Справочник руководителя образовательного учреждения

Научное общество учащихся

  • 3 января 2011
  • 241

Деятельность образовательного учреждения повышенного уровня обучения направлена на стимулирование исследовательской работы педагогов и учащихся.

Поделюсь опытом организации работы научного общества учащихся (далее – НОУ), оказывающего большое влияние на развитие их познавательной мотивации. Выявив одаренных детей, мы стараемся помочь им реализовать творческие возможности, создав необходимые для этого условия. НОУ, созданное в гимназии для активизации учебно-исследовательской деятельности учащихся профильных классов, нацелено на формирование у них научного мышления участием в факультативах, спецкурсах, конференциях и олимпиадах. Это помогает:

  • закрепить учебные навыки и приобрести новые компетенции;
  • развивать творческие способности, вырабатывать исследовательские навыки;
  • формировать аналитическое и критическое мышление в научных исследованиях;
  • давать возможность проверить свои наклонности, профессиональную ориентацию, готовность к предстоящей трудовой деятельности;
  • воспитывать целеустремленность и системность в учебной и трудовой деятельности.

Это общество стало элементом оптимальной структуры образования, ориентированной на обучение и воспитание детей с высоким уровнем способностей по отдельным предметам. НОУ помогает формировать одаренную личность, развивая индивидуальные особенности. Дополнительная научная информация, которую учащиеся получают в НОУ, помогает им в  освоении наук гораздо шире школьной программы.

Педагогический коллектив и НОУ.

Основные задачи педагогического коллектива специализированной школы:

– развивать природные интеллектуальные способности учащихся;

– выявлять и развивать специальные творческие способности;

– развивать устойчивую мотивацию к учению и самообразованию;

– обучать навыкам самообразования и научно-исследовательской деятельности, внутренней потребности личности к самосовершенствованию.

– направлять работу НОУ на профессиональную ориентацию учащихся, выбор будущей профессии.

Цели и задачи НОУ.

Объединение показало свою эффективность во внеклассной и внешкольной научной работе со старшеклассниками. На одном из первых его заседаний были поставлены конкретные задачи:

– выявлять и поддерживать учащихся, склонных к научно-исследовательской деятельности;

– формировать интерес к исследованию природы и общества, углубленному изучению теоретических основ науки и техники, овладению методами научно-исследовательской работы;

– повышать творческую активность, настойчивость, самостоятельность учащихся;

– привлекать их к выполнению посильной научной работы.

Для систематизации работы составляется годовой план работы НОУ (приложение 1).  

Основные направления НОУ «Жас канат».

Научное общество учащихся в гимназии имеет три основных направления:

– школа олимпийского резерва;

– научная школа (школа научных проектов);

– союз эрудитов.

Организация работы НОУ.

Для повышения эффективности научного общества учащихся в гимназии разработана технология подготовки к олимпиадам, соревнованиям научных проектов. Главным в этой работе является организация самостоятельной научно-познавательной деятельности учащегося, его воспитание и самовоспитание. Это длительный сложный процесс, предполагающий индивидуальную работу по развитию интеллекта, расширению кругозора, формированию собственного мировоззрения. Неверно поставленная цель (или вообще непоставленная) может создать у учащихся представление об олимпиаде или соревнованиях научных проектов как о необходимом и достаточном критерии их умственных способностей. При этом учащиеся должны понять, что завоевание призового места в соревнованиях того или иного уровня не должно быть самоцелью. Им четко разъясняется, что победа на олимпиаде свидетельствует только о наличии некоторых способностей и не гарантирует даже успешную учебу в вузе.

Индивидуальная работа с учащимися начинается с четкой постановки цели и делится на несколько этапов.

I этап: накопление базовых знаний и навыков, необходимых для дальнейшей самостоятельной работы с первоисточниками. На этом этапе следует четко контролировать результаты деятельности учащихся в правильности усвоения терминологии. Предлагаемые задания должны иметь конструктивный характер.

II этап: самостоятельная работа с литературой. Помощь со стороны учителя заключается в выборе соответствующих первоисточников и консультациях по их содержанию. Для упорядочения и структурирования подготовки желательно раз в неделю заслушивать творческие отчеты ученика. С первых шагов учащийся должен понять значимость своего исследования, возможность практического применения.

Особое внимание следует обратить на работу с материалами периодической печати, используя их информационную насыщенность. На этом этапе приемы и методы выполнения заданий чаще всего определяются темой статьи или книги. Можно порекомендовать завести по интересующим темам папки и собирать там весь материал: статьи, газетные и журнальные вырезки. Для естественнонаучных дисциплин можно порекомендовать изучение научно-популярных изданий «Квант», «Физика в школе», «ИФМ», «Химия в школе» и другие.

III этап: проработка сборников олимпиадных задач республиканского и международного уровней. Начинать необходимо с решения задач по темам. Это формирует у учащихся глубину понимания и систематизацию ранее сформированных знаний, приобретение опыта в отработке подходов к решению разных типов задач. Решения задач, помещенные в конце сборника или книги, недостаточны для понимания наиболее оптимального варианта. Поэтому целесообразно: проводить анализ наиболее интересных задач; организовать поиск их решения совместно с учащимися. 

Особое внимание следует обратить на способы самоконтроля, анализа степени достоверности полученного результата, косвенных доказательств. Совсем не обязательно, чтобы II–III этапы строго следовали  друг за другом. Решение задач может чередоваться с проработкой статей.

Ведение конспекта самостоятельных занятий на всех этапах необходимо для систематизации знаний учащихся, экономии времени при повторении, к тому же позволяет учителю контролировать самостоятельную работу ученика. По естественнонаучным дисциплинам рекомендуется конспектировать отдельно теорию (вместе с краткими доказательствами) и отдельно – решение теоретических и практических задач вместе со ссылками на теорию и выделением ведущих идей решения. Вся эта работа является подготовкой к завершающему этапу в формировании умений научно-исследовательского труда.

IV этап: специализация. К этому времени у каждого из учащихся формируется интерес к тому или иному разделу в рамках предмета. Накопленный опыт дает возможность выхода к решению творческих задач, которые требуют гораздо большего объема планомерной работы, чем олимпиадные задачи, и могут занять два-три месяца. На данном этапе важно определиться с выбором задачи, которую правильнее называть темой для исследования.

Рекомендации.

Тема для исследования должна отвечать следующим требованиям:

– простота, ясность поставленной проблемы;

– решение проблемы не должно требовать от исследователя знаний, значительно выходящих за рамки программы его индивидуальной подготовки;

– удовлетворять требованиям соревнований научных проектов;

– постепенно расширять сферу работы: от библиотеки в школе до библиотеки в городе, совмещая изучение литературы с консультациями.

      Ведущая роль в организации деятельности НОУ отводится учителям-предметникам, которые в процессе индивидуальной работы с учеником призваны заметить в нем исследовательский талант, помочь в выборе научной темы, обозначить круг проблем, требующих решения, подобрать соответствующую литературу и составить жесткий план-график написания работы. Педагог может представить для утверждения тему предлагаемого исследования учащегося на заседание школьного методического объединения учителей. Это поможет ему осознать значимость предстоящей работы, создаст атмосферу сотрудничества. Такое гласное деловое взаимодействие учителей и учеников поможет обогатить школьную тематику разрабатываемых проектов для использования их  в перспективе как учебно-методический материал к темам учебной программы. Обсуждение научно-исследовательских изысканий учащихся на методических советах педагогов будет стимулировать и их творческую деятельность.   

      Если тема многогранна и требует специальных знаний, школа может пригласить  консультанта в качестве научного руководителя, что позволит получить учащимся навыки культуры исследовательского труда, научит подходам. С помощью эксперта можно определиться в актуальности темы, новизне ожидаемых результатов. Консультант и учитель-предметник помогут учащемуся составить примерный план, оглавление содержания, основные разделы (главы). Затем в ходе работы появятся параграфы и пункты.

Сбор, накопление материала, практическая деятельность, общение на заседаниях НОУ  непременно дадут хорошие результаты во время выступлений гимназистов на олимпиадах, соревнованиях научных проектов и других состязаниях. И в этой серьезной работе учащимся нужна поддержка со стороны педагогов и родителей. Это даст им стимул для развития своих способностей, поможет добиться успехов на выбранном пути. Участие в исследовательской и проектной деятельности, проводимой НОУ, – это возможность получить качественно новое образование, опыт решения проблем, социальной коммуникации и практического применения полученных знаний. Так мы научим детей видеть результаты собственной деятельности, быть успешными и конкурентоспособными на рынке труда.

Приложение 1

План работы

научного общества учащихся на 2010-2011 учебный год

Основные направления: школы олимпийского резерва и научных проектов, союз эрудитов.

Школа Олимпийского резерва:

Секция

Руководитель

1

Математика

2

Физика

3

Информатика

4

Химия

5

Биология

6

Английский язык

7

Казахский язык

8

История Казахстана

9

Правовые знания

10

Экология-география

11

Русский язык

12

Экономика

Школа научных проектов:

Ф. И. О. автора проекта

Название проекта

Секция

Класс

Ф. И. О. руководителя

Год начала работы над проектом

Направления

Научно-технический прогресс как ключевое звено экономического роста 

Математическое моделирование экономических и социальных процессов

Здоровая природная среда – основа реализации стратегии «Казахстан – 2030»

Исторические памятники Казахстана и перспективные туристические маршруты

Школа научных проектов работает в соответствии с требованиями с «Рекомендациями по организации научных обществ учащихся и проведению республиканских научных соревнований школьников» Республиканского научно-практического центра «Дарын».

Союз эрудитов:

Театральный клуб. Руководители – учителя русского языка и литературы, английского языка.

МЭМ-клуб – учитель экономики.

График работы НОУ:

Мероприятие

Сроки проведения

1

Совет научных руководителей

Сентябрь

2

Рассмотрение и утверждение тем научных проектов на учебный год

Сентябрь

3

Подача заявки на участие в научных соревнованиях 2010-2011 г.

До 10 сентября

4

Определение тем проектов и творческих работ к школьной конференции в апреле 2011 г.

Сентябрь-октябрь 2010 г.

5

Работа по секциям над проектами

В течение года

6

Работа МЭМ-клуба, подготовка к конкурсу по экономике.

В течение года

7

Подготовка учащихся к выступлению в конкурсе «Математический футбол», «Турнир городов»

Сентябрь

8

Подготовка учащихся к выступлению в Президентской олимпиаде

Октябрь (учителя химии, математики, физики, биологии)

9

Подготовка учащихся к выступлению в городской олимпиаде среди физико-математических школ

Октябрь-ноябрь
(учителя физики, математики, информатики)

10

Подготовка к школьной предметной олимпиаде

Октябрь-декабрь (учителя- предметники)

11

Проработка научных проектов, консультации, завершение эксперимента, предварительное оформление проектов.

Сентябрь-октябрь

12

Подготовка и участие в районных предметных олимпиадах

К зимним каникулам (январь)

13

Оформление научных проектов, участвующих в конкурсе текущего учебного года, подготовка к тестированию по предметам.

Ноябрь-декабрь

14

Экспертиза проектов научных соревнований

До 15 декабря

15

Городские научные соревнования

Январь

16

Анализ итогов районной предметной олимпиады.

Январь

17

Формирование команды на городскую предметную олимпиаду, подготовка к городской олимпиаде:

– формирование списка;

– график занятий с учащимися по подготовке к олимпиаде;

– график занятий с тренерами из университета

Январь-март (заместитель директора по ПО, руководители секций, учителя-предметники)

18

Подготовка и участие в научно-практической конференции МАН РК

Декабрь-январь

19

Подготовка к Республиканским научным соревнованиям (при наличии призовых мест на городских научных соревнованиях)

Январь-февраль (заместитель директора по ПО, руководители)

20

Участие в городской предметной олимпиаде

Март 2010 г.

21

Анализ выступления в городском туре олимпиады

Март

22

Подача заявки и участие в научной конференции университета «Туран»

Март-апрель (заместитель директора по ПО, руководители)

23

Участие в заседании защиты научных проектов, разрабатываемых в 2010-2011гг.

Апрель

24

Заседание НОУ:

– подведение итогов научных соревнований;

– определение тем для проработки в летнее время, с целью подачи заявки на участие в научных соревнованиях 2011-2012 гг.

– подведение итогов участия в предметных олимпиадах различного уровня

Апрель

25

Экскурсии, посещение театров, музеев, выставок

В течение года

26

Проведение литературных мероприятий: праздников, поэтических вечеров, литературных чтений.

В течение года, по плану заместителя директора по воспитательной работе

27

Участие в предметных профориентационных предметных олимпиадах вузов, для учащихся выпускных классов

В течение года

28

Итоговое заседание НОУ:

– анализ работы;

– планирование работы в летнее время

Май

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 1-2011 г.

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ