Справочник руководителя образовательного учреждения

Управление профессиональным ростом руководителей школьных методических объединений

  • 21 февраля 2011
  • 36

В условиях модернизации образования актуальным остается вопрос формирования высокопрофессиональной управленческой команды школ, формирование культуры менеджмента педагогов.

Существующая система повышения профессиональной культуры школьных работников охватывает управленцев 1-го уровня – руководителей, 2-го уровня – заместителей директора и 4-го уровня – педагогов. А формирование управленческой культуры руководителей школьных методических объединений (это 3-й уровень), как показывает анализ ситуации, остается за «бортом» системы.

В общей системе повышения квалификации руководители школьных методических объединений (далее – ШМО) не выделены как самостоятельная управленческая команда. Причина этого известна: частая сменяемость, отсутствие управленческой статусности (руководитель МО в силу учебной нагрузки психологически относится в большей степени к учительской среде, нежели к собственно управленческой).

Налицо серьезное педагогическое противоречие между достаточно большим объемом работы, организуемым и выполняемым руководителем МО и отсутствием отлаженной системы его обучения, в том числе и внутри школы.

Как показывает практика, команда руководителей школьных методических объединений не стала объектом системных управленческих воздействий и со стороны школьной администрации. Обычно их работа регламентируется распоряжениями, указаниями, приказами, а также контролируется через совещание при директоре, заседание методического совета школы, систему аналитических отчетов. В силу этого культура управления руководителей МО является новым и чрезвычайно важным объектом управления. Поведение руководителей ШМО в условиях инновационной деятельности школы становится одним из решающих факторов развития школы. Руководитель МО, имея небольшую формальную власть, в реальности обладает максимальными возможностями воздействия на профессиональную культуру учителя. Личные ресурсы руководителя в управлении «выходят» на первый план.

Школьная методическая служба провела диагностику с целью определения личностно-профессиональных ресурсов руководителей МО (в школе 9 руководителей МО, средний стаж управленческой работы – 5 лет).

Параметры диагностики были взяты следующие: профессиональный, психофизический, социальный, интеллектуальный и нравственный ресурсы.

Как и прогнозировалось, наиболее проблемными оказались профессиональные ресурсы руководителя МО: делегирование полномочий, распределение обязанностей, предъявление требований и т. д. Социальный ресурс, в том числе и мотивация на управленческую деятельность, оказался низким у  2/3 руководителей.

В ходе рефлексивно-деловой игры участники «наполнили» конкретным содержанием параметры личностных ресурсов руководителей МО. К профессиональным ресурсам были отнесены, в первую очередь, организаторские способности, умение предъявлять педагогически целесообразные требования, восприимчивость к новому, базовые знания менеджмента и др. К психофизическим – физическое и психическое здоровье, саморегуляция, позитивный настрой на деятельность, мобильность.

К социальным – осознание собственной значимости, коммуникабельность, инициативность, конкурентоспособность и материальная обеспеченность. К интеллектуальным – способность к постоянному самообразованию, разносторонние интересы, творческая любознательность. К нравственным – отсутствие вредных привычек, ответственность, корректность, порядочность,  сопричастность, объективность в оценке и т. д.

Участники рефлексивно-деловой игры методом «мозгового штурма» выработали первичные рекомендации для каждого руководителя МО в соответствии с их управленческими запросами.

Диагностико-проектировочная работа позволила школьной методической службе выработать стратегию психолого-педагогической и методической поддержки руководителей МО в рамках созданной Управленческой школы. Это:

– формирование управленческого поведения руководителей МО;

– стимулирование высокого уровня управленческой культуры;

– создание единой управленческой команды.

План обучения руководителей МО выстроен в строгой управленческой логике и реализуется второй год:

Проектирование

Преобразование

Диагностика

Разработка проекта рейтинговой карты, подготовка методических рекомендаций по подготовке заседания МО.

Первое заседание

– Рейтинг работы МО: параметры оценки.

– Креативные формы проведения заседаний МО.

– Утверждение положения о методическом месячнике.

Оценивание качества работы МО в прошедшем учебном году (аналитическая справка).

Разработка плана подготовки к итоговой методической конференции.

Подготовка памятки для учителя «Педагогическое исследование в контексте методической темы».

Второе заседание

– Утверждение программы презентации работы МО на итоговой методической конференции.

– Обсуждение итогов методического месячника «Инновации на уроке».

– Методические исследования в рамках МО как актуальная проблема.

Оценивание качества уроков, проведенных педагогами в рамках методического месячника.

Оценивание педагогической целесообразности выбора методической темы учителем.

Подготовка формы портфолио учителя.

Третье заседание

– Управление профессиональным ростом учителя в рамках МО.

– Обсуждение итогов методического месячника «Индивидуализация и дифференциация обучения».

Оценивание профессиональной культуры учителей, аттестуемых в учебном году через анализ портфолио учителя.

Оценивание качества уроков, проведенных педагогами в рамках методического месячника.

Подготовка диагностических материалов, необходимых для подготовки отчетов.

Оказание консультационно-методической помощи руководителям МО в подготовке проектов презентации.

Четвертое заседание

– Аналитический отчет руководителя МО: техника составления.

– Утверждение сценария итоговой методической конференции.

Оценивание качества аналитических материалов руководителей МО.

Подготовка аналитического отчета методической службы школы и плана на новый учебный год.

Пятое заседание

– Обсуждение итогов методической конференции.

– Обсуждение итогов рейтинга деятельности МО.

Определение «проблемных зон» в работе руководителя МО.

Как показала практика, системное обучение руководителя МО дает положительный результат и способствует утверждению демократического стиля управления школой.

Участие педагогов в инновационной деятельности, целенаправленное формирование профессиональных компетенций учителя позитивно сказываются на качестве учебно-воспитательного процесса.

По оценке учащихся, в школе становятся очевидными следующие перемены: урок в большей степени приобретает характер исследования, нормой школьных взаимоотношений становится сотрудничество, личностное развитие ученика «выходит» на первый план, учителя от авторитарной педагогики переходят к демократическому стилю общения.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 2-2011 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ