MCFR.KZ Образование

Пути повышения качества образования в школе

  • 8 февраля 2019
  • 3242
Пути повышения качества образования в школе
Пути повышения качества образования в школе

В развитии науки, культуры, экономики и других областей общественной жизни образование играет роль одного из ведущих факторов, потому что это развитие определяется качеством самого человека.

Читайте также эту статью на казахском языке


Поэтому проблема повышения качества образования во всей его системе, особенно в школе, приобретает первостепенное значение. Один  из основных путей решения данной проблемы мы видим в рассмотрении качества школьного образования как системы и в создании условий для ее развития, важнейшим из которых является индивидуализация образования.

Целевое направление деятельности школы обеспечивается решением  многих задач, среди них:

  • совершенствование управления качеством образования на основе мониторинга и инновационного подхода к обучению учащихся;   
  • повышение качества управленческой деятельности по организации педагогического процесса.

Особую роль в повышении качества обучения и воспитания детей играет рост педагогического мастерства, профессиональной компетентности учителей. Систематическое обучение учителей на курсах повышения квалификации, их участие в семинарах, научно-теоретических и методических конференциях, педагогических чтениях, занятие самообразованием, творческие отчеты позволяют значительно повысить профессиональное мастерство педагогов, что в конечном итоге сказывается на качестве обучения учащихся.

Применение интерактивных и здоровьесберегающих методов обучения, все большее использование мультимедийных кабинетов в образовательном и контролирующем процессах приносят свои плоды. Это показывает мониторинг всей образовательной деятельности в нашей школе. Вместе с тем мы видим перспективы развития качества обучения школьников и хотим поделиться своими наблюдениями:

  • участие всех членов школьного сообщества в создании норм и правил общей жизни (локального законодательства): совет старшеклассников, совет отличников;
  • открытость принимаемых решений;
  • наличие выборных органов управления с включением в них педагогов, учащих­ся и родителей: совет школы;
  • наличие разнообразных коллективных творче­ских дел и проектов, которые создают условия для самовыражения, самореализации, проявле­ния индивидуальности ребенка и взрослого: конкурсы «Ученик года», «Лучший класс года».
Главным содержанием об­разовательного процесса должно стать создание условий для выработки у учеников универсаль­ных умений и способов деятельности. Это до­стигается тем, что урок (как предмет) перестает быть системообразующей единицей учебного процесса. Для работы, например, с параллелью будущих 5-х клас­сов должна формироваться команда учителей, которая определяет основные цели и задачи на всю ос­новную среднюю школу, защищает свою концепцию на педсовете, разрабатывает приоритетные цели и задачи на каждый год обучения и выявляет способы, которыми эти цели будут осуществляться. Ко­манда учителей определяет те умения и спосо­бы деятельности, освоению которых будет уде­ляться особое внимание. Далее обозначаются формы организации этого освоения. Главным объектом в школе выступает образовательный процесс.

Целью образовательного процесса становится получение каждым ребенком востребованного им образования, соответствующего его склонностям, интересам и возможностям. Эта цель должна быть в каждой школе конкретизирована для каждого ученика. На основе изучения индивидуальности ребенка представляется возможным построение личностного маршрута его развития и обучения в школе. 

★ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ★

Внутришкольный контроль в условиях обновления содержания образования
Пути повышения качества образования в школе

О. В. Побирская

научно-методический руководитель, педагог-организатор ПДОУ ОСШ № 25, г. Актобе
Пути повышения качества образования в школе

Ж. З. Дошниязова

заместитель директора по учебной работе

Внутришкольный контроль – основной компонент педагогического менеджмента, ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами организации образования (далее – ОО).

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности, так как информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. Общеизвестно, что внутришкольный контроль (далее – ВШК) планируется на основе анализа работы школы, затрагивает выявленные проблемы, инновационные процессы, направлен на изучение методического мастерства учителей, оказание им своевременной помощи. Все мероприятия по осуществлению контроля распределяются между членами администрации, устанавливаются сроки, создается приказ об осуществлении контроля, составляется алгоритм проверки. После проверки пишется справка, приказ по ее результатам, подводятся итоги на совете при директоре, завуче, наиболее значимые рассматриваются на научно-методическом или педагогическом советах.

Запланированные результаты – это конкретные цели, которые ставит перед собой образовательное учреждение. Их отбор определяется прежде всего требованиями общества, государства и самой личности. Ведущие программируемые и измеряемые результаты, носящие общий характер для разных школ, можно представ­ить в следующей совокупности:

  • мотивированность на образование как на одну из ведущих жизненных ценностей всех участников образовательного про­цесса – учащихся, учителей, родителей, руководителей школы;
  • готовность учащихся к самостоятельной образовательной дея­тельности –  сформированность общеучебных умений и навы­ков, умений видеть и решать практические задачи;
  • уровень развития познавательных интересов у учащихся;
  • обученность, характеризующаяся системностью, действенно­стью и прочностью знаний, умений и навыков;
  • сформированность нравственных качеств у учащихся;
  • готовность к самоопределению жизненного пути, созданию се­мьи, межличностному общению с людьми независимо от их национальности и вероисповедания;
  • сохранение, упрочение здоровья детей и их готовность к здоро­вому образу жизни;
  • повышение авторитета и престижа школы.

Следующим компонентом системы являются внутришкольные фак­торы,  обеспечивающие достижение запрограммированных результатов.

Представим их крупными блоками:

  • качество образовательного процесса на учебных занятиях;
  • качество образовательного процесса в системе дополнительно­го образования;
  • качество психолого-педагогического и медицинского сопрово­ждения ученика и учителя;
  • уровень созданной индивидуализированной образовательной среды.

Необходимо выделить ряд конкретных условий, обеспечивающих соответ­ствующее качество образовательного процесса – это:

  • наличие высококвалифицированных педагогических  кадров;
  • постоянное развитие профессиональной компетентности учителя;
  • мотивация всех участников образовательного процесса на его качество, то есть всеобщая ориентация, культ качества в кол­лективе (причем мотивированы должны быть не только уча­щиеся, учителя, но и родители);
  • передача ответственности за качество самому ученику: создание системы  промежуточно­го самостоятельного контроля качества знаний, интеллектуального  развития и коммуникативных умений, самооценка; осуществляется это на каждом учебном занятии, и не только в конце его, а в самом образовательном процессе. И лишь потом его оценивает учитель, который также поставлен в ситуацию рефлексии своей деятельности, ее результатов, причин; вносит коррективы. В результате ученик и учитель имеют возможность оценить качество и своего результата, и процесса его достижения, определить затруднения, их причины, наметить маршрут дальнейшего движения в направлении повы­шения качества своей деятельности;
  • постоянное обновление всех ком­понентов образовательного процесса;
  • глубокое изучение индивидуальности и здоровья ученика, учет его результатов в построении образовательного процесса;
  • ключевое условие – постоянная индивидуальная и кол­лективная рефлексия как  результатов, так и самого образовательного процесса. Именно это лежит в основе развития образова­тельного процесса и  школы в целом.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться