Справочник руководителя образовательного учреждения

Родительское собрание с элементами тренинга

  • 6 сентября 2019
  • 176
  • Средний балл: 0 из 5
Родительское собрание с элементами тренинга
Родительское собрание с элементами тренинга

Цель: разъяснение основных понятий адаптации и дезадаптации первоклассников.

Читайте также эту статью на казахском языке

ШКОЛА ЗДОРОВЬЯ

Профилактика простудных заболеваний у школьников

Родительское собрание с элементами тренинга
А. Б. Шекенова педиатр РГКП «Научный центр педиатрии и детской хирургии», г. Алматы
Не секрет, что зимой и в период межсезонья дети часто простужаются. В среднем ребенок до 6 лет болеет простудными заболеваниями до 8 раз в год примерно в течение 14 дней. Дети старшего возраста болеют реже, так как у них вырабатывается иммунитет.
Сталкиваясь с иммунной системой ребенка, вирусные частицы либо проникают в организм, вызывая острые респираторные вирусные заболевания, либо встречают серьезное противодействие. Дети старше 7 лет могут часто болеть острой респираторной вирусной инфекцией (далее – ОРВИ) по разным причинам, одна из которых – адаптация к новым условиям жизни, связанная с началом обучения в школе. Если ребенок не посещал детский сад, его организм может быть не адаптирован к респираторным вирусам, поэтому он рискует заразиться в первую очередь.

Задачи:

  • ознакомление родителей с психофизиологическими особенностями детей 6–7 лет;
  • обмен практическими советами в вопросах воспитания и обучения;
  • совместное составление оптимального режима дня первоклассника с учетом методических рекомендаций.

На собрании звучит спокойная фоновая музыка, родители рассаживаются в группы по 4–6 человек по интересам.

Ход мероприятия

Собрание начинается с общего знакомства с родителями. Каждому предлагается назвать свое имя и имя ребенка, а также прилагательное, которое его характеризует.

Вступительное слово психолога о теме и цели собрания.

Психолог. Поступление в школу полностью меняет образ жизни ребенка. Наиболее сложным для первоклассников является период адаптации к школе. Сегодня мы рассмотрим основные аспекты проблемы адаптации и дезадаптации, составим план работы с малышами и оптимальный для каждого ребенка режим дня.

  Адаптация – это привыкание, приспособление. Первый год обучения особенно трудный: меняется привычный уклад жизни, ребенок адаптируется к новым социальным условиям, новой деятельности, незнакомым взрослым и сверстникам.

Данный период составляет от 4 до 7 недель. Некоторые дети могут быть шумными: кричат, бегают, бурно играют. На уроках часто отвлекаются, с учителями ведут себя довольно развязно.

Другие наоборот – зажатые, скованные, излишне робкие, стараются держаться незаметно, смущаются, когда к ним обращается учитель. При малейшей неудаче или замечании часто плачут. У таких детей нарушается сон, аппетит, они становятся капризными, вдруг возрастает интерес к играм, игрушкам, книжкам для маленьких детей, увеличивается количество заболеваний.

Все эти нарушения вызваны нагрузкой на психику ребенка, его организм в связи с резким изменением образа жизни, значительным увеличением и усложнением требований.

Бытует мнение, что труднее всего адаптируются к школе «домашние», не организованные дети – которые не посещали дошкольные организации и мало общались со сверстниками. Практика же показывает, что это не соответствует действительности. Значительные трудности в адаптации также могут испытывать и дети, ранее посещавшие детский сад.

Есть и такие ребята, у которых процесс адаптации затягивается и не заканчивается на первом году обучения. Они часто болеют, болезни во многом носят психосоматический характер. Такие дети нуждаются в особом внимании со стороны окружающих.

Большинство родителей возлагают на своих детей определенные надежды, поэтому родителям предлагается написать, чего именно они ждут от своего малыша при поступлении в школу, каковы их ожидания.

Практическое упражнение.

Родители обдумывают и записывают свои мысли. Затем предлагается обсудить в группах свои ожидания, выбрать наиболее значимые. Спикер высказывает общее мнение. После выступлений представителей всех групп проводится обсуждение.

Психолог. Не всегда ожидания родителей положительно влияют на ребенка, зачастую их разочарования переносятся на детей, что приводит к психологическим травмам.

Давайте попробуем дать друг другу родительский совет по преодолению ожиданий, развитию интереса и желания учиться (обсуждение, обмен мнениями).

«Цепочка родительских советов»: вера в успех, положительные установки, любовь мам и пап, соблюдение режима, выполнение установленных правил.

Задача взрослых – помочь детям быть успешными. Помощь должна быть эффективной, грамотной и включает три направления:

  • организация режима;
  • контроль выполнения домашнего задания;
  • воспитание самостоятельности.

Коротко остановимся на каждом из них.

  • Как вы считаете, что дает человеку организация режима дня? (Обсуждение)

Организация режима дня позволяет ребенку легче справиться с учебной нагрузкой, защищает нервную систему от переутомления, укрепляет здоровье.

  • Как вы думаете, каковы составляющие организованного режима дня? (Обсуждение):
  • учеба в школе;
  • обязательный отдых на свежем воздухе;
  • достаточный по продолжительности сон;
  • регулярное и полноценное питание.

У 20 % школьников слабое здоровье является основной причиной неуспеваемости. Поэтому очень важно приучить ребенка к соблюдению режима дня, рациональному питанию.

Добивайтесь, чтобы ваш малыш выполнял утреннюю гимнастику, занимался спортом, бывал на свежем воздухе. Точный распорядок занятий – основа любого труда. Необходимо включать в режим дня ежедневное выполнение домашних обязанностей. Их может быть немного, но нужно, чтобы дети выполняли их постоянно. Приученному к таким обязанностям ребенку не придется напоминать, чтобы он убрал свои вещи, вымыл посуду, выполнил уроки.

Необходимо, чтобы в режим дня было включено ежедневное чтение книг. Хорошо читающий ученик быстрее развивается, овладевает навыками грамотного письма, легче справляется с решением задач. При этом взрослый может поправить речевые ошибки, неправильно произнесенные слова, дети же будут учиться высказывать свои мысли.

Практическое упражнение.

  • Составление примерного режима дня первоклассника, работа в группах. Обсуждение, выбор наиболее удачно составленного графика.
  •  Второе направление – контроль выполнения домашних заданий. Предлагается обсудить в группах (обсуждение).

Психолог. Контроль – это организация помощи с целью ликвидации каких-либо пробелов, трудностей. Должен быть систематическим, каждодневным, особенно в начальной школе, и не ограничиваться вопросами о полученных отметках и выполненных уроках.

Обычно после утвердительного ответа родители занимаются своими делами, не проконтролировав детей. Бесконтрольность приводит к пробелам в знаниях, небрежности и к интеллектуальной пассивности ребенка. Ему становится неинтересно на уроках, он не пытается умственно работать. Нежелание напрягаться постепенно перерастает в привычку.

Проявляйте требовательность и уважение к детям. Контролируйте ненавязчиво и тактично. На первых порах маленький ученик нуждается в вашей помощи. Очень важно контролировать не конечный продукт, а сам процесс. Следить за тем, как выполняется работа, помогая преодолевать трудности.

Родители должны интересоваться деятельностью ребенка в школе: понял ли материал, как может объяснить те действия, которые выполнял, что было самое интересное, чему научился на уроке, с кем подружился в классе. Эти вопросы подталкивают ребенка к рассуждениям, предполагают развернутые ответы, а не однозначные. Важно не только развивать отдельные умения и навыки, а учить размышлять самостоятельно, анализировать, доказывать, обращаться к вам за советом и помощью.

Практическое упражнение.

Третье направление – развитие самостоятельности. Обсуждение в группах: должны ли дети 6–7 лет иметь определенные обязательства по дому, какие именно (высказывания родителей)?

Психолог. Приучать детей к самостоятельности необходимо и при выполнении домашних заданий. Во время проверки не спешите указывать на ошибки, пусть малыш найдет их сам. Не давайте готового ответа на его вопросы. Учите выделять учебную задачу, ребенок должен ясно представлять, какими навыками и знаниями нужно овладеть, чтобы суметь выполнить то или иное упражнение.

В заключение родители оставляют отзывы: что понравилось больше всего, с чем не согласны, какие возникли вопросы.

Обсуждение итогов родительского собрания.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться