Справочник руководителя образовательного учреждения

Профилактика аутодеструктивного поведения

20 марта 2019
571
Средний балл: 0 из 5
Профилактика аутодеструктивного поведения

Зачастую наше невнимание к детским проблемам, переживаниям приводит детей к единственному, по их мнению, выходу – суициду.

Читайте также эту статью на казахском языке


КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Мастер-класс «Формула успеха»
Профилактика аутодеструктивного поведения
М. А. Лапина учитель самопознания, психолог КГУ «Средняя школа № 14 имени Д. Карбышева» акимата города Рудного

Цель: на основе ведущих целевых направлений вывести формулу успеха.

Задачи:

  • подвести к осознанию отличия между целью и желанием;
  • способствовать умению делать правильный выбор в движении к цели;
  • создать условия для доверия своим внутренним возможностям;
  • довести до сознания, что успех – это достижение каждой конкретной цели.

Форма проведения: мастер-класс в форме интегрированного занятия урока самопознания и психологической подготовки в 9–11-х классах.

Суицид

Под суицидальным поведением понимаются различные формы активности, обусловленные стремлением лишить себя жизни и служащие средством разрешения личностного кризиса.

У подростков часты не столько завершенные суициды, сколько замыслы и попытки. Присутствует демонстративно-шантажное поведение, которое предполагает не столько смерть, сколько воздействие на значимых лиц. При таком поведении подросток в действительности не хочет умирать и избирает суицид как способ влияния на условия и людей, от которых зависит изменение этих условий.

Оптимальным методом психолого-социальной коррекции таких подростков является включение их в групповую коррекционную работу, где они имеют возможность научиться конструктивно разрешать трудные жизненные ситуации.

Групповая работа дает возможность снять ощущение уникальности собственных трудностей, позволяет получить обратную связь, взглянуть на свою семью с иной точки зрения.

 При помощи социально-психологического тренинга осуществляется психологическое воздействие, основанное на активных методах групповой работы. Это форма специального организованного общения, в ходе которого решаются вопросы развития личности, формирования коммуникативных навыков, оказания психологической помощи и поддержки, коррекции, позволяющие снимать стереотипы и решать личностные проблемы участников.

У подростков происходит смена внутренних установок, расширяются знания, появляется опыт позитивного отношения к себе и окружающим людям, они становятся более компетентными в сфере общения.

Структура тренинговых занятий

Каждое занятие состоит из пяти основных частей:

  1. Приветствие.
  2. Разминка. Включает упражнения, способствующие активации участников группы, созданию непринужденной, доброжелательной атмосферы, повышению сплоченности.
  3. Основное содержание. Это игры, упражнения, задания, помогающие реализовать главные цели тренинга.
  4. Рефлексия. В конце каждого занятия следует оставлять время, чтобы участники могли поделиться своими чувствами, впечатлениями, мнениями, поговорить о своих достижениях.
  5. Прощание.

Каждое выполняемое участниками упражнение ведущий заканчивает обсуждением. В обсуждении акцентируют внимание на чувства, переживания, затруднения, с которыми пришлось столкнуться каждому участнику.

Приветствие, рефлексию занятия и прощание в тренинге необходимо закрепить в виде групповой традиции.

Тренинг может проводиться в форме внеклассной работы с подростками. Программа рассчитана на 10–12 занятий, продолжительностью около 2 часов. В случае необходимости программу можно корректировать. Число участников не должно превышать 15 человек.

Занятие № 1

Знакомство.

Упражнение «Снежный ком». Ведущий предлагает начать знакомство по часовой стрелке, первый участник называет свое имя, далее – сосед повторяет его имя, и только потом называет свое, третий участник должен повторить два предыдущих имени и назвать свое и т. д. Сложнее всего придется последнему участнику, который должен повторить все имена без единой ошибки.

Разминка.

Упражнение «Надувная кукла».

Ведущий: Сейчас мы превратимся в надувных кукол, из нас выпущен воздух: наклоните головы, опустите руки, расслабьте все тело. Теперь я буду выполнять функцию насоса и производить движения, напоминающие работу человека, который накачивает колесо, и произносить характерный звук: «пщ, пщ, пщ». После каждого движения насоса вы надуваетесь и распрямляетесь, встаете, расставляете ноги, поднимаете вверх руки и напрягаете все мышцы. Далее ведущий говорит, что он вынимает пробку, после чего все куклы сдуваются, садятся на стулья и расслабляются.

Основное содержание.

Упражнение «Взаимные презентации». Участники разбиваются на пары, желательно, чтобы это были незнакомые люди. Задание: необходимо рассказать о себе (возраст, увлечения, семья, что привело сюда…) в течение 3 минут своему партнеру. Затем поменяться ролями. После этого наступает время презентаций: один из участников пары встает за спину другого, кладет ему руки на плечи и от его имени рассказывает всё ранее услышанное.

Рефлексия.

Проводится в виде беседы, обсуждения занятия в целом. Ведущий задает вопросы участникам по поводу их самочувствия, настроения, настоящих желаний, предложений и т. д.

Прощание.

Упражнение «Энергетическая разгрузка». Все участники, соединяя руки, образуют круг (левая рука ладонью вверх – принимающая, правая – ладонью вниз – отдающая), закрывают глаза и представляют себе, что энергия ходит по кругу (1–2 минуты).

Занятие № 2

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Третий лишний». Участники разбиваются по парам и встают в общий круг – лицом к центру. Выбирается тот, кто догоняет и убегает. Круг пересекать запрещается. Тот, кто убегает, может встать впереди какой-либо пары. В этом случае роль убегающего из пары выпадает тому, кто находится снаружи. Третий – лишний.

Основное содержание занятия.

Упражнение «Моя жизнь». Всем раздаются листок и маркер, предлагается написать свое имя и изобразить на этом листе свою жизнь (участники свободны в выборе периода, способа изображения – рисунок или просто запись наиболее значимых для себя моментов, стрелка или холмистая дорога и т. д.). На рисование отводится 5–10 минут. После этого начинается презентация своих наработок. Лучше всего начать с ведущего, это будет толчком к раскрепощению всех участников.

Рефлексия.

Могут быть представлены различные ситуации из жизни. Рекомендуется не оставлять без внимания моменты пережитых разочарований, пессимистических настроений и т. д. Вместе с группой дать эмоциональную поддержку и вселить надежду на изменение жизненной ситуации. Ведущий может применить в этом упражнении адекватные психотерапевтические методы (Гештальт-терапия, поведенческая психотерапия, позитивная психотерапия, НЛП).

Психотехническая игра на снятие эмоционального напряжения «Атомы и молекулы».

Ведущий. Сейчас каждый слегка сжимается в комок. Вы – одинокие атомы, которые хаотично двигаются. По моей команде вы соединяетесь в молекулы. Например, по команде ведущего «три» вы должны объединиться по три атома в каждой молекуле. Кто не вошел ни в одну молекулу – выбывает.

Называется несколько разных чисел, но не больше 4–5 раз.

Рефлексия и прощание.

Занятие № 3

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Коллективный счет». Необходимо досчитать до десяти, не договариваясь друг с другом, кто за кем будет считать, и кто начинает счет. Для этого участникам следует просто опустить головы. Упражнение начинается заново, если одну цифру одновременно произнесли несколько человек.

Основное содержание.

Упражнение «Моя семья». Участники сидят в кругу, у каждого имеется лист бумаги и ручка. Предлагается разделить свой лист на две части и написать на них продолжение двух формулировок:

  • Я люблю свою семью, потому что…
  • В моей семье не нравится то, что…

Далее участники держат карточки в руках, ходят по комнате и молча читают друг у друга всё, что написано. Переговариваться и стоять в стороне нельзя. Когда все ознакомятся с написанным, листочки крепятся на доску или стену. Далее приступают к обсуждению.

  • Что вы чувствовали при встрече с человеком, у которого похожие проблемы?
  • Каково ваше личное участие в разрешение возникших проблем?
  • Каким образом можно было бы решить проблему?
  • Что изменилось бы, если бы вам удалось избавиться от нее?
  • Ваши чувства, когда вы встречали человека без проблем?
  • Испытывали ли вы трудности при написании формулировок?

Упражнение «Общий язык». Группа разбивается по тройкам.

Ведущий. Сейчас мы проведем ролевую игру. Определитесь, кто будет отцом, кто матерью, кто ребенком. Вы должны договориться о том, где и как провести детский день рождения. При этом между ребенком и родителями возникли разногласия – у каждого свой взгляд.

Все входят в свою роль, но не отступают от границ. На весь процесс «семье» дается 5–7 минут. Затем ведущий предлагает обсудить полученные результаты, у кого получилось договориться с родителями, кто не смог и почему.

Упражнение «Круг недовольства и благодарности». Образуются два круга: внешний (участники стоят лицом в центр круга) и внутренний (лицом от центра). Расположиться следует так, чтобы получились пары, стоящие друг напротив друга.

Упражнение выполняется в 2 этапа. Стоящие во внутреннем кругу – родители, они будут выслушивать все те недовольства, которые скажут им дети (внешний круг). У родителей на глазах повязка.

По сигналу дети передвигаются вправо на два человека и продолжают высказываться. Когда все пройдут круг, необходимо поменяться местами.

Далее начинается второй этап упражнения. Дети высказывают родителям, у которых завязаны глаза, свою благодарность.

Рефлексия.

  • Что вы чувствовали при высказывании недовольства и благодарности?
  • Какие чувства появились у вас при выслушивании недовольства и благодарности?
  • Мысли, которые приходили в голову?
  • Что вы извлекли для себя?
  • Сможете ли вы дома повторить всё то, что сделали здесь?

Домашнее задание: написать письмо своим родителям со словами благодарности и недовольства.

Прощание.

Занятие № 4

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Здороваться – не вредно!». Участники становятся в круг.

Ведущий. Начнем сегодняшний день так: встанем и поздороваемся. Здороваться будем за руку с каждым, никого не пропуская. Не страшно, если с кем-то вы поздоровались дважды. Главное – никого не пропустить.

Основное содержание.

Упражнение «Общение без слов». Участники образуют 2 круга: внутренний и внешний – лицом друг к другу. Участники каждого круга начинают двигаться в противоположные стороны и останавливаются только по команде ведущего. Те, кто оказались друг напротив друга, образуют пары, закрывают глаза и здороваются с помощью рук. Затем продолжают двигаться в противоположные стороны, вновь образуют пары, кладут руки на плечи и смотрят друг другу в глаза в течение нескольких секунд, улыбаются и продолжают движение.

Следующие команды: побороться руками, помириться руками, выразить поддержку при помощи рук, попрощаться и т. д.

Рефлексия и прощание.

Занятие № 5

Приветствие. Разминка.

Упражнение «На счет 3». Все участники стоят в кругу и по команде ведущего считают вслух: по порядку, но, не называя при этом цифры, которые делятся на 3. Вместо этого участник должен молча подпрыгнуть на месте: 1, 2, прыжок, 4, 5, прыжок, 7, 8, прыжок и т. д.

Основное содержание.

Упражнение «Глухой телефон». Ведущий просит всех выйти за дверь, кроме одного человека, которому он рассказывает незамысловатую историю. Тот в свою очередь должен будет рассказать ее следующему, кто войдет в комнату. Так до тех пор, пока последний участник не расскажет услышанное ведущему. После этого ведущий рассказывает эту же историю всем собравшимся.

Примечание: ведущий должен знать историю наизусть, чтобы при повторном воспроизведении не допускать искажений. Пересказы желательно записывать на бумагу или магнитофон, чтобы отследить, какие изменения привносит тот или иной рассказчик.

Рефлексия.

  • Что показало данное упражнение?
  • Можно ли верить слухам?

Прощание.

Занятие № 6

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Физорг». Все стоят в кругу. Выбирается угадывающий, который выходит за дверь. Когда он возвращается, группа выполняет простые движения по инициативе ведущего, его задача – незаметно для угадывающего менять упражнения. Задача всех остальных – не смотреть явно на ведущего и одновременно выполнять меняющиеся движения. Угадывающий должен вычислить ведущего. Можно повторить 2–3 раза.

Основное содержание.

Групповая дискуссия. Каждый участник получает текст со стандартной ситуацией. Например: «Выжить в пустыне».

Ведущий. Представьте себе летний день, середина июля. Вы только что пережили аварийную посадку самолета, который почти полностью сгорел. Летчик и второй пилот погибли.

Вы находитесь в песчано-каменистой пустыне, ближайшее поселение находится приблизительно в 100 км к югу от рудника. Из растительности – только древовидные и бочкообразные кактусы. Все пассажиры остались целы и невредимы.

На вас легкая летняя одежда и сандалии. У одного пассажира имеется шариковая ручка, у другого – спички, из самолета удалось спасти некоторые предметы. Ваша задача: распределить эти предметы по приоритетности. Одновременная привязка нескольких предметов к одному номеру недопустима.

Индивидуальная работа – 7 минут.

Наименование предметов

Индивидуальная работа

Подгруппа

Групповое решение

Авиационная карта района аварии

Магнитный компас

Парашют красно-белого цвета

Пистолет заряженный

Карманный фонарик

Перочинный нож

Канистра с питьевой водой

Санитарный ящик с марлевыми бинтами

Флакон с 1 000 таблеток соли

Карманное зеркальце

Солнцезащитные очки для каждого

Пальто – на каждого

Книга о съедобных животных пустыни

2 литра 40-градусной водки

Большой полиэтиленовый плащ

После того как каждый самостоятельно пронумеровал в графе «индивидуальная работа» все предметы, группа делится на 2 подгруппы. Задача – прийти к согласованному решению по каждому из предметов. Работа в подгруппах – 20–25 минут.

По окончании обсуждения подгруппами начинается последний этап – групповая дискуссия. Подгруппы садятся друг против друга и начинают договариваться. Решение записывается в третью графу только после того, когда все члены выскажутся «за» то или иное решение. Если один человек из группы будет иметь противоположное мнение, необходимо убеждать его до тех пор, пока он не согласится. Время неограниченно.

В завершение ведущий зачитывает ранжировку экспертов.

  1. Канистра с водой – самый жизненно важный предмет.
  2. Карманное зеркальце – для сигнализации в дневное время.
  3. Пистолет – сигнальное, оборонительное средство.
  4. Фонарик – для сигнализации в ночное время.
  5. Нож – универсальное средство.
  6. Парашют – для создания тени.
  7. Солнцезащитные очки – защита глаз от ожогов и песка.
  8. Пальто – защита от перегрева и переохлаждения ночью.
  9. Большой полиэтиленовый плащ – средство для добычи дополнительной влаги. Конденсат на пленке.
  10. Санитарный ящик с бинтами – для обработки ссадин и как подручный материал.
  11. Водка – антисептик.
  12. Флакон с солью – не нужен, так как соль не уменьшает жажду.
  13. Книга о съедобных животных пустыни – бесполезна, потому что мала вероятность длительного ожидания спасателей.
  14. Авиационная карта района аварии – неприменима при стратегии ожидания.
  15. Магнитный компас – тоже не пригодится в данной ситуации.

Рефлексия. Развитие способности убеждать, отстаивать свои позиции, брать на себя ответственность и т. д.

Прощание.

Занятие № 7

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Кто остался без стула?». По кругу расставлены стулья – на один стул меньше, чем участников игры. Играет музыка. По сигналу ведущего останавливается музыка, во время которой каждый должен занять ближайший стул. Нерасторопный выбывает, убирается еще один стул и т. д., пока не выявится победитель.

Основное содержание.

Упражнение «Контраргументы».

Ведущий: Давайте попробуем разобраться в себе, в своих недостатках, привычках, которыми вы недовольны. Разделите лист бумаги на две половинки. Слева – в колонку «недовольство собой» предельно откровенно запишите те недостатки, которые вам не нравятся в себе именно сегодня, сейчас, на этом занятии.

Недовольство собой

Принятие себя

На эту аналитическую работу отводится 5–6 минут, желательно заполнить всю левую часть таблицы. Затем на каждое «недовольство собой» в правой колонке приведите контраргументы, т. е. то, что можно противопоставить, чем вы и окружающие вас люди довольны уже сегодня. На этот этап работы дается 5–8 минут.

Участники объединяются в микрогруппы по 3–4 человека и приступают к обсуждению своих записей.

Упражнение «Кто я?». На отдельном листе нужно ответить на этот вопрос несколько раз.

Домашнее задание «Ласковое имя». Вспомнить и записать ласковые имена, которыми называют вас родные, близкие, знакомые.

Рефлексия и прощание.

Занятие № 8

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Групповые жмурки». Все завязывают глаза повязкой и под музыку начинают двигаться. При соприкосновении, на ощупь, участники должны опознать друг друга.

Основное содержание.

Упражнение «Мои сильные стороны». Каждый должен рассказать остальным участникам о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, что дает ему чувство внутренней свободы и уверенности. Очень важно говорить прямо, уверенно, без всяких «но», «если», «может быть».

Регламент: 3–8 минут – на подготовку, 3 минуты – на каждое выступление, высказываются все участники группы.

Примечание: при выполнении этого упражнения необходимо следить за тем, чтобы участники избегали высказываний о своих недостатках, ошибках, слабостях. Любая самокритика пресекается.

Рефлексия.

Упражнение «Ассоциации».

Ведущий: Сейчас мы сядем в круг, один из участников оказывается в центре. По очереди скажем ему, какие ассоциации он у нас вызывает. Это могут быть представления, связанные с миром животных, птиц, предметов, явлений природы и прочего, на что способна ваша фантазия. Объяснять, почему именно такие ассоциации он вызывает, не нужно. Тот, кому были адресованы сравнения, благодарит круг и проходит на свое место. Далее выходит следующий участник и т. д.

Чтобы процесс ассоциирования пошел активно, можно провести разминку. Поставить в центр круга какой-нибудь предмет (пластиковая бутылка, ваза, папка, цветочный горшок и т. д.) и попросить ответить участников: «На что это похоже?» или «Как можно это использовать?». Эта разминка позволит всем настроиться на ассоциации.

Рефлексия и прощание.

Занятие № 9

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Стражники и птички». Все игроки делятся на пары, которые располагаются таким образом, чтобы участники внутреннего круга сидел на стульях, а внешнего – стояли за спинкой стула партнера. Один из участников должен стоять за пустым стулом. Все, кто стоят – «стражники», сидящие – «птички». «Стражник» при помощи взгляда, без слов, должен пригласить «птичку» на свой стул. Задача «птичек» – убежать от «стражника», его задача – вовремя увидеть, что его «птичку» хотят увести, и пресечь попытку улететь. Для этого ему достаточно положить обе руки на плечи «птичке». Если она успела встать со стула – считается улетевшей. Игра проходит под музыку, динамично.

Основное содержание.

Упражнение «Живые картины». Члены группы разбиваются на небольшие команды, показывают друг другу, как они переживают свои чувства и настроения.

Каждый участник выбирает какую-нибудь ситуацию из своей жизни, в которой он чувствовал себя неуверенно и тяжело. Это может быть стресс, чувство конкуренции, ревности, гнева, бессилия, грусти и т. д. Этот случай нужно разыграть, представив в виде «живой картины».

В заключение подвести итоги и представить игрокам возможность свободно обменяться впечатлениями.

Упражнение «Пишем рассказ». Ведущий предлагает создать коллективный рассказ. К 2–3 предложениям каждый участник добавляет свои предложения, чтобы получился складный рассказ или история. Например: «Летом, когда я гостил на каникулах у бабушки…»

Рефлексия.

Прощание.

Занятие № 10

Приветствие.

Разминка.

Упражнение «Восковая свеча». Необходимо как можно плотнее встать в круг. Один из участников становится в центр. Он должен закрыть глаза, максимально расслабиться и падать на руки участников, стоящих в кругу. Задача участников круга: не уронить «свечу» и как можно бережнее поддерживать ее всё время.

Основное содержание.

Упражнение «Комплимент». Ведущий предлагает провести что-то вроде светского приема. Все члены группы под музыку, свободно передвигаясь по комнате, подходят друг к другу и обмениваются комплиментами, т. е. подчеркивают лучшие качества партнера, которые в нем видят и ценят больше всего.

Желательно, чтобы каждый участник обратился ко всем членам группы.

Мозговой штурм. «А что дальше?»

Участники делятся на 2 группы и совместно обсуждают планы на ближайшее будущее.

Затем каждая группа презентует свою программу.

Подведение итогов тренинга.

Напутствие ведущего.

Прощание.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться