Родительское собрание в школе

74
Родительское собрание в школе
Родительское собрание в школе
В основном родители за время обучения своего ребенка в школе посещают около 40 родительских собраний.

Собрание организуется один раз в месяц или четверть, в зависимости от возраста детей и особенностей класса, и должно начинаться в строго установленное время. Родители привыкают к такому требованию, поэтому стараются его придерживаться. Максимальная продолжительность – 1–1,5 часа.          

Задачи:

  • совместный поиск решения возникающих проблем в воспитании и обучении школьников;
  • повышение педагогической культуры родителей;
  • стимулирование их участия в жизни класса, ответственность за воспитание своих детей.

Цели посещения родительских собраний:

  • Желание быть информированным о своем ребенке, его учебных успехах и поведении.
  • Возможность получить конкретные рекомендации о том, на какие моменты следует обратить внимание, что важно отследить и проконтролировать в учебной и внеучебной деятельности.
  • Формирование своего собственного впечатления о людях, с которыми сын или дочь контактирует в школе.
  • Обсуждение с педагогами и администрацией различных конфликтных ситуаций.   

Подготовка собрания

  • определение темы, главной проблемы и основных задач;
  • уточнение регламента;
  • формулировка текста приглашения, составленного в вежливой форме, с указанием вопросов, которые будут рассматриваться;
  • подбор выставочного или информационного материала;
  • выбор специалистов для участия.

Темы родительских собраний можно определить заранее на более длительный период (год и более), однако в этом случае учителю целесообразно согласовать их с родителями учащихся.

При этом не стоит ограничиваться рассмотрением только учебных проблем, педагогу нужно предусмотреть более широкий спектр вопросов, затрагивающих сферы интеллектуального, духовно-нравственного и физического развития.

Примерная тематика родительских собраний

1, 2 классы.

  • «Учебные навыки младших школьников»
  • «Профилактика заболеваний в школе и дома»
  • «Самообслуживание в школе и дома»
  • «Развитие творческого восприятия»
  • «Учебно-воспитательные задачи на новый учебный год»
  •  «Авторитет взрослого в семье»

3, 4 классы.

  • «Проблемы и задачи четвертого года обучения»
  • «Значение родительского авторитета в развитии ребенка»
  • «Совместная работа семьи и школы по развитию слухового восприятия»
  • «Забота семьи и школы о состоянии здоровья ученика»

5, 6 классы.

  • «Программа активизации учебной и воспитательной деятельности учащихся»
  • «Развитие общих учебных навыков»
  • «Воспитание сознательной дисциплины»
  • «Организация физического воспитания детей в семье»

 7, 8 классы.

  • «Правила поведения в общественных местах»
  • «Проблемы переходного возраста и пути их решения»
  • «Организация зимнего отдыха учащихся»
  • «Воспитание уважительного отношения к старшим»
  • «Роль семьи в воспитании»
  • «Свободное время в школе и дома»
  • «Приобщение учеников к чтению»
  • «Единые требования семьи и школы»

 9 класс.

  • «Готовность ребенка к новому учебному году»
  • «Кризис подросткового возраста»
  •  «Индивидуальное развитие школьника»
  • «Контроль поведения детей летом»
  • «Правила внутреннего распорядка для старших школьников»
  • «Ответственность родителей за воспитание детей»
  •  «Организация учебно-воспитательного процесса в выпускном классе»
  • «Профориентация в выпускном классе»
  • «Вредные привычки и их воздействие на растущий молодой организм»
  • «Выпускные экзамены»

Накануне собрания классному руководителю целесообразно провести собеседование с другими учителями класса. Цель – обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию в дальнейшем можно использовать для анализа и обобщения практики участия учеников в образовательном процессе.

Следует также определить организационную форму: традиционное собрание, круглый стол, конференция, активная дискуссия и др. Применение практических форм позволит педагогу разнообразить способы организации мыслительной и практической деятельности родителей, активнее вовлечь их в обсуждение поставленных вопросов.

План проведения родительского собрания

  • Вступительное слово классного руководителя.

Необходимо

  • озвучить повестку дня;
  • определить цели и задачи;
  • познакомить с порядком совместной работы;
  • представить приглашенных на собрание;
  • подчеркнуть актуальность обсуждаемых вопросов.

Этот этап должен быть непродолжительным, но содержать достаточную информацию для формирования у родителей представления о целях, задачах и организационных моментах проводимой встречи. Важно с первых минут мобилизовать, заинтересовать и подготовить к активному участию.

  • Анализ учебных достижений учащихся.

Ознакомление с общими результатами учебной деятельности класса. Стоит предупредить родителей, что ответы на конкретные вопросы об успеваемости именно их ребенка они получат во время персональной встречи. Высказывая те или иные суждения, следует помнить о повышенной тревожности взрослых, нужно отказаться от субъективных оценок. Разговор следует вести не столько об отметках, сколько о качестве знаний.

  • Ознакомление с состоянием психологического климата в классе.

Анализ поведения ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темы для разговора: взаимоотношения, речь, внешний вид учащихся и другие актуальные вопросы, связанные с поведением детей. Педагогу следует быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика или родителя.          

  • Психолого-педагогическое просвещение.

Этот компонент не выделяют в отдельный пункт повестки дня. Классному руководителю целесообразно предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах, которые они могут посетить вместе с ребенком. Для освещения отдельных вопросов приглашаются педагог-психолог, социальный педагог и др. Это хорошая возможность рассказать о работе этих специалистов и наладить их контакт с родителями.

  • Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера).

Отчет о проведенной работе и информация о предстоящих делах.

  • Личные беседы с родителями.

Объектом внимания учителя становятся родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Такие родители, опасаясь критики, зачастую избегают встреч, поэтому классный руководитель должен стремиться им помочь. С психологической точки зрения очень эффективна тактика присоединения, которая означает: «Я вас понимаю!».

Действия классного руководителя на родительском собрании

  • Снять напряжение, тревогу, ожидание неприятного разговора.
  • Показать, что у школы и семьи – одни проблемы и задачи.
  • Подсказать, как найти пути выхода из проблемных ситуаций.
  • Постараться понять родителей, поставить себя на их место.
  • Разговаривать спокойно, уважительно, доброжелательно, заинтересованно.

Приемы успешного проведения родительского собрания

  • Расставить столы и стулья по кругу: все хорошо видят и слышат друг друга.
  • Подготовить визитки с именами родителей, особенно, если они еще не знакомы.
  • Обращаться по имени-отчеству, а не «мама Динары», «Витин папа» и т. д.
  • Применять групповые формы работы, игровые элементы.
  • Опираться на опыт, мнения авторитетных родителей.
  • Умело определить день и час встречи (когда нет важных событий, интересных телепередач и др.).
  • Жестко определить регламент собрания, беречь время участников.

Подведение итогов проходит на самом собрании.

Необходимо

  • сделать выводы;
  • сформулировать решения;
  • дать информацию о подготовке к следующему собранию.

Важно выяснить отношение родителей по обсуждаемой проблеме – для этого можно подготовить опросные листы, которые впоследствии станут предметом размышлений для классного руководителя.

Грамотная организация родительского собрания даст возможность не только решить определенные вопросы, связанные с обучением детей, но и поможет учителю наладить контакт с родителями.

Анкета для родителей по адаптации учащегося 5-го класса

Уважаемые родители!

Переход ученика из начальной школы в основную является важным этапом в его жизни. От того, насколько успешным будет этот переход, зависит дальнейшее обучение. Опрос проводится для определения степени адаптации учащихся 5-х классов к школе.

 В связи с этим предлагаем вам ответить на вопросы анкеты. Вариант ответа, который наиболее соответствует вашему мнению, обведите кружком.

В вопросах, где не предложены варианты ответа, напишите свой ответ. Постарайтесь вопросы не пропускать.

Анкета анонимная, фамилию указывать не нужно.

  • Как ваш ребенок справляется с усвоением школьного учебного материала? (Выберите только один вариант ответа)
  • плохо усваивает программный материал по всем предметам;
  • слабо усваивает материал по одному из основных предметов, допускает много ошибок, неаккуратно выполняет задания;
  • допускает редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой;
  • есть небольшие помарки, единичные ошибки;
  • хорошо усваивает программный материал по всем предметам, правильно и безошибочно выполняет школьные задания.
  • Как он выполняет школьные задания? (Выберите только один вариант ответа)
  • отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию;
  • выполнение школьных заданий требует от него определенной степени напряжения;
  • иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует усилий для его завершения;
  • выполнение школьных заданий не вызывает у него особых затруднений;
  • работает легко, свободно, без особого напряжения.
  • Уровень самостоятельности при выполнении школьных заданий. (Выберите только один вариант ответа)
  • для выполнения школьных заданий ему требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого;
  • мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого;
  • иногда обращается за помощью к старшим, но чаще выполняет задания сам;
  • работает самостоятельно, почти не обращаясь за помощью взрослых;
  • сам справляется со школьным заданием.
  • С каким настроением чаще всего ходит в школу? (Выберите только один вариант ответа)
  • преобладает депрессивное настроение, часто бывают вспышки гнева, злости;
  • бывают отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, иногда страх, обидчивость, вспыльчивость, раздражительность;
  • наблюдается депрессия;
  • спокоен, деловит, нет проявлений депрессии;
  • улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу.
  • Определите уровень успеваемости по сравнению с 4 классом.
  • повысилась;
  • понизилась;
  • осталась на прежнем уровне;
  • затрудняюсь ответить.
  • Охарактеризуйте взаимоотношения с одноклассниками. (Выберите только один вариант ответа)
  • замкнут, предпочитает находиться один, негативен по отношению к детям: ссорится, обзывается, дерется;
  • предпочитает находиться с детьми, но не вступать с ними в контакт;
  • сфера общения ребенка несколько ограничена: общается только с некоторыми ребятами;
  • малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети;
  • общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.
  • Дайте оценку взаимоотношений с классным руководителем. (Выберите только один вариант ответа)
  • при общении с учителем смущается, говорит тихо, запинается;
  • выполняет требования учителя формально, не заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным;
  • старательно выполняет требования учителя, но за помощью обращается чаще к одноклассникам;
  • стремится выполнять все требования учителя, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью;
  • проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к учителю, общается с ним.
  • Уровень адаптации вашего ребенка к школе на данный момент.
  • низкий;
  • ниже среднего;
  • средний;
  • выше среднего;
  • высокий.
  • Что необходимо сделать в школе для более успешной адаптации пятиклассников к новым условиям обучения?

Благодарим за участие в опросе!

Источник: журнал "Справочник классного руководителя"



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль