MCFR.KZ Образование

Современные педагогические технологии

  • 8 февраля 2019
  • 286

Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Это такое построение деятельности педагога, в которой все входящие в него действия представлены в определенной последовательности и целостности, а выполнение предполагает достижение необходимого результата и имеет прогнозируемый характер. Насчитывается больше сотни образовательных технологий.

Читайте также эту статью на казахском языке

Причины возникновения новых психолого-педагогических технологий:

★ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ★

Метод проектов как средство формирования и развития функциональной грамотности младших школьников
Современные педагогические технологии

С. В. Науменко

учитель начальных классов КГУ «Начальная школа № 9», г. Рудный

Цель: обеспечение развития у учащихся способностей к познанию, творческому использованию полученных знаний в любой учебной и жизненной ситуации, готовности к саморазвитию и самоуправлению посредством развития ключевых и предметных компетенций.

В этих условиях одним из основных направлений обновления содержания среднего образования является ориентирование содержания образования на целенаправленное и систематическое приобщение учащихся к научным способам познания и самостоятельным исследованиям, на широкое применение учебных ситуаций, формирующих познавательную мотивацию и учитывающих дидактические возможности информационных технологий.

Традиционная технология

Положительные стороны

Отрицательные стороны

Систематический характер обучения.

Упорядоченная, логически правильная подача учебного материала.

Организационная четкость.

Постоянное эмоциональное воздействие личности учителя.

Оптимальные затраты ресурсов при массовом обучении

Шаблонное построение.

Нерациональное распределение времени на занятии.

На уроке обеспечивается лишь первоначальная ориентировка в материале, а достижение высоких уровней перекладывается на домашние задания.

Учащиеся изолируются от общения друг с другом.

Отсутствие самостоятельности.

Пассивность или видимость активности учащихся.

Слабая речевая деятельность (среднее время говорения ученика – 2 минуты в день).

Слабая обратная связь.

Отсутствие индивидуального обучения

В настоящее время использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие ребенка за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности (воспроизведение оставшегося в памяти) в учебном процессе, можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки учащихся, более эффективного использования учебного времени.

К числу современных образовательных технологий можно отнести

  • проблемное обучение;
  • разноуровневое обучение;
  • коллективную систему обучения;
  • технологию изучения изобретательских задач (ТРИЗ);
  • исследовательские методы в обучении;
  • проектные методы обучения;
  • технологию использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;
  • обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа);
  • информационно-коммуникационные технологии;
  • здоровьесберегающие технологии и др.

Личностно ориентированное обучение

Личностно ориентированные технологии ставят в центр всей образовательной системы личность обучаемого. Обеспечение комфортных, бесконфликтных условий ее развития, реализацию ее природных потенциалов. Учащийся в этой технологии не просто субъект, но субъект приоритетный; он – цель образовательной системы, а не средство достижения чего-либо отвлеченного.

Особенности личностно ориентированного урока

  • Конструирование дидактического материала разного типа, вида и формы, определение цели, места и времени его использования на уроке.
  • Продумывание учителем возможностей для самостоятельного проявления учеников. Предоставление им возможности задавать вопросы, высказывать оригинальные идеи и гипотезы.
  • Организация обмена мыслями, мнениями, оценками. Стимулирование учащихся к дополнению и анализу ответов товарищей.
  • Использование субъективного опыта и опора на интуицию каждого ученика. Применение трудных ситуаций, возникающих по ходу урока как области применения знаний.
  • Стремление к созданию ситуации успеха для каждого ученика.

Технологии личностно ориентированного обучения

Технология разноуровнего обучения

Изучались способности учеников в ситуации, когда время на изучение материала не ограничивалось, и были выделены такие категории:

  • малоспособные, которые не в состоянии достичь заранее намеченного уровня знаний и умений даже при больших затратах учебного времени;
  • талантливые (около 5 %), которым нередко по силам то, с чем не могут справиться все остальные;
  • около 90 % ученики, чьи способности к усвоению знаний и умений зависят от затрат учебного времени.

Технология коллективного взаимообучения

При работе по этой технологии используют три вида пар: статическую, динамическую и вариационную.

  • Статическая пара. В ней по желанию объединяются два ученика, меняющиеся ролями: «учитель» и «ученик». Так могут заниматься два слабых ученика, два сильных, сильный и слабый при условии взаимной психологической совместимости.
  • Динамическая пара. Выбирают четверых учащихся и предлагают им задание, имеющее четыре части; после подготовки своей части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды, т. е. с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и др., а значит, включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей.
  • Вариационная пара. В ней каждый из четырех членов группы получает свое задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по схеме с остальными тремя товарищами, в результате каждый усваивает четыре порции учебного содержания.

Преимущества технологии коллективного взаимообучения:

  • в результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания;
  • в процессе взаимного общения включается память, идет мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний;
  • каждый учащийся чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе;
  • повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда;
  • отпадает необходимость в сдерживании темпа занятий, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе;
  • формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений;
  • обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.

Продолжение читайте в Электронной системе «ACTUALIS: Образование»

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться