MCFR.KZ Образование

Работа с одаренными детьми

  • 23 января 2019
  • 185
Работа с одаренными детьми

На педагога, работающего с одаренными детьми, ложится большая ответственность: от него зависят психологический климат в группе, эмоциональный комфорт и успехи ребенка в той или иной деятельности.

Читайте также эту статью на казахском языке

Особая проблема – становление творческой, одаренной личности. Для таких детей обучение должно быть особое, индивидуальное, направленное на формирование потенциала, не ограничивающее возможности их развития. Начиная с детского возраста, необходимо создание условий для сохранения одаренности.

При выявлении таких учеников следует обращать внимание на особенности ребенка, поскольку подлинная одаренность часто сопровождается проблемами в обучении, общении со сверстниками и взрослыми.

Работа с одаренными детьми многогранна. Важно и в семье, и в школе вовремя обнаружить яркие способности, создать благоприятные условия для становления личности каждого учащегося, стараться, чтобы этот процесс сопровождался положительными эмоциями. Для этого следует объединить усилия всех участников образовательного процесса.

★ ОБМЕН ОПЫТОМ ★

QR-код: новые возможности школьной библиотеки
Работа с одаренными детьми

В. В. Валентюк

заведующая библиотекой КГУ «Средняя школа № 6» отдела образования акимата г. Лисаковска Костанайской области
В рамках осуществления программы «Цифровой Казахстан» актуальной задачей для библиотек Казахстана является перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в цифровой формат. Поэтому создание электронной школьной библиотеки с помощью QR-кодирования – шаг в реализации данной программы.

Рекомендации для учителей по работе с одаренными детьми:

  • Изучайте индивидуальные особенности ребенка.
  • Совершенствуйте систему развития способностей, а не запас знаний.
  • Дифференцируйте обучение на уроках и во внеурочное время, уменьшайте нагрузку в расписании и выделяйте большее количество часов на кружковую работу с  учетом личной заинтересованности.
  • На уроках и во внеурочной деятельности активно используйте проблемно-исследовательский метод, развивайте познавательные и творческие способности учащихся. Известно, что активная самостоятельная мыслительная деятельность начинается тогда, когда перед учащимся возникает проблема. Обучение должно носить не репродуктивный, а творческий характер.
  •  Давайте оригинальные задания, развивающие творческие умения, воображение, фантазию.
  • Для развития способностей важна высокая познавательная активность подростка, причем не всякая деятельность развивает навыки, а только эмоционально приятная. Занятия должны проходить в доброжелательной обстановке.
  • Необходима серьезная умственная нагрузка учеников. Самостоятельность мышления, вопросы к учителю, к самому себе – обязательные составные части успешности уроков.
  • Используйте новые методики обучения. Такие ученики требуют принципиально иной подготовки, поскольку их отличает необычайное стремление к перепроверке, к «уяснению для себя», экспериментированию.
  • Главная задача педагога в работе с одаренным ребенком – привитие вкуса к серьезной творческой работе.
  • Развивайте в себе чувство юмора. Но необходимо помнить, что особенные дети очень самолюбивы, ранимы.
  • Создавайте благоприятную атмосферу в работе с детьми. Будьте доброжелательными. Одаренные ученики наиболее восприимчивы.
  • Стимулируйте, хвалите, не бойтесь поставить оценку на балл выше, но не наоборот.
  • Позволяйте детям вести себя свободно и задавать вопросы. Если ребенок чем-то интересуется, значит, он думает, а если он думает, значит, учитель кое-чего достиг.

Качества, необходимые учителю для работы с одаренными детьми:

  •  Умение разбираться в психологических особенностях учеников, учитывать их потребности и интересы.
  • Способность строить процесс обучения в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка.
  • Четко осознавать свои цели и задачи, обладать обширными знаниями и опытом применения методик и стратегий обучения.
  • Быть эмоционально стабильным, т. е. необходимо быть собранным и хорошо владеть своими эмоциями и чувствами.
  • Иметь высокий уровень интеллектуального развития, широкий круг интересов и умений, стремление к постоянному самосовершенствованию.
  • Быть готовым к работе с одаренными детьми и к приобретению специальных знаний.
  • Проявлять настойчивость, целеустремленность и обстоятельность.
  • Стимулировать развитию аналитических способностей учащихся.

В учебной деятельности одаренные ученики отличаются тем, что

  • Хотят добиваться успехов в учебе и приобретать знания, не воспринимая это как насилие над собой.
  •  Имеют способность к самостоятельным действиям.
  • Умеют критически оценивать окружающую действительность и проникать в суть вещей и явлений.
  • Погружены в философские проблемы, касающиеся вопросов жизни и смерти, религии и сущности мироздания.
  • Не довольствуются поверхностными объяснениями, даже если они кажутся достаточными для их сверстников.
  • Постоянно стремятся к самосовершенствованию и стараются всё делать хорошо. Как следствие – постановка завышенных целей и тяжелые переживания в случае невозможности их достижения.
  • Могут полностью концентрировать внимание и погружаться в проблему, подавляя любые «помехи».
  • Способны фиксировать свой опыт и оперативно применять его в экстремальной ситуации.
  • Урок для них особенно интересен, когда имеет место поисковая и исследовательская ситуация, импровизация и парадоксы.
  • Умеют выделять главное в проблеме и в жизни, необходимое в данный момент для самореализации.
  • Лучше других своих сверстников способны раскрывать отношения между явлениями и сущностью, использовать логические операции, систематизировать и классифицировать материал.
  • Остро переживают несправедливость в случае нарушения морально-нравственных норм и отношений.

 К негативными качествам характера одаренных детей относятся:

  • Эгоцентризм и неспособность разделять точку зрения другого человека, особенно, если он интеллектуально слабее.
  • Неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна.
  • Отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как такой ребенок предпочитает интеллектуальные занятия. Отсюда неумение принимать участие в коллективных спортивных играх.
  • Отсутствие культуры диалога и желания заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы.
  • Стремление прерывать и поправлять товарища во время разговора, если тот делает логические ошибки или неправильно ставит ударение в словах.
  • Желание всегда быть правым в споре из-за отсутствия способности идти на компромисс.
  • Склонность  командовать сверстниками – иначе ему становится с ними скучно.  

Эти отрицательные черты характера, которые являются продолжением достоинств ребенка, могут вызывать неприязнь у сверстников и отталкивать их от себя.

Находясь в обычной школе, одаренный ученик часто раздражает учителей тем, что он или всё уже знает, или задает столько вопросов, что «перетягивает» внимание учителя только на себя. В результате этого происходит его изоляция от остального класса. По этим причинам и многим другим одаренные дети чувствуют себя изгоями.

Советы взрослым по развитию творческих способностей детей:

  • Проявляйте уважение к личности и интересам детей.
  • Избегайте неодобрительной оценки детских творческих попыток.
  • Будьте терпимы к его странным идеям, уважайте любопытство, вопросы. Старайтесь отвечать на них, даже если они окажутся неожиданными.
  • Иногда позволяйте ребенку оставаться одному. Избыток вашего участия и внимания может затруднить творчество, затормозить развитие одаренности.
  • Помогайте сыну или дочери ценить в себе творческую личность. Однако поведение не должно выходить за рамки приличия (быть злым, агрессивным).
  • Помогайте ребенку справляться с разочарованием и сомнением, когда он остается один в процессе непонятного сверстникам творческого поиска.
  • Находите слова поддержки для новых творческих начинаний, избегайте критики первых опытов – нужно относиться к ним с симпатией и теплотой: дети стремятся творить не только для себя, но и для тех, кого любят.
  • Используйте личный пример творческого подхода к решению проблем.
  • Широко используйте вопросы проблемного типа применительно к самым разнообразным областям.
  • Обогащайте окружающую среду ребенка новыми разнообразными предметами с целью развития его любознательности и наблюдательности.
  • Предоставляйте детям возможность активно задавать вопросы.
  • Помогайте избегать общественного неодобрения, уменьшить социальные трения и справиться с негативной реакцией сверстников путем обучения навыкам сотрудничества и общения. Ребенок, лишенный позитивного творческого выхода, может направить свою творческую энергию в совершенно нежелательном направлении.


Источник: журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться