MCFR.KZ Образование

Авторская программа

  • 17 марта 2019
  • 213
Авторская программа
Авторская программа

Авторская учебная программа – это результат педагогического творчества автора или коллектива авторов, который должен удовлетворять критериям новизны и педагогической ценности.

Читайте также эту статью на казахском языке

Знания из «символического капитала» превратились в «средство преобразования ситуации», помогая быстро приспособиться к часто меняющимся условиям. Поэтому в педагогике появился термин «компетенция», по определению Дж. Дьюи «как способность к пониманию и действию, поддерживающих адекватную связь с миром».

Понятие «компетенция» является категорией новой экономики и нового подхода к человеческим ресурсам. Формирование компетенций предполагает не просто смену содержания, а скорее смену способа и технологии. Ее суть – давать знания, соединяя их с адекватным восприятием мира. Только так школа сможет сформировать деятельную позицию учащегося – позицию исследователя, организатора, коммуникатора. Воспитывая активную личность, мы должны разными способами и методами приобщать ее к познавательной деятельности. Для этого необходимы новые акценты в образовательной деятельности, новые подходы к учебным предметам и интегрированным курсам, входящим в учебный план  школы.  

Учитель не пассивный исполнитель примерной (типовой) учебной программы,  детально раскрывающей обязательные компоненты обучения и параметры качества усвоения учебного материала. Учебная программа – это как эскизная информационная модель педагогической системы, отражающая ключевые элементы данного учебного предмета, цели обучения и воспитания, рекомендуемые дидактические процессы и предпочтительные организационные формы обучения.

Примерные программы являются основой для создания рабочих учебных программ и ориентиром при разработке авторских учебных программ. Авторская учебная программа – это результат педагогического творчества автора или коллектива авторов, который должен удовлетворять критериям новизны и педагогической ценности. Она создается на основе государственного образовательного стандарта, определяющего содержание образования учебного предмета. Для авторской программы характерны оригинальная концепция и построение содержания, поэтому, прежде всего, она должна отвечать общеобразовательным стандартам.

Процесс разработки авторской методической системы занимает довольно длительный период времени и ориентирован в конечном итоге на развитие личности. Главное в содержании авторской программы – собственный личностный опыт учителя в построении методической системы, индивидуальный стиль его деятельности. Под технологией разработки авторских программ следует понимать определенный алгоритм педагогической деятельности учителя, технологическую цепочку, состоящую из следующих этапов:

  • выбор и обоснование автором своей теоретико-методологической позиции. Общая сущность рабочей программы должна раскрыться как статус документа;
  • формулирование целей учебного предмета в соответствии с выбранными теоретико-методологическими позициями и целями образования;
  • отбор и структурирование содержания образования в соответствии с индивидуальными возможностями учащихся, выделением уровней обучения и показателей их подготовленности на каждом из них;
  • отбор уже существующих или разработка новых, оптимальных для каждой из структурных единиц программы педагогических средств, форм, методов организации процесса обучения и способов взаимодействия педагога и учащихся.

★ПЕРЕДОВОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ★

Практические методы и подходы к процессу обучения
Авторская программа
К. Я. Грудупс заместитель директора по НМР ГУ «Школа-лицей № 1 отдела образования акимата г. Костаная»
Для обеспечения успешной реализации учителями обновленной учебной программы необходимо следовать практическим советам.

Требования к авторским программам. Любая программа имеет ряд требований к составлению и должна иметь некоторые обязательные атрибуты. Предлагаю примерный план, по которому можно составить авторскую рабочую программу по любому школьному предмету.

Первое обязательное условие – это соответствие программы общим требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ общего среднего образования и примерных учебных программ.

Кроме этого, авторская программа должна отвечать следующим требованиям:

  • соответствовать современному состоянию науки и передовой педагогической практики, отличаться новизной и оригинальностью;
  • иметь направленность на развитие индивидуальных способностей школьника, его интеллектуальной, двигательной и эмоциональной сферы, коммуникативных способностей и социальной адаптации;
  • соответствовать требованиям системности, преемственности и непрерывности образования;
  • иметь психолого-педагогическое обоснование;
  • быть обеспечена основными дидактическими материалами и средствами, а также методическими рекомендациями по ее реализации.

В структуре документа перечисляются все разделы, входящие в рабочую программу с небольшой расшифровкой. Авторская учебная программа должна состоять из пяти основных частей:

  • пояснительной записки;
  • содержания учебного материала;
  • требований к уровню подготовки учащихся;
  • учебно-методического обеспечения;
  • списка литературы.

Пояснительная записка содержит цели программы, отражающие концепцию школы, уровни развития и направленности интересов учащихся, задачи учебного предмета. Это один из важнейших разделов рабочей программы. Первым делом раскрываются цели данной рабочей программы. Затем идет общая характеристика учебного предмета. Здесь можно использовать уже готовые программы по данному предмету. В ней обосновываются актуальность разработки данной программы и ее новизна, показанная на примере ведущих образовательных компонентов, отобранных для данной программы: представлений, понятий, знаний о связях, закономерностях, умений, элементов опыта творческой деятельности. Автор приводит анализ имеющихся аналогов и обосновывает доводы в пользу предлагаемой программы.

Далее определяется ее место в целостной системе учебных программ общеобразовательного учреждения, описываются принципы построения, общая структура содержания учебного материала, особенности. Отмечается соответствие программы государственным образовательным стандартам по объему учебного материала и предполагаемым минимальным результатам, ее обеспеченность, обоснование выбора образовательной технологии для реализации в практике обучения.

Ключевым элементом и смысловым центром пояснительной записки является формулирование целей и задач программы. Основная трудность при этом связана с необходимостью разделить цель и задачи, избежать повторов в формулировках. Следует иметь в виду, что цель – это стратегия авторской программы, фиксирующая желаемый конечный результат.

Задачи – это результаты конкретных стадий программы, которые поддаются фиксации, детализации и измерению. В этом смысле задачи технологичны. В совокупности они образуют некий фундамент, на основе которого происходит суммарный качественный  сдвиг в развитии школьника. Задачи, как ступеньки лестницы, ведущей к достижению искомой цели, конкретные результаты реализации авторской программы. Следует стремиться к максимальной точности и четкости в определении задач, чтобы было ясно, что они конкретны, достижимы и измеряемы. Учитывая авторский характер учебной программы, следует определить задачи так, чтобы в них прослеживалась общая оригинальность авторского подхода и усматривался оттенок новизны.

Особенно важно  отличать данную программу от существующих. Необходимо помнить, что отличия всегда конкретны, и являются сжатой детализацией той общей новизны и оригинальности, которые и дают право вашей программе претендовать на авторское содержание.

Поэтому, характеризуя их, следует избегать общих формулировок и исходить, прежде всего, из личного опыта как реализации собственной программы, так и знаний о других программах, пересекающихся с тематикой. Отличия могут выражаться в постановке образовательных задач, построении учебно-тематического плана, содержании занятий, в использованной учебно-методической литературе.

Позитивный результат является главным критерием ее оценки. Все новинки, отражающие авторскую оригинальность, не самоцель, а средство. Поэтому принципиально важно, чтобы из текста пояснительной записки было ясно: отмеченные отличия существуют не сами по себе, а логически встроены в вашу систему педагогической деятельности.

Особого внимания требует заключительный раздел пояснительной записки. Он  включает  ожидаемые результаты и способы их проверки. В характеристике ожидаемых результатов необходимо показать, какую роль сыграли использованные вами новшества.

В содержании учебного материала приводится структурированное изложение учебных тем каждого раздела с указанием форм. Этот раздел обычно занимает значительный объем. Необходимо кратко и достаточно конкретно описать содержание теоретических и практических занятий. Стиль написания раздела должен быть по возможности приближенным к телеграфному: предложения должны быть краткими, без сложных оборотов. Описание содержания разделов и тем должно показать, что вы собираетесь освоить вместе с учащимися на уроках по вашей авторской программе.

В этом разделе как раз и заключена специфика преподавания предмета, которая должна учитывать такие важные моменты, как особенности умственного развития учащихся, структура класса (отличники, троечники) и его наполняемость. Данный раздел имеет вид простого тематического планирования. Другими словами, можно просто распланировать, какие темы и когда будут пройдены в течение года. Необходимо указать количество учебных часов на каждую тему, а также указать все те пункты, которые вы используете в тематическом планировании (цели урока, оборудование, дополнительный материал и т. д.).

Целевая основа программы должна находить отражение в перечне требований к уровню знаний и умений, необходимых для усвоения школьниками. Данные требования учитывают соответствующие образовательные стандарты.

В составлении учебно-тематического плана, который должен быть выполнен в виде таблиц, особых трудностей не возникает, если не забывать про два обстоятельства:

  • учебно-тематический план – это перечень разделов программы с указанием количества теоретических и практических часов, отведенных на каждый раздел и каждую тему;
  • между учебно-тематическим планом и последующим изложением содержания указанных тем должно быть строгое соответствие.

Учебно-методическое обеспечение программы. Здесь указывается, какой литературой: учебниками, тетрадями на печатной основе, методическими пособиями, научно-популярной литературой и т. д. – педагог и ученик обеспечиваются в учебном процессе по данной авторской программе. Раздел предоставляет педагогу возможность изложить опыт своего педагогического творчества, воплотить собственные методические «изюминки». Именно поэтому, чтобы придать работе наиболее эффективную форму, при окончательном оформлении данного раздела авторской программы особенно полезна помощь опытного методиста, обладающего необходимыми знаниями.

Список литературы – заключительный раздел программы. Существуют стандарты библиографического описания литературы. Полезно повторить несколько правил, которыми следует руководствоваться при составлении списка литературы:

  • фамилии авторов и названия книг приводятся в алфавитном порядке; инициалы автора приводятся после фамилии;
  • кроме фамилии и инициалов автора, полного названия работы необходимо указать место издания, издательство и год издания;
  • желательно разбить список литературы на несколько разделов:
  • для педагогов; для учащихся; для родителей, если это предусмотрено особенностями программы.

Уделите внимание оформлению. Все заголовки разделов и пунктов должны быть выделены, обязателен отступ абзацев. В виде таблицы лучше всего выполнить тематическое планирование в основном содержании. Для удобства чтения текста можно выделить жирным шрифтом или курсивом ключевые фразы и слова.

Затем проводится работа, связанная с окончательным оформлением, экспертизой и утверждением авторской учебной программы, а также с обеспечением условий для ее включения в реальный учебно-воспитательный процесс образовательного учреждения.

Инновационный характер содержания авторской программы, используемых педагогических технологий и методик обучения обусловливает необходимость проведения апробации и экспертизы программы. К представляемой на экспертизу авторской учебной программе рекомендуется приложить рецензии специалистов и организаций, признанных компетентными в данной области знаний.

Органы управления образованием в ходе проведения апробации и экспертизы могут прийти к заключению о соответствии или несоответствии авторской программы предъявляемым к ней требованиям и вынести решение о возможности или недопустимости ее использования в учебном процессе. Ограничение образовательного учреждения в праве на разработку авторских учебных программ или лишение ее этого права в компетенцию органов управления образования не входит.

В нашей школе разработаны авторские программы по предметам естественно-математического направления: «Дифференциальные и интегральные исчисления», «Практикум по математике», «Функциональный анализ», «Технический перевод», «Тарихи тұлғалар», «Flash-программирование», «Web-дизайн», «Статика и динамика». Все они успешно прошли защиту, отдельные были представлены на республиканский конкурс «Үздік авторлық бағдарлама», как программы, которые развивают интеллект учащихся, углубляют знания. И надо отметить, что педагоги на практике убеждаются, что программа позволяет более рационально использовать отведенное на курс время. 

Источникжурнал «Методист организации образования»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться