Справочник руководителя образовательного учреждения

Портфолио студента

  • 13 июля 2015
  • 123

В колледже на протяжении пяти лет при изучении предмета «Психология и этика профессиональной деятельности» успешно используется портфолио студента.

Результат внедрения – портфолио «Ищу работу», подготовленное каждым учащимся выпускного курса.

Работа позволяет подростку объективно оценить свои способности и возможности в будущей профессиональной деятельности, педагогу – создать на занятии атмосферу сотворчества и изменить систему оценивания.

Студент собирает материалы учебного портфолио в процессе изучения дисциплины, прослеживает этапы своего профессионального и личностного роста, оценивает применение полученной информации на практике. В результате у него формируются следующие умения и навыки:

  • общеучебные (систематизация, анализ, обобщение и т. д.);
  • целеполагание (формулирование целей, конкретизация профессиональных задач, гибкое реагирование на изменение ситуации);
  • прогностические (выбор способов деятельности, построение планов развития);
  • организационные (умение находить необходимые данные для трудоустройства, использование различных способов работы с информацией и ее источниками и т. д.);
  • коммуникативные (умение адекватно самовыражаться в общении, убеждать и внушать, подбирая убедительные аргументы и доводы, слушать, владеть навыками невербального общения и т. д.);
  • рефлексивные (стремление к конструктивному самооцениванию, профессиональному самосовершенствованию, способность брать на себя ответственность и т. д.).

Функции педагога при организации работы с портфолио сводятся не к простой передаче знаний, а к информационно-контролирующей и консультативно-координирующей деятельности, более предпочтительной в современных условиях развития образования. При этом в процессе обучения усиливается роль студента.

Положение о «Портфолио студента»

Общие положения

Настоящее положение разработано в рамках реализации комплексного проекта модернизации образования Республики Казахстан, с целью индивидуализации и дифференциации процесса обучения в организации образования, личностного и профессионального самоопределения обучающихся, формирования у них мотивации на достижение определенных результатов воспитания, развития и социализации.

Положение определяет порядок оценки деятельности обучающегося колледжа по различным направлениям с помощью составления комплексного портфолио.

«Портфель для трудоустройства» (далее – портфолио) – это индивидуальная папка студента, в которой фиксируются, накапливаются, оцениваются индивидуальные достижения в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной за период обучения, собирается необходимый пакет документов для трудоустройства.

Портфолио обучающегося – это комплекс документов, представляющих совокупность сертифицированных и несертифицированных индивидуальных достижений, выполняющих роль индивидуальной накопительной оценки.

Цели и задачи портфолио

Цели внедрения технологии портфолио:

  • отслеживание, учет и оценивание индивидуальных достижений обучающегося;
  • повышение образовательной активности;
  • создание индивидуального образовательного рейтинга обучающегося, в котором отражены реальные достижения каждого студента. 

Задачи:

  • Повышение мотивации изучаемого предмета.
  • Поддержание активности и самостоятельности студента.
  • Систематическое вовлечение в различные виды деятельности, включая учебную, внеучебную, творческую.
  • Развитие навыков оценочной деятельности.
  • Формирование у студентов навыков самопрезентации для повышения конкурентоспособности при трудоустройстве.
  • Создание ситуации успеха.
  • Содействие дальнейшей успешной социализации подростка.

Функциональные обязанности

Студент:

  • оформляет портфолио в соответствии с принятой в колледже структурой;
  • имеет право включать в накопительную папку дополнительные разделы, материалы, элементы оформления, отражающие его индивидуальность;
  • все образцы документов написаны самостоятельно, аккуратно и имеют полный перечень.

Преподаватель предмета «Психология и этика профессиональной деятельности»:

  • знакомит студентов с необходимым перечнем документов для создания портфолио;
  • прививает навыки самопрезентации и составления документов при трудоустройстве;
  • осуществляет контроль за соблюдением поэтапного формирования портфолио;
  • развивает навыки профессиональной этики, делового дресс-кода;
  • следит за объективностью содержания материалов.

Классный руководитель:

  • является консультантом и помощником, в основе деятельности которого – сотрудничество;
  • организует работу с обучающимся, направленную на подготовку квалификационных характеристик, отзывов с мест практики;
  • оформляет характеристики на основании сертифицированных материалов, находящихся в портфолио;
  • несет ответственность за достоверность информации, представленной в итоговом документе.

Учителя-предметники:

  • предоставляют обучающимся сферу деятельности для накопления материалов;
  • организуют олимпиады, конкурсы, конференции по предмету или образовательной области;
  • проводят экспертизу представленных работ по предмету и пишут рецензии, отзывы на учебные работы.

Заместитель директора по учебной работе:

  • осуществляет контроль за деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио студента в образовательном процессе колледжа;
  • несет ответственность за достоверность сведений, входящих в портфолио.

Директор учебного заведения:

  • распределяет обязанности участников образовательного процесса по данному направлению деятельности;
  • создает условия для мотивации педагогов к работе по новой системе оценивания;
  • осуществляет общее руководство деятельностью педагогического коллектива по реализации технологии портфолио в практике работы колледжа.

Структура портфолио

Титульный лист и состоит из четырех разделов:

  • «Резюме» – краткие сведения о выпускнике.
  •  «Документы» – заявление, автобиография, копии документов, фото, отзывы о производственной практике, рекомендательные письма, самопрезентация.
  •  «Достижения»:
  • комплект творческих и проектных работ студента;
  • описание основных форм и направлений его учебной, производственной и творческой активности,
  • участие в колледжных и районных, областных мероприятиях, конкурсах, конференциях;
  • прохождение дополнительных курсов, различного рода практик, спортивных и художественных достижений – дипломы олимпиад, конкурсов, соревнований, сертификаты дополнительного образования, результаты тестирования.
  •  «Отзывы» – рецензии работ, характеристики мастера п/о и/или классного руководителя, отзывы учителей-предметников в различных видах деятельности студента.

Оформление портфолио

Оформляется самим студентом в папке-накопителе с файлами на бумажном носителе в соответствии с принятой в колледже структурой.

При необходимости в работе помогают педагоги, родители, мастера п/о, классные руководители. В ходе совместной работы устанавливаются отношения партнерства, сотрудничества.

Это позволяет студентам постепенно развивать самостоятельность, брать на себя контроль и ответственность.

Обучающийся имеет право включать в портфолио дополнительные материалы, элементы оформления с учетом его индивидуальности.

При оформлении следует соблюдать следующие требования:

  • записи вести аккуратно и самостоятельно;
  • предоставлять достоверную информацию;
  • в конце курса изучаемого предмета «Психология и этика профессиональной деятельности» студент самостоятельно проводит анализ личных достижений в различных видах деятельности и намечает планы дальнейших действий с учетом имеющихся результатов (дальнейшее обучение/трудоустройство).

Подведение итогов

Анализ работы над портфолио и исчисление итоговой оценки проводится преподавателем данного предмета.

Система оценивания достижений обучающегося по материалам портфолио представлена в технологической карте.

Технологическая карта качества знаний студентов

Ф. И. О. студента

Заявление

Развернутое заявление

Автобиография

Резюме

Отзыв о производственной практике

Самопрезентация

Рекомендательное письмо

Копии документов

Фото

Квалификационная характеристика

Личная карточка

Листок по учету кадров

Адресная справка

Справка об отсутствии  судимости

Дополнительная оценка,

грамоты

Итоговая оценка портфолио

1

Примечание:

Зачет – процент необходимого перечня документов для портфолио «Ищу работу» составляет 60–100 % (с учетом требований примечания).

Незачет – процент перечня документов согласно технологической карте составляет менее 50 %.

Обобщая опыт внедрения данной технологии, можно отметить высокую мотивацию в обучении, повышение активности и самостоятельности, формирование адекватной самооценки студентов, развитие навыков самопрезентации.

 Портфолио студента – это эффективная технология оценивания его достижений в образовательной, общественной, деятельности, перспективе делового, профессионального и творческого роста.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя" № 7–2015

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «Справочник руководителя образовательного учреждения»
Новости по теме

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ