Пути повышения качества образования в школе

825
Пути повышения качества образования в школе
Пути повышения качества образования в школе
В развитии науки, культуры, экономики и других областей общественной жизни образование играет роль одного из ведущих факторов, потому что это развитие определяется качеством самого человека.

Поэтому проблема повышения качества образования во всей его системе, особенно в школе, приобретает первостепенное значение. Один  из основных путей решения данной проблемы мы видим в рассмотрении качества школьного образования как системы и в создании условий для ее развития, важнейшим из которых является индивидуализация образования.

Целевое направление деятельности школы обеспечивается решением  многих задач, среди них:

  • совершенствование управления качеством образования на основе мониторинга и инновационного подхода к обучению учащихся;   
  • повышение качества управленческой деятельности по организации педагогического процесса.

Особую роль в повышении качества обучения и воспитания детей играет рост педагогического мастерства, профессиональной компетентности учителей. Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоретических и методических конференциях, педагогических чтениях, занятие самообразованием, творческие отчеты позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения учащихся.

Применение интерактивных и здоровьесберегающих методов обучения, все большее использование мультимедийных кабинетов в образовательном и контролирующем процессах приносят свои плоды. Это показывает мониторинг всей образовательной деятельности в нашей школе. Вместе с тем мы видим перспективы развития качества обучения школьников и хотим поделиться своими наблюдениями:

  • участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локального законодательства): совет старшеклассников, совет отличников;
  • открытость принимаемых решений;
  • наличие выборных органов управления с включением в них педагогов, учащих­ся и родителей: совет школы;
  • наличие разнообразных коллективных творче­ских дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявле­ния индивидуальности ребенка и взрослого: конкурсы «Ученик года», «Лучший класс года».

Главным содержанием об­разовательного процесса должно стать создание условий для выработки у учеников универсаль­ных умений и способов деятельности. Это до­стигается тем, что урок (как предмет) перестает быть системообразующей единицей учебного процесса. Для работы, например, с параллелью будущих 5-х клас­сов должна формироваться команда учителей, которая определяет основные цели и задачи на всю ос­новную среднюю школу, защищает свою концепцию на педсовете, разрабатывает приоритетные цели и задачи на каждый год обучения и выявляет способы, которыми эти цели будут осуществляться. Ко­манда учителей определяет те умения и спосо­бы деятельности, освоению которых будет уде­ляться особое внимание. Далее обозначаются формы организации этого освоения. Главным объектом в школе выступает образовательный процессПути повышения качества образования в школе.

Целью образовательного процесса становится получение каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Эта цель должна быть в каждой школе конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности ребенка представляется возможным построение личностного маршрута его развития и обучения в школе. 

Запланированные результаты – это конкретные цели, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Их отбор определяется пре­жде всего требованиями общества, государства и самой личности. Ведущие программируемые и измеряемые результаты, носящие общий характер для разных школ, можно представ­ить в следующей совокупности:

  • мотивированность на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного про­цесса – учащихся, учителей, родителей, руководителей школы;
  • готовность учащихся к самостоятельной образовательной дея­тельности –  сформированность общеучебных умений и навы­ков, умений видеть и решать практические задачи;
  • уровень развития познавательных интересов у учащихся;
  • обученность, характеризующаяся системностью, действенно­стью и прочностью знаний, умений и навыков;
  • сформированность нравственных качеств у учащихся;
  • готовность к самоопределению жизненного пути, созданию се­мьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;
  • сохранение, упрочение здоровья детей и их готовность к здоро­вому образу жизни;
  • повышение авторитета и престижа школы.

Следующим компонентом системы являются внутришкольные фак­торы,  обеспечивающие достижение запрограммированных результатов.

Представим их крупными блоками:

  • качество образовательного процесса на учебных занятиях;
  • качество образовательного процесса в системе дополнительно­го образования;
  • качество психолого-педагогического и медицинского сопрово­ждения ученика и учителя;
  • уровень созданной индивидуализированной образовательной среды.

Необходимо выделить ряд конкретных условий, обеспечивающих соответ­ствующее качество образовательного процесса – это:

  • наличие высококвалифицированных педагогических  кадров;
  • постоянное развитие профессиональной компетентности учителя;
  • мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, то есть всеобщая ориентация, культ качества в кол­лективе (причем мотивированы должны быть не только уча­щиеся, учителя, но и родители);
  • передача ответственности за качество самому ученику: создание системы  промежуточно­го самостоятельного контроля качества знаний, интеллектуального  развития и коммуникативных умений, самооценка; осуществляется это на каждом учебном занятии, и не только в конце его, а в самом образовательном процессе. И лишь потом его оценивает учитель, который также поставлен в ситуацию рефлексии своей деятельности, ее результатов, причин; вносит коррективы. В результате ученик и учитель имеют возможность оценить качество и своего результата, и процесса его достижения, определить затруднения, их причины, наметить маршрут дальнейшего движения в направлении повы­шения качества своей деятельности;
  • постоянное обновление всех ком­понентов образовательного процесса;
  • глубокое изучение индивидуальности и здоровья ученика, учет его результатов в построении образовательного процесса;
  • ключевое условие – постоянная индивидуальная и кол­лективная рефлексия как  результатов, так и самого образовательного процесса. Именно это лежит в основе развития образова­тельного процесса и  школы в целом.

Все выделенные компоненты взаимосвязаны между собой: цель определяет результаты, факторы и условия и, в свою очередь, корректируется ими. Чтобы качество образовательного процесса как система достигло вы­сокого уровня целостности, необходимо обеспечить между компонентами системы теснейшие взаимосвязи. В этом – содержание внутришкольного управления качеством образовательного процесса и главная задача руководителя: акцентировать внимание на создании условий для получения учениками знаний.

Одним из таких условий является использование разнообразных средств обретения детьми опыта субъектного отноше­ния к образованию: выбор предметов, темпа ос­воения, учителей, мастерских, лабораторий, по­гружений и ролевых игр, а также участие в со­здании норм и правил общей жизни и гуманис­тического уклада жизни школы. С первого класса учащиеся должны вовлекаться в разные формы организации образовательного про­цесса. Степень его индивидуализации постепенно повышается с помощью совместного планирования отдельных эле­ментов учебного процесса, а затем и его доста­точно крупных блоков; индивидуальных планов и образовательных программ; с предоставлением учащимся максимальных возможностей выбора в рамках свободно организованного образова­тельного пространства формы обучения, предмета, учителя, программы; выбора темы и очередности изуче­ния тем, вида и способа деятельности, способа освоения учебного материала, формы отчета, выбора позиции.

Важное условие развития индивидуальности – пере­ход от иерархической структуры школы к де­мократическому укладу школьной жизни, ос­новными компонентами  которого выступают:

  • организация учебного процесса на демокра­тических началах;
  • организация учебного заведения как системы взаимопроникающих образовательных прост­ранств.

Учебный процесс предстает как цепь круп­ных, логически связанных друг с другом после­довательных проектов, в ходе реализации ко­торых и достигаются поставленные цели и за­дачи. Объем предметного программного материала остается тем же, но смысл и задачи его освоения меняются кар­динально. Главным вопросом для учителя-предметника становится не вопрос о том, как вложить в головы детей программный матери­ал, а то, как с его помощью достичь оговоренных выше целей и за­дач; как овладеть некоторыми универсальны­ми умениями и способами действий, получить опыт взаимодействия с миром средствами то­го предмета, которым владеет учитель-пред­метник.

Таким образом, индивидуализация обучения это один из важнейших путей повышения качества образования. Ее цель состоит в том, чтобы учебно-познавательная деятельность школьников обеспечивала их личностное самоопределение, развитие эмоционально-духовной сферы, формирование качеств, связан­ных с проектируемой профессией (или сферой деятельности), а также качеств, позволяющих учащимся жить в существующем обществе.

Индивидуализация процесса обучения дает возможность решить такие задачи, как:

  • повышение эффективности процесса обучения;
  • развитие специальных способностей школьник;
  • развитие дополнительных  возможностей учащегося.

Индивидуализация на уровне сознания личности ориентируется на ученика –  активного субъекта процесса обучения. Индивидуальный способ обучения складывается из: 

  • широких познавательных интересов школьников;
  • особенностей учебной деятельности: предпочитаемые виды учебных занятий; предпочитаемые способы работы с учебным материалом; особенности усвоения учебного материала; предпочитаемые виды учебной деятельности;
  • особенностей взаимодействия в учебной группе, места учащего­ся в ней;
  • особенностей взаимодействия с учителями в процессе учебно-познавательной деятельности;
  • значимых для процесса учения характеристик субъектного опы­та ученика.

Выяснив индивидуальный способ учения каждого ученика в классе, можно проектировать урок по нескольким наиболее значимым содержательным и процессуаль­ным составляющим. Возможно, следует организовать работу в парах, а возможно, почти все ученики лучше усво­ят предлагаемый материал при работе с текстом, но некоторых следует объединить в проблемные группы для совместного творческого поиска. Вариантов много. И это многообразие позволяет найти место на уроке для каждого.

Учет индивидуального способа учения – одно из приоритетных направлений организации учебно-познавательной деятельности, позволяющее повысить качест­во учебного процесса в школе.

Жизнь подсказывает: образование – это прежде всего процесс формирования собственного образа. Это процесс поиска ответа на вопросы «Кто Я?», «Какой Я?» Не случайно «Я» написано с прописной (большой) буквы. Образование – средство актуализации собственного «Я». Личность воспринимает охотно и прочно запоминает то, что помогает самовыражению. Отбрасывает, борется с тем, что тормозит, мешает. Мысль, высказанная К. Роджерсом, актуальна и сегодня.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль