, может показать, как собираются цветочные семена для сдачи их учителю биологии для посева. В осенних походах на природу ученики могут собрать много семян для школьной теплицы или участка.

Так зарождаются традиции экологического воспитания учащихся. Педагогический эффект от подобного труда при правильной его организации можно получить лишь при серьезном подходе к планированию. Очень важно при этом, чтобы за проделанную ребятами работу им ставили объективную оценку и поощряли.   

Работа на открытом воздухе, конечно, будет требовать корректировки намеченного графика из-за переменчивости погоды. В ненастные дни можно занять ребят делами в закрытых помещениях. Это может быть оформление и учет ранее выполненных работ. Такая вынужденная поправка трудовых планов и графиков требуют объяснения и активного обсуждения с детьми. Внося изменения, следует учесть  мнения и предложения ребят, чтобы не отбить у них желание творчески работать. При этом активное поощрение их выдумки даст им еще большее желание трудиться, своими руками украшать родную школу, осуществлять намеченные планы. 

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль