Справочник руководителя образовательного учреждения

Самообразование – условие профессионального роста педагога

29 января 2019
625
Средний балл: 0 из 5
Самообразование
Самообразование

В условиях реформирования школы, в процессе массового перехода учебных заведений на использование современных технологий обучения и воспитания, способствующих повышению качества образовательного процесса, корректируется работа по совершенствованию профессионального мастерства учителя.

Читайте также эту статью на казахском языке

Совершенствование качества обучения и воспитания в школе напрямую зависит от уровня подготовки педагогов. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций будет невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование становится потребностью для каждого творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессий с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия учителя.

Самообразование – процесс сознательной самостоятельной познавательной деятельности.

Вот как определяет понятие «самообразование» педагогический словарь: «САМООБРАЗОВАНИЕ, целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью; приобретение систематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п. В основе самообразования – интерес занимающегося в органическом сочетании с самостоятельным изучением материала».

Оформите демо-доступ к ЭС «АCTUALIS:Образование» и пользуйтесь готовыми формами документов:

Самообразование педагога

Самообразование учителя – необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того чтобы учить других, нужно знать больше, чем все остальные. Учитель должен знать не только свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике и др. Учитель должен учиться всему постоянно, потому что вместе с учениками перед ним каждый год сменяются временные этапы, углубляются и даже меняются представления об окружающем мире. Способность к самообразованию не формируется у педагога вместе с дипломом педагогического вуза. Эта способность определяется психологическими и интеллектуальными показателями каждого отдельного учителя, но в неменьшей степени эта способность вырабатывается в процессе работы с источниками информации, анализа и самоанализа, мониторинга своей деятельности и деятельности коллег.

Однако, как бы ни были высоки способности учителя к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют учителя – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и многое другое. Это всего лишь проявление инертности мышления и лености ума, так как самосовершенствование должно быть неотъемлемой потребностью каждого педагога.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»



Определим составляющие этой потребности, мотивы, побуждающие учителя к самообразованию:

  • ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде, учитель осознает необходимость поиска и анализа новой информации;
  • желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие;
  • стремительный рост современной науки и особенно психологии и педагогики. В эпоху автомобилей негоже пользоваться телегой;
  • изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и, соответственно, очень часто формируют образ учителя как «несовременного человека»;
  • конкуренция. Не секрет, что многие родители, приводя ребенка в школу, просятся в класс к конкретному учителю, предметнику или классному руководителю. Если учитель на хорошем счету у администрации, методического совета, отдела народного образования, он имеет больше прав в выборе классов, нагрузки;
  • общественное мнение. Учителю небезразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно;
  • материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть, даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться;
  • интерес. Учиться просто интересно. Говорят врачу: «Исцелися сам!» Как может человек, который ежедневно учит, не учиться постоянно? Вправе ли он тогда преподавать?

Учитель должен включаться в режим развития, одним из компонентов которого является процесс самообразования.

Действия педагога в процессе самообразования:

  • принятие решения о необходимости самоизменения;
  • разработка программы самосовершенствования;
  • работа по реализации программы;
  • самоанализ выполнения программы;
  • постановка перед собой новых целей и задач.

Основным этапом в деятельности педагога является разработка программы собственного роста и совершенствования.

Принципы построения программы: научность; прогностичность; актуальность; оптимальность; реалистичность; целостность; контролируемость.

В индивидуальном плане должны найти отражение следующие аспекты:

  • цели профессионального развития;
  • варианты распределения времени на изучение психолого-педагогической и методической литературы;
  • разработка программно-методического обеспечения учебно-воспитательного процесса;
  • получение консультаций;
  • обсуждение возникших проблем с коллегами;
  • взаимопосещение уроков;
  • работа по апробации полученных знаний на практике;
  • участие в системе школьной методической работы;
  • самообобщение результатов работы;
  • передача собственного опыта коллегам…

Источники самообразования

В чем заключается суть процесса самообразования? Учитель самостоятельно добывает знания из различных источников, использует эти знания в профессиональной деятельности, развитии личности и собственной жизнедеятельности. Каковы же эти источники знаний и где их искать? Телевидение, газеты, журналы; литература (методическая, научно-популярная, публицистическая, художественная и др.); Интернет; видео-, аудиоинформация на различных носителях; платные курсы; семинары и конференции; мастер-классы; мероприятия по обмену опытом; экскурсии, театры, выставки, музеи, концерты, путешествия; курсы повышения квалификации.

В общем случае все источники делятся на источники знаний, оказывающие содействие личностному росту, и источники, которые помогают профессиональному росту. Однако они могут способствовать и тому, и другому одновременно.

Формы самообразования учителя

Все формы самообразования можно условно разделить на две группы: индивидуальную и групповую. В индивидуальной форме инициатором является сам учитель, однако руководители методических и административных структур могут инициировать и стимулировать этот процесс. Групповая форма в виде деятельности методического объединения, семинаров, практикумов, курсов повышения квалификации обеспечивает обратную связь между результатами индивидуального самообразования и самим учителем. Организовывается чаще всего руководством отделов образования и, к сожалению, в современной школе часто является единственным стимулом к самообразованию учителей.

Составляющие процесса самообразования учителя

Если представить деятельность учителя в области самообразования списком глаголов, то получится: читать, изучать, апробировать, анализировать, наблюдать и писать. Какова же предметная область приложения этих глаголов? Изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения:

  • посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом;
  • периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности;
  • совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики;
  • систематически интересоваться событиями современной экономической, политической и культурной жизни;
  • повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.

Результат самообразования

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования учителя обязательно должен быть список результатов, которые должны быть достигнуты за определенный срок.

Какими могут быть результаты самообразования учителя на определенном этапе? Самообразование непрерывно, но планировать его нужно поэтапно:

  • повышение качества преподавания предмета (назвать показатели, по которым будут
  • определяться эффективность и качество);
  • разработанные или изданные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления;
  • разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей;
  • выработка методических рекомендаций по применению новой информационной технологии;
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям;
  • создание комплектов педагогических разработок;
  • проведение тренингов, семинаров, конференций, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой проблеме (теме).

Результаты:

  • выступление с творческим отчетом на конференциях, заседаниях «круглого стола»;
  • публикации в печати;
  • издание брошюр из опыта работы.

Источникжурнал «Методист организации образования»

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться