Воспитательная работа в условиях дополнительного образования

48
Организации дополнительного образования (далее – ОДО) обладают большим воспитательным потенциалом, они способны обеспечить условия для наиболее эмоциональной, благоприятной деятельности обучающихся в виде удовлетворения их потребности в смене школьной активности на творческую, спортивную, коммуникативную, способствующую самореализации в самодеятельности.

Осуществляется это в разнообразных формах жизнедеятельности, включая игру, труд, познание, краеведение, спорт, художественное творчество, что позволяет успешно прививать детям культуру отношений с окружающим их миром.

Воспитание ребенка в условиях дополнительного образования обладает рядом специфических особенностей: ученик имеет возможность осознать себя, определить свои предпочтения еще в школьном возрасте; первоначальный выбор той или иной деятельности может быть не окончательным, т. е. ребенку предоставляется возможность свободы выбора дальнейшей деятельности.

Предпочтение отдается интеллектуальной, личностной или социальной сфере, содержание деятельности может быть различно: спорт, техника, экология, искусство, моделирование и т. д.

Деятельность ОДО направлена на создание атмосферы взаимопонимания, конструктивного взаимодействия и сотрудничества. Одним из преимуществ является возможность обеспечения индивидуального темпа продвижения по образовательной траектории для любого уровня развития способностей, интеллекта и т. д.

Значимость воспитательной работы в ОДО осознают все. Отличительной особенностью является то, что многие педагоги, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач воспитательного характера происходит интуитивно. В связи с этим возникает противоречие между пониманием значимости воспитательного воздействия на становление личности и возможностью использования воспитательного потенциала ОДО на формирование общей культуры индивида.

Главная роль в эффективной организации воспитательного процесса отведена заместителю директора по ВР. Именно он определяет содержание внутришкольной и внешкольной сферы воспитания обучающихся.

Содержание внутришкольной воспитательной работы ОДО

Направление

Содержание работы

Обеспечение разработки планов и мероприятий по организации различных направлений воспитательной работы

Организация и проведение тематических концертов, класс-концертов с привлечением музыкально не подготовленных слушателей для популяризации музыкального искусства

Формирование социального опыта обучающихся

Организация и проведение различного вида конкурсов, смотров, олимпиад, турниров, фестивалей и других форм состязаний, направленных на определение общей эрудиции, уровня культуры и т. д.

Исследование социального заказа на образовательные услуги

  • Проведение экспертизы качества образования с привлечением обучающихся и родителей
  • Изучение образовательных запросов детей и родителей, а также возможностей педагогов
  • Осуществление профориентационной работы для обучающихся с привлечением родителей и представителей общественности
  • Организация дня открытых дверей для родителей (консультации педагогов, администрации школы, открытые уроки)

Установление организационных отношений в коллективе, профессиональных связей между педагогами

  • Проведение анкетирования педагогов по определению личностно-профессиональных качеств коллег
  • Подготовка педагогов к участию в профессиональных конкурсах

Психолого-педагогическая и социально-педагогическая поддержка обучающихся

  • Работа с социально не защищенными обучающимися
  • Проведение адресных благотворительных акций
  • Организация поощрения детей поездками, отдыхом на каникулах, билетами на концерты и музыкальные спектакли

Организация профориентационной работы

  • Организация обменных мероприятий (концертов, выставок, театральных постановок и др.) между ОДО города и области
  • Организация профориентационных концертов с привлечением учащихся
  • Привлечение родителей и представителей общественности для профориентационной работы

Работа с родителями

  • Проведение комплексной методики для изучения удовлетворенности родителей жизнедеятельностью организации образования
  • Анализ удовлетворенности родителей работой организации образования
  • Организация профориентационных мероприятий для родителей потенциальных учеников
  • Привлечение родителей к проведению традиционных школьных праздников

Содержание внешкольной воспитательной работы ОДО

Направление

Содержание работы

Организация системы внешних связей

  • Обновление материалов сайта
  • Взаимодействие со СМИ
  • Выпуск рекламно-информационной продукции
  • Организация посещений концертов, спектаклей, выставок и т. д.
  • Организация участия педагогов и обучающихся в городских и областных мероприятиях

Координация деятельности с общеобразовательными школами и другими субъектами образовательного и социокультурного пространства

  • Организация выездных мероприятий на предприятия
  • Взаимодействие с учебными заведениями среднего и высшего профессионального образования
  • Организация шефских мероприятий

Взаимодействие ОДО с ресурсными центрами (на базе общеобразовательных школ)

  • Участие в проведении уроков музыки (исполнение музыкальных произведений по программе урока), технологии и ИЗО (выставка творческих работ обучающихся)
  • Участие в праздничных мероприятиях (концертные номера, оформление и др.)
  • Проведение тематических лекториев
  • Организация тематических салонов
  • Постановка тематических композиций
  • Проведение концертов
  • Организация и проведение недели творчества

В ОДО отсутствует система психологической службы, однако мониторинг с целью определения реальной психологической ситуации необходим. В содержание воспитательной работы включено проведение мониторинга психологического состояния обучающихся и педагогов.

Деятельность заместителя директора по ВР в ОДО включает и психологическое обеспечение.

Особое внимание уделено взаимодействию с ресурсными центрами. Воспитательная работа проходит в сотрудничестве с учителями-предметниками общеобразовательных школ:

  • неделю музыки можно провести в различных классах в форме бесед, музыкальных лекториев, интегрированных уроков, тематика которых должна быть связана с музыкальным искусством;
  • на уроке химии речь может идти об увлечении химией композитора А. П. Бородина;
  • на физике – о физических свойствах звука;
  • на математике – об ученом аль-Фараби, о французском композиторе, архитекторе, математике, теоретике музыки Я. Ксенакисе;
  • на литературе – о взаимосвязи слова и музыки;
  • на географии – о музыкальном наследии различных стран;
  • на биологии – о влиянии музыки на организм человека;
  • на истории – о музыке различных эпох, направлений и т. д.

Необходимо осуществлять тесный контакт с учителем-предметником, так как проведение различных форм художественного просвещения с учениками способствует повышению уровня общей культуры всей школы.

Исходя из содержания внутришкольной и внешкольной воспитательной работы ОДО документация заместителя директора по ВР содержит следующие материалы:

  • Диагностика и контроль организации работы: анализ уровня воспитанности обучающихся, их общественной активности; качество работы педагогов; участие родителей; качество общешкольных мероприятий.
  • Участие школы в областных, городских мероприятиях: журнал учета мероприятий, грамоты, награды и т. п.
  • Данные анкетирования о степени психологического состояния (комфорта или дискомфорта) обучающихся, педагогов (диагностика удовлетворенности организацией учебно-воспитательного процесса в ОДО).
  • Организация профориентационной работы.

Воспитательный процесс направлен на создание условий для личностного развития, профессионального самоопределения, творческого труда детей, реализации их способностей, адаптации к жизни в обществе, формирования гражданского самосознания посредством расширения взаимодействия ОДО с организациями иных предметных и творческих сфер.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» № 10-2013 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль