MCFR.KZ Образование

Качество образования в школе РК: управление, мониторинг, анализ

  • 20 декабря 2018
  • 709
Качество образования в школе РК: управление, мониторинг, анализ
Качество образования в школе РК: управление, мониторинг, анализ

Одним из ведущих направлений совершенствования образовательного процесса на современном этапе является формирование системы управления школой через мониторинг развития и контроля качества образования с привлечением всех заинтересованных участников школьного сообщества.

Читайте также эту статью на казахском языке

★ ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ ★

Контроль качества образовательного процесса
Мониторинг качества образования

Г. Т. Дандыбаева

директор ГУ «Школа-лицей № 2 отдела образования акимата города Костаная»
Мониторинг качества образования

Г. В. Сочнева

заместитель директора по УР

Деятельность внутришкольной службы качества (далее – ВСК) призвана обеспечить достоверную объективную информацию о качестве образовательного процесса на всех ступенях обучения и упорядочить управленческие информационные потоки. Принцип управляемости предполагает проектирование всех компонентов ВСК: целей, содержания, форм, результата – для обеспечения качества образования.

ВСК, нацеленная на реализацию государственной программы развития образования, действует на основе принципов управляемости, открытости и сотрудничества.

Принцип открытости обеспечивается широкой информированностью школьного сообщества о ходе реализации образовательной стратегии нашей школы через школьный сайт, Күнделік, встречи с родительской общественностью.

Принцип сотрудничества реализовывается через включение ученического и родительского сообщества в оценку образовательной деятельности.

Управление качеством образования

Построение эффективной системы управления качеством образовательного процесса требует решения трех основополагающих задач:

– формирования эталона качества (образовательные стандарты, социальные стандарты), включающего конечные цели управления;
– сравнения достигнутого уровня подготовки с эталоном и на этой основе оценки качества;
– выработки управляющих воздействий на условия и факторы, определяющие достигнутое качество с целью минимизации обнаруженных отклонений.

Мониторинг качества образования

Мониторинг – одна из важнейших систем многоуровневого управления школой, которая позволяет проводить диагностику и обеспечивать оптимальную деятельность школы в соответствии с прогнозируемым результатом. Системообразующее свойство мониторинга позволяет объединить все виды контроля, используемые образовательным учреждением, в единую структуру взаимодействующих элементов по целям, средствам, результатам на основе следующих общих принципов: системности, цикличности, периодичности, сквозного наблюдения событий.

Мониторинг тесно связан со всеми функциями и стадиями управления. Основными точками рассмотрения мониторинга являются: цели; информация о состоянии образовательной системы школы и основных показателях ее функционирования; прогнозы; решения; организация и исполнение педагогической деятельности; коррекция деятельности учебного заведения.

Мониторинг ориентирован на информационное обеспечение управления, повышение его эффективности, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени. При этом мониторинг осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами РК, методическими материалами организаций образования и стратегическим планом развития школы.

Цель и задачи мониторинга. Целью мониторинга является обобщение и анализ получаемой информации о состоянии образовательной системы школы и основных показателях их функционирования для оценки и прогнозирования тенденций развития, принятия обоснованных управленческих решений, направленных на повышение качества образования.

Достижение поставленной цели в нашей школе решается путем реализации следующих задач:

  • Систематического и всестороннего изучения состояния педагогической системы школы и качества реализуемого ею образования.
  • Оценки на основании достоверной информации и совершенствования условий обеспечения УВП (социального заказа, ориентиров развития современного образования, Миссии и Философии школы, целей и содержания образования, учебных программ, кадрового потенциала, материально-ресурсной базы).
  • Управления эффективностью УВП:
– в реализации психолого-педагогических задач (новое в структуре знаний, учебных навыков, поведении, направленности личности, системе ее отношений);
– в реализации функциональных задач (способы педагогического воздействия в управлении деятельностью обучающихся);
– в реализации целей и задач: выявление изменений в образовательном процессе и факторов, их вызвавших; управление качеством обучения.
  • Совершенствования механизма мониторинговых исследований в школе.
  • Координации деятельности субъектов мониторинга образовательной системы школы.

Объекты мониторинга. Объектами мониторинга в нашей школе являются ученик и учитель, результаты обучения (текущие, итоговые), ресурсная база УВП.

Виды и основные направления мониторинга качества образования

В соответствии с целями и задачами мониторинга качества образовательной системы школы определены следующие направления мониторинга: уровень учебных достижений учащихся; профессиональное мастерство педагогов; инновационная деятельность (внедрение интегрированных программ); эффективность воспитательной системы.

Мониторинг образовательной деятельности школы включает следующие виды измерений:

– педагогические (компетенции, новообразования в структуре учебных знаний);

– психологические (поведение, направленность личности, система личностных отношений, основные психологические характеристики);

– дидактические (способы педагогического воздействия, направленные на управление и коррекцию деятельности студентов).

Анализ результата деятельности школы

Представленная схема организации и управления мониторингом дает оперативную и объективную информацию о качестве образовательного процесса, уровне реализации намеченных целей и задач по всем направлениям деятельности школы, позволяет определять оптимальные пути решения проблем. Анализ реализации данной модели мониторинга показал ее высокую эффективность в процессе совершенствования качества образования в международной школе «Мирас».

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться