Концептуальные основы развития профильного обучения

300
Концептуальные основы развития профильного обучения
Концептуальные основы развития профильного обучения
В соответствии с Законом РК «Об образовании», Государственной программой развития образования РК (2011–2020 гг.) предусматривается развитие на уровне среднего образования профильного обучения учащихся.

Профильное обучение рассматривается как один из инструментов повышения качества образования, создания вариативной образовательной среды, реализации актуальных и перспективных потребностей личности, общества и государства.

Развитие системы профильного обучения в Казахстане обусловлено реализацией личностно-ориентированной парадигмы образования, в которой главной ценностью образования становится личность и ее развитие.

Переход казахстанской школы с 2015 года на модель 12-летнего образования актуализирует организацию обновленной модели профильного обучения в 11–12 классах, обеспечивающей удовлетворение образовательных потребностей старшеклассников, запросов рынка труда к подготовке выпускников школы, высокий уровень образования.

По сути, можно говорить о модернизации системы профильного обучения в Казахстане, поскольку стоит задача организации профильной школы в соответствии с современными требованиями общества, государства.

Развитие системы профильного обучения в Казахстане будет способствовать:

  •  расширению педагогических условий дифференциации обучения, подготовки их к осознанному выбору жизненных перспектив в условиях дальнейшего развития рынка труда;
  •  оказанию социально-педагогической поддержки выпускникам основной школы в определении путей получения среднего образования.

1. Организация профильного обучения в практике советской школы

История школьного образования наглядно демонстрирует зависимость формирования содержания образования, форм и методов обучения от политических течений и идеологических установок, влияющих на содержание государственной образовательной политики.

Социально-исторические аспекты развития общественно-политической системы оказывают влияние и на формирование тенденций организации дифференциации обучения как основы профильного обучения.

В той или иной форме и масштабах дифференцированное обучение в советской школе присутствовало всегда. К этапам резкого повышения интереса к организации дифференциации процесса обучения можно отнести 20-е, 60-е, 90-е годы, к этапам снижения роли дифференциации – 30–40-е годы, 70-е годы XX века.

Основным проявлением дифференциации в 20-е годы была профессионализация школ II ступени и введение профуклонов, что было обусловлено социальными и педагогическими причинами. Трудности в экономической жизни страны, безработица требовали вооружения старшеклассников какой-либо профессией. Так, кооперативно-торговый уклон обеспечивал учащимся квалификацию счетно-бухгалтерских работников, товароведов, культурно-просветительский уклон – работу библиотекаря, заведующего избами-читальнями.

В 60-годы начался ввод средних школ с производственным обучением, которые должны были обеспечить связь между общеобразовательными предметами, специальной теоретической подготовкой и обучением производительному труду. Исходный принцип заключался в возможности дифференциации после 8 класса, которая не должна отражать узкую специализацию. Направления обучения (физико-техническое, естественно-агрономическое, гуманитарное) должны охватывать широкие области теоретических и практических знаний.

От периода 60-х годов в педагогике остались факультативные занятия, спецклассы и спецшколы с углубленным изучением ряда предметов (математики, физики и агробиологии, гуманитарных предметов и др.).

В конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века необходимость разработки идей профильного обучения связана с отходом от единообразия в содержании и формах обучения, созданием в системе общего образования учебных заведений нового типа. Во всех союзных республиках лицеи, гимназии, образовательные комплексы, альтернативные (негосударственные) и авторские инновационные школы, специализированные школы (художественные, спортивные, музыкальные и др.), школы (классы) компенсирующего обучения рассматривались как возможность реализации вариативного образования, создания индивидуальных образовательных траекторий учащихся на старшей ступени средней школы.

Таким образом, повышенный интерес к проблемам дифференциации обучения в школе был прямо связан с процессами общественного развития, ростом идей самоценности человека, его индивидуальности, принятием обществом ценности «разности» индивидуумов. На уровне системы в условиях единообразия школы, содержания и форм обучения идеи профильного обучения как вида дифференциации обучения не востребованы.

2. Тенденции организации профильного обучения за рубежом

В экономически развитых государствах существуют различные модели реализации профильного обучения, имеющие как характерные особенности, связанные с культурными и историческими традициями стран, так и общие черты. Укажем основные тенденции организации профильного обучения в зарубежной практике:

  • унификация содержания образования в основной школе с последующей ее дифференциацией в старшей школе. Так, в Финляндии с начала 90-х годов XX века решительно отказались от традиции распределять учеников на группы (классы, потоки, учебные заведения) по способностям и даже карьерным предпочтениям;
  • минимизация количества обязательных учебных предметов (6–7 предметов). Обязательны естественные науки, иностранные языки, математика, родная словесность, физическая культура;
  • уменьшение количества направлений: от 2 до 4. Так, в Германии внутри класса возможно деление на 3 направления: естественно-научное и технико-математическое, производственно-экономическое, социально-экономическое. Во Франции в старшей школе существуют 4 отделения (направления): гуманитарное, технологическое, социально-экономическое, естественно-научное. Внутри направлений организуется множество учебных профилей практической направленности;
  • дифференциация образовательных потоков высшего среднего образования: «академический» (ориентирован на высшую школу) и «неакадемический» (получение профессии наряду с общим образованием и подготовка к жизни для тех, кто еще не определился);
  • завершение обязательного образования заканчивается в год, когда учащиеся достигают 15–16-летнего возраста. Вместе с тем, в международном сообществе есть мнение о введении обязательного образования до 18-ти лет;
  • увеличение доли учащихся до 70 %, продолжающих обучение в высшей средней школе;
  • нарастание тенденции усложнения и диверсификации организационных форм получения среднего образования, новых типов учебных заведений. В ряде стран старшие классы объединены в отдельные учебные заведения. Во многих странах содержание высшего образования можно получить и во внешкольных учреждениях, которые могут обеспечить курсы общего и профессионального обучения. Большинство стран способствует расширению заочной и вечерней форм обучения с тем, чтобы учащиеся могли совмещать учебу с теми или иными видами профессиональной деятельности;
  • профессионально-технические учебные заведения включаются в систему среднего образования, что способствует «вертикальной» социальной мобильности, доступу к высшей школе.

3. Опыт организации профильного обучения в Казахстане

В организации профильного обучения в Казахстане можно выделить 2 этапа.

I этап связан с началом 90-х годов XX века, отмеченным формированием и развитием моделей учебных заведений (лицеи, гимназии, специализированные школы, школы для одаренных детей, международные школы), созданием учебных заведений негосударственного сектора, разработкой программ авторских учебных курсов, расширением спектра применяемых образовательных технологий.

В 1994 году педагоги республики впервые столкнулись с понятием базисный учебный план. Базисный учебный план утверждался, как было сказано в приказе Министерства образования РК, в качестве «основы для разработки регионального и рабочих учебных планов». Этим же приказом были утверждены 28 вариантов учебных планов для системы среднего общего образования. Предложенные варианты были направлены на организацию обучения в 10–11 классах старшей ступени школы по принципу профильной дифференциации.

Основные идеи организации профильного обучения в Казахстане нашли отражение в Концепции развития общеобразовательной школы РК (1996), Концепции содержания общего среднего образования (1996).

В поддержку развития идеи вариативности образования, дифференциации обучения в 2000 году были разработаны Правила о порядке организации деятельности гимназий и лицеев в РК.

В Государственной программе «Образование», принятой в 2000 году, было отражено понимание необходимости «принципиально иной организации учебного процесса и существенного улучшения уровня подготовленности педагогических работников» для «осуществления уровневой и профильной дифференциации и индивидуализации обучения, в том числе в условиях малой наполняемости классов».

II этап реализации идей профильного обучения связан с внедрением Государственного общеобязательного стандарта среднего общего образования РК «Основные положения» (ГОСО 2.003-2002). В этом документе определен ряд характеристик старшей ступени среднего общего образования, которые стали основанием организации с 2006/2007 учебного года профильного обучения в Казахстане.

Нормативный срок обучения определен в 2 года (10–11 классы). К задачам профильного обучения отнесены развитие у учащихся интереса к познанию, творческих способностей, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности на основе дифференцированного обучения. Отбор содержания профильного образования осуществлялся в соответствии с принципами функциональной полноты для обеспечения базового образования, а также преемственности между ступенями среднего общего образования (начальной, основной, старшей).

В соответствии с ГОСО 2.003-2002 профильное обучение в 10–11 классах реализуется по общественно-гуманитарному и естественно-математическому направлениям. Предполагается, что таким образом организуемое профильное обучение станет основой для получения начального профессионального, среднего профессионального и высшего образования.

На сегодняшний день в условиях реализации стандартов 11-летнего образования в Казахстане подготовлены двухуровневые учебные программы и учебно-методические комплексы по учебным предметам 10–11 классов по общественно-гуманитарному и естественно-математическому направлениям профильного обучения.

Педагоги республики в условиях инновационной деятельности разработали учебные программы по курсам, реализующим вариативный компонент содержания профильного обучения учащихся 10–11 классов.

В Казахстане имеется положительный опыт развития форм профильного обучения. Так, в Карагандинской области успешно зарекомендовало себя объединение в сеть нескольких сельских школ. Центром сети является учебное заведение, способное стать для школ-партнеров ресурсом учебно-методического, кадрового обеспечения.

 Таким образом, реализация профильного обучения в рамках ГОСО-2002 свидетельствует о накоплении определенного социального и педагогического опыта по организации профильного обучения в старших классах.

Вместе с тем результаты опроса в Казахстане говорят о том, что 73,2 % учащихся 11 классов не могли определиться с выбором профессии, а 30 % учащихся, из числа сделавших свой профессиональный выбор, не смогли его обосновать.

Наблюдается тенденция увеличения количества выпускников 9 класса, стремящихся получить общее среднее образование в системе технического и профессионального образования.

С учетом прошлого опыта укажем ряд позиций, которые необходимо учесть при конструировании модели профильного обучения в условиях 12-летнего образования:

  • профильное обучение должно быть поддержано вариативностью на уровнях моделей учебных заведений, содержания образования, технологий обучения;
  • для реализации содержания профильного обучения в старших классах нужен педагог новой формации;
  • решение задач профильного обучения будет возможно при организации предпрофильной подготовки учащихся на уровне основного среднего образования;
  • система внешней оценки качества образования должна быть направлена на поддержку и развитие идей профильного обучения;
  • для создания системы профильного обучения, в том числе в малокомплектных школах, необходимы определенные социально-экономические условия.

4. Цель, задачи и основные положения организации профильного обучения в 11–12 классах

В соответствии с Законом РК «Об образовании» общее среднее образование, наряду с техническим и профессиональным, является составной частью среднего образования.

Цель общего среднего образования заключается в обеспечении условий для развития у 16–17-летних граждан способности к самостоятельной деятельности, готовности к ценностному осмыслению ситуаций, происходящих событий, к самостоятельному выбору необходимой информации и способа решения возникших проблем на основе нравственных норм, к социальному и профессиональному самоопределению.

Структура среднего образования определяет возможные пути получения общего среднего образования учащимися после освоения программ основного среднего образования (10 класс):

1. Возможность получения общего среднего образования в общеобразовательных организациях различного типа. В этом случае основная цель образовательного процесса – дать общеобразовательную подготовку для последующего освоения программ профессионального образования, профессиональную ориентацию учащихся на основе дифференциации и интеграции содержания образования путем организации профильного обучения в рамках общественно-гуманитарного и естественно-математического направлений.

Учащимся предоставляется право выбора уровня, формы и способа обучения, индивидуальных творческих программ в соответствии с интересами, способностями и проектируемыми профессиями.

Выпускник овладевает систематизированными представлениями о мире, обществе и человеке, видами познавательной и коммуникативной деятельности, необходимыми для обучения на последующем уровне образования. Овладение учащимися предметными знаниями и компетенциями в рамках выбранного направления профильного обучения становится основой для социального и профессионального самоопределения.

2. Возможность получения общего среднего образования в организациях технического и профессионального, послесреднего образования.

Основная цель образовательного процесса – завершение общеобразовательной подготовки обучающихся 1–2 курсов через освоение программ предметов инвариантной части учебного плана государственного общеобязательного стандарта РК общего среднего образования, а также освоение программ профессионального образования, направленных на подготовку квалифицированных специалистов технического и обслуживающего труда по основным направлениям общественно-полезной профессиональной деятельности.

В связи с этим переосмысливается роль профильного обучения в системе общего среднего образования.

Профильное обучение – система организации образовательного процесса, обеспечивающая дифференциацию и индивидуализацию обучения старшеклассников, структура и содержание которого направлены на удовлетворение интересов и склонностей учеников, а также создание условий для их ориентации в выборе будущей профессиональной деятельности.

Цель профильного обучения согласно Закону РК «Об образовании» – создание системы обучения «на основе дифференциации, интеграции и профессиональной ориентации содержания образования для осуществления ориентированной допрофессиональной подготовки обучающихся».

Задачи профильного обучения:

1.Способствовать достижению национальных целей системы образования в виде базовых компетенций как конструктивных ролей гражданина Казахстана, расширению возможности социализации учащихся.

2.Создать нормативные, организационные и педагогические условия для дифференциации содержания образования и процесса обучения учащихся 11–12-х классов, возможности проектирования и реализации индивидуальных учебных планов общего среднего образования.

3.Способствовать доступу учащихся к качественному образованию в соответствии с их способностями, интересами и потребностями.

4.Обеспечить преемственность уровней среднего и профессионального образования.

Организация профильного обучения руководствуется следующими основными положениями:

1.Государственный общеобязательный стандарт уровня общего среднего образования РК является основой определения содержания общего среднего образования естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений профильного обучения.

2.Выбор модели профильного обучения соответствует образовательным потребностям учащихся, возможностям учебного заведения по организации образовательного процесса, в том числе с привлечением социальных партнеров.

3.Программы профильного обучения реализуются в 11–12-х классах Бейіндік мектеп.

4.Содержание общего среднего образования изучается в 11–12-х классах Бейіндік мектепи на 1–2-м курсах организаций технического и профессионального образования, послесреднего образования.

  1. Содержание образования предполагает вариативность учебных программ и учебной литературы, введение интегрированных учебных курсов, возможность выбора школой направления и профиля обучения, учеником – состава курсов по выбору.

6.Дифференциация обучения обеспечивается эффективными технологиями обучения, включающими организацию различных видов деятельности старшеклассника: исследование, дискуссия, конструирование, проектирование и т. п.

7.Реализацию содержания профильного обучения обеспечивает педагог с развитым профессиональным мышлением, технологической культурой.

5. Структура содержания профильного обучения

Содержание профильного обучения реализуется в рамках 2 направлений профилизации: естественно-математическом и общественно-гуманитарном.

Содержание образования естественно-математического и общественно-гуманитарного направлений профильного обучения определяется с учетом 2 позиций:

  • содержание образования должно быть направлено на создание педагогических условий для учета индивидуальных интересов и способностей учащихся 11–12-х классов.
  • при определении содержания образования в рамках направлений должно быть уменьшено количество обязательных учебных предметов, обеспечивающих завершение базовой общеобразовательной подготовки учащихся.

Гибкость системы профильного обучения обеспечивается за счет следующих учебных предметов (курсов): базовые предметы (инвариантный компонент), профилирующие предметы (вариативный школьный компонент), курсы по интересам (вариативный ученический компонент).

В процентном соотношении доля инвариантного, вариативного школьного, вариативного ученического компонента составляет 60:30:10.

Базовые общеобразовательные предметы являются обязательными независимо от направления обучения (естественно-математического, общественно-гуманитарного). В перечень базовых общеобразовательных предметов инвариантного компонента входят: родной язык, казахский язык (в школах с неказахским языком обучения) / русский язык (в школах с нерусским языком обучения), иностранный язык, математика, человек и общество, самопознание, естествознание, физическая культура, информационные технологии и системы.

Система базовых общеобразовательных предметов отражает функциональную полноту содержания среднего образования. В целом обязательные предметы, как единая основа базового содержания, определяют интересы государства, приобщают учащихся к общекультурным и национальным ценностям.

В рамках того или иного направления профильного обучения учебное заведение организует тот или иной профиль обучения. Содержание профиля обучения обеспечивается за счет профилирующих предметов, обязательных предметов по выбору школьного компонента и частично – за счет курсов по интересам ученического компонента учебного плана общего среднего образования. За счет комбинации профилирующих и обязательных предметов и курсов по интересам может быть организовано широкое профильное обучение.

Профилирующие предметы определяют направление профильного обучения старшеклассников. Естественно-математическое направление обеспечивается следующим составом предметов: физика, химия, биология, география, информатика. Общественно-гуманитарное направление обучения включает литературу, мировую художественную культуру, обществознание, основы государства и права, риторику.

Состав базовых, профилирующих предметов обеспечивает уровень государственного общеобязательного стандарта общего среднего образования.

Курсы по интересам реализуются за счет ученического компонента учебного плана. Курсы по интересам позволяют обеспечить либо прикладной характер профилирующих общеобразовательных предметов, либо удовлетворение индивидуальных интересов учащихся за рамками выбранного профиля. Содержание курсов по интересам определяется либо действующими учебными программами, либо авторскими программами, учитывающими индивидуальные возможности ученика.

6. Формы организации профильного обучения

Цели профильного обучения в 11–12 классах и структура организации направлений обучения предполагают многообразие форм его организации. Основанием для выбора форм профильного обучения становится обеспеченность организации образования образовательными ресурсами.

Профильное обучение организуется внутришкольной или сетевой формой обучения.

Внутришкольная форма организации профильного обучения. Общеобразовательная организация образования в зависимости от образовательных потребностей учащихся, кадрового и учебно-методического потенциала само определяется с организуемым направлением профильного обучения.

При монопрофилизации обучения (от греч. monos – «один, единственный») учебное заведение реализует одно направление профильного обучения (естественно-математическое или общественно-гуманитарное).

При полипрофилизации обучения (от греч. polys – многий, многочисленный, обширный) учебное заведение реализует 2 – 3 направления профильного обучения (естественно-математическое и общественно-гуманитарное).

Сетевая форма организации профильного обучения. Реализация целей и задач профильного обучения осуществляется за счет привлечения организацией образования образовательных ресурсов иных организаций образования. Рассматриваются 2 основных варианта такого образовательного сотрудничества:

  • несколько общеобразовательных организаций образования объединяются в сеть, центром которой становится наиболее обеспеченная учебно-методическим, кадровым и материальным ресурсом организация образования. Организации образования сами определяются в механизме и перечне содержания образования, реализуемого по сети: базовые общеобразовательные предметы, профилирующие общеобразовательные предметы или обязательные предметы по выбору, курсы по выбору;
  • учебное заведение привлекает дополнительные образовательные ресурсы организаций дополнительного, технического и профессионального, высшего образования. Учащийся имеет возможность получить общее среднее образование в рамках государственного стандарта образования не только в «основном» учебном заведении, но и в других организациях, входящих в сеть, через дистанционные курсы, заочные школы.


7. Предпрофильная подготовка в системе профильного обучения

Для реализации целей и задач профильного обучения в 11–12 классах предусматривается организация целенаправленной педагогической работы по подготовке учащихся 9–10 классов к выбору направления обучения в старших классах или иных путей продолжения образования.

Предпрофильная подготовка рассматривается как система психолого-педагогической, информационной и организационной деятельности педагогического коллектива. Система предпрофильной подготовки способствует самоопределению учащихся 9–10 классов в выборе пути продолжения образования на уровне среднего образования: либо в 11–12 классах общеобразовательного учебного заведения, либо в организациях технического и профессионального образования.

Задачи предпрофильной подготовки:

1.Развить широкий спектр познавательных и профессиональных интересов учащихся, способствующих возможности осознанного выбора в определении будущей профессиональной деятельности.

2.Оказать психолого-педагогическую помощь учащимся в приобретении представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных с профессиональным самоопределением.

3.Развить способности у учащихся принимать осознанное решение в выборе дальнейшего направления образования, пути получения профессии.

Структура предпрофильной подготовки включает в себя ряд направлений педагогической деятельности: информацию, диагностику, консультацию, отбор.

Достижение целей и задач предпрофильной подготовки обеспечивается возможностью создания образовательной сети, которая будет включать в себя самые разные типы образовательных организаций, обладающих необходимыми ресурсами: школы, организации дополнительного образования, технического и профессионального образования, вузы.

Предпрофильная подготовка реализуется в 9–10 классах через содержание курсов по выбору вариативного компонента и индивидуальных занятий, определенных ученическим компонентом учебного плана общим объемом 4 часа в неделю. Кроме того, предпрофильная подготовка реализуется и посредством содержания общеобразовательных предметов инвариантного компонента.

Предпрофильная подготовка предполагает создание портфолио как формы представления образовательных достижений (личное «Портфолио учебных достижений») учащихся основной школы в урочной и внеурочной деятельности. Портфолио отражает динамику учебной и творческой активности, направленности интересов, характера предпрофильной подготовки учащихся.

8. Особенности аттестации учащихся в условиях профильного обучения

К особенностям аттестации учащихся в условиях профильного обучения относится прохождение выпускниками 12-го класса государственной аттестации в виде единого национального тестирования как оценивания достижения ожидаемых результатов образования 6 уровня (1 этап).

В условиях профильного обучения особое значение придается портфолио. Портфолио рассматривается способом представления учебных и социально значимых личных достижений учащихся, а также отражает уровень сформированности осознанного выбора профессии и мотивации к карьерному росту. Содержание портфолио в форме различных документов, подтверждающих возможности ученика, учитывается при определении дальнейшей траектории обучения на последующих уровнях образования. Наличие портфолио позволяет организациям профессионального образования выявить контингент способных учащихся, склонных к успешному обучению по выбранной специальности.

Для продолжения образования на уровне высшего образования обладатели аттестата о среднем образовании участвуют в конкурсе на основе единого национального тестирования (2 этап).

9. Педагогические кадры профильного обучения

Учитель профильных классов должен эффективно управлять образовательным процессом и качеством образования, ориентированного на результат. Учитель должен обладать высоким уровнем профессионализма и компетентности, а вся его деятельность по управлению образовательным процессом должна более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся. Немаловажна роль учителя в правильном выборе учащимися профилей обучения и будущей профессии.

Одним из необходимых условий реализации профильного обучения в школе является переподготовка учительских кадров и подготовка учителей нового типа.

В перспективе перехода на 12-летнее образование большая задача стоит перед высшей школой, которая должна принять меры, позволяющие подготовить будущих учителей к учебно-воспитательной работе в школе с профильным обучением, сформировать у них профессионально-образовательные качества, необходимые для работы в сложных условиях переустройства общества и школы.

Согласно типовому учебному плану направлений профильного обучения предполагается введение интегрированных предметов, а также ряда новых учебных предметов. В связи с этим допустимо преподавание следующих учебных предметов действующими педагогическими кадрами при условии их переподготовки: «Казахстан в современном мире» – учителями истории и географии; «Естествознание» – учителями физики, химии, биологии; «Самопознание» – психологами, учителями гуманитарных предметов; «Информационные технологии и системы» – учителями информатики, технологии и черчения; «Мировая художественная культура» – учителями языка и литературы, иностранного языка; «Риторика» – учителями языка и литературы; «Дизайн и проектирование» – учителями черчения, изобразительного искусства.

10. Условия реализации Концепции развития профильного обучения в РК

Реализация основных идей Концепции развития профильного обучения в РК возможна при создании необходимых условий, в том числе:

1.Нормативно-правовые условия:

  • приведение нормативного правового обеспечения среднего образования в соответствие с целями и задачами профильного обучения;
  • обновление стандартов высшего и послевузовского профессионального образования по подготовке к педагогической деятельности в условиях предпрофильной подготовки и профильного обучения уровня среднего образования.

2.Кадровые условия:

  • подготовка руководителей, специалистов областных, гг. Астана, Алматы, городских, районных управлений образования, институтов повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров к работе в условиях профильной школы;
  • разработка стандарта профессионального развития педагога (повышение квалификации и переподготовка) для организации предпрофильной подготовки и профильного обучения;
  • активная разъяснительная работа в педагогических изданиях, СМИ основных идей по обновлению модели обучения старшеклассников.

3. Научно-методические условия: развитие научно-методического обеспечения образовательного процесса профильного обучения.

4.Материально-технические, финансовые условия:

  • выработка новых механизмов финансирования системы профильного обучения;
  • строительство школ Бейіндік мектеп.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль