MCFR.KZ Образование

Подготовка к ЕНТ

  • 11 апреля 2019
  • 685
Подготовка  к ЕНТ
Подготовка к ЕНТ

Практика показывает, что завершающий этап обучения в школе сложен для учеников. Особенно, подготовка к ЕНТ. Это период первого взрослого испытания, где проявляется уровень готовности выпускников к взрослой жизни.

Читайте также эту статью на казахском языке


КОНСУЛЬТАЦИЯ СПЕЦИАЛИСТА

Профилактика буллинга и кибербуллинга в школе
С. Ж. Иманкулова психолог ГУ «ПМПК № 6», г. Есик

В целях предотвращения случаев травли среди учащихся в школе необходимо организовывать классные часы об уважительном и толерантном отношении к окружающим людям. Проводить с классами тренинги на сплочение коллектива, развитие терпимости, эмпатийного мышления по отношению к окружающим.

Цель мероприятий – помочь ребенку совладать со стрессовой ситуацией и агрессией.

Психологическая поддержка

Психологическая поддержка учащихся во время проведения единого национального тестирования (далее – ЕНТ) – это важный фактор психоэмоциональной подготовки. Подростки находятся в состоянии ожидания предстоящего экзамена, перипетий внутренней борьбы, встречи со сложными заданиями, предугадывают возможный результат.

Выделяются некоторые наиболее значимые психологические качества, требующиеся в процессе сдачи ЕНТ:

  • мобильность, переключаемость;
  • высокий уровень организации деятельности;
  • устойчивая работоспособность;
  • концентрация внимания;
  • четкость и структурированность мышления;
  • сформированность внутреннего плана действий.

Компоненты психологической подготовки к ЕНТ:

  • Фронтальная подготовка учащихся, предоставляющая им необходимую информацию о правилах и нормах процедуры тестирования и направленная на разработку индивидуального стиля работы.
  • Определение стратегии поддержки для конкретных учащихся с учетом их особенностей.
  • Привлечение родителей, ознакомление их со спецификой ЕНТ.

 Основные психологические трудности

К основным психологическим трудностям, связанным со сдачей экзамена, относится повышенный уровень тревоги на экзамене, что приводит к дезорганизации деятельности, снижению концентрации внимания и работоспособности.

Работу с выпускниками 11-х классов психолог начинает с комплексного диагностического исследования занятости учащихся при подготовке к ЕНТ, которое позволяет выявить проблемные зоны, препятствующие успешности этой подготовки.

Анкетирование проводится как среди детей, так и среди их родителей. Вопросы затрагивают темы режима дня, занятости в школе, взаимоотношений с педагогами и родителями. Результаты исследования служат основой для дискуссий на родительских собраниях, проводимых совместно с психологом и классным руководителем. Пап и мам знакомят с рекомендациями по поддержке и помощи выпускникам в период подготовки к ЕНТ.

Определение личностных трудностей учащихся включает проведение обучающих занятий по контролю эмоций, развитию интроверсии, рефлексии, снятию тревожности.

Уровень тревожности – естественная и обязательная особенность активной деятельности личности. У каждого человека существует свой оптимальный или желательный уровень тревожности – это так называемая полезная тревожность. Однако повышенная степень является субъективным проявлением неблагополучия личности.

«Чрезмерное спокойствие» тоже нельзя отнести к эмоциональному благополучию, так как оно отрицательно сказывается на продуктивной деятельности.

Выделяют определенные навыки, которые необходимо развивать в процессе психологической подготовки выпускников к сдаче экзаменов в формате ЕНТ.

Навыки, необходимые для успешной подготовки к экзаменам

Трудности

Показатели

Навыки

Особенности

Процессуаль-ные

Знание процедуры ЕНТ

Представление об этапах проведения экзамена,

о требованиях к заполнению бланков и правах школьника

Снижает тревожность ребенка, помогает больше внимания уделять решению задач и принятию решений.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок знает, какая процедура его ожидает (средний уровень влияния)

Познавательные

Внимание

Умение концентрироваться на задаче при работе

с цифрами и текстами

Помогает правильно понимать задания, избегать ошибок и описок при занесении решений и ответов на бланк, учитывать всю необходимую информацию.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок внимателен (высокий уровень влияния)

Логика

Умение строить логически связанные ответы и рассуждения, понимать логические связи

в заданиях

Помогает правильно понять задания, находить наиболее логичные ответы в тестах, если нет уверенности в правильности выбора.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ученик умеет логически мыслить (высокий уровень влияния)

Память

Способность запоминать материал, полученную информацию, необходимую для сдачи экзамена

Помогает сосредоточиться на задании, вспомнить усвоенный материал и не отвлекаться на переспрашивание.

Однозначной связи с успешностью не установлено

Личностные

Интроверсия

Самостоятельная работа с заданиями, собранность, надежда только на свои силы, навыки самостоятельной работы с письменной информацией.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок умеет собранно и самостоятельно работать с информацией и письменно излагать ответы (высокий уровень влияния)

Организован-ность

Умение четко планировать свое время, расставлять приоритеты, успешно распределять усилия, всё делать вовремя

Помогает распределить время так, чтобы решить как можно больше заданий, уложиться во временные рамки, успеть перепроверить ответы, чтобы снизить вероятность описок.

Успешность сдачи экзамена повышается, если ребенок выбирает верные стратегии планирования времени (средний уровень влияния)

Эмоциональная стабильность

Уравновешенность, умение управлять своими эмоциями, уверенность

в своих силах

Успешность сдачи экзамена повышается, если ученик умеет справляться с волнением или экзамен не вызывает у него тревоги, т. е. он уверен в себе, своих способностях. Уровень влияния зависит от предмета: на математике волнение сказывается более негативно, нежели на экзамене по русскому языку

Одним из важнейших направлений работы педагога-психолога является диагностика уровня развития психических процессов, эмоционального состояния учеников.

Психодиагностическая таблица определения трудностей в обучении

Типичные трудности

Недостаточный уровень развития произвольности и само

организации

Несформирован-

ность учебной мотивации, познавательной активности

Высокий уровень

тревожности

Низкий уровень самооценки,

неуверен-ность в себе

Акцентуация характера

Низкая подвижность низкая лабильность психических функций

Трудности, связанные

с недостаточ-ным уровнем развития познаватель-ной сферы

Психодиагностический инструментарий

Методики:

Дж. Роттер «Локус-контроль».

Е. И. Комарова

«Проверь свою организо-ванность»

Е. А. Гусева «Мотивационный профиль».

Ч. Спилберг

«Методика диагностики мотивации учения и эмоционального отношения к учению в средних и старших классах школы».

(Модификация)

А. Д. Андреевой  

Методики:

«Опросник школьной тревожности Филипса».

Ч. Спилберг «Методика диагностики мотивации учения и эмоциональ-

ного отношения

к учению

в средних

и старших классах школы»

Г. Казанцева «Диагностика уровня самооценки личности»

Методика

«Адаптирован-ный подростковый вариант опросника Шмишека»

(12–18лет).

(Описание типов по

А. Е. Личко)

Методика

«Шкала астеническо-

го состояния»

Методика «Школьный тест умственного развития»

Советы родителям

«Как помочь детям подготовиться к экзаменам?»

  • Не переживайте о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, не критикуйте его после. Внушайте мысль, что  это не является уровнем его возможностей.
  • Не повышайте тревожность сына или дочери накануне экзаменов – это может отрицательно сказаться на результате тестирования.
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем больше вероятность слабого результата.
  • Наблюдайте за его самочувствием.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал. Обратите внимание на питание: во время интенсивного умственного напряжения необходима разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т. д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням. Ознакомьте с методикой подготовки к экзаменам. Нет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом или над кроватью.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету. Большое значение имеет тренировка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных письменных и устных экзаменов.
  • Во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у него будет навык концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст спокойствие и снимет излишнюю тревожность.
  • Накануне экзамена обеспечьте полноценный отдых.
  • Посоветуйте во время экзамена обращать внимание на следующее:
  • пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу;
  • внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования: поспешный и необдуманный ответ);
  • если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться;
  • если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.
  • И помните: самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Советы выпускникам

«Как подготовиться к экзамену?»

Подготовка к экзамену

  • Необходимо оборудовать место для занятий: убрать со стола лишние вещи, удобно расположить учебную литературу. Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.
  • Составь план занятий. Для начала определи: кто ты – «сова» или «жаворонок», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться (конкретные разделы и темы).
  • Начни с самого трудного, с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если трудно «раскачаться», можно начать с материала, который больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно всё войдет в рабочий ритм.
  • Чередуй занятия и отдых: 40 минут занятий, 10 минут – перерыв. Не стремись к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал при помощи планов, схем.
  • Готовясь к экзаменам, не думай о том, что не справишься с заданием, напротив, мысленно рисуй себе картину успеха. Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

  • Нельзя продолжать готовиться в последнюю ночь перед экзаменом, это неправильно. Не надо себя переутомлять. Необходимо хорошо отдохнуть, выспаться. Экзамен – это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

Универсальные советы для успешной сдачи тестирования

  • Сосредоточься.
  • Начни с легкого.
  • Пропусти трудные или непонятные задания.
  • Читай задание до конца.
  • Думай только о текущем задании.
  • Используй метод исключения (многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят).
  • Стремись выполнить как можно больше заданий.
  • Оставь время для проверки своей работы.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться