text
MCFR.KZ Образование

Музыкальная культура казахов

  • 11 июля 2018
  • 548
Музыкальная культура казахов
Музыкальная культура казахов

Проявлением высокой духовности казахского народа стала богатейшая поэтическая и музыкальная культура. Особенно ярко она проявилась в творчестве профессиональных музыкантов устной традиции XIX – начала XX века.

Читайте также эту статью на казахском языке


По данной теме читайте статьи:

Волшебные звуки казахской степи

Путешествие в музей казахских музыкальных инструментов

Известные композиторы родной земли


Характерными чертами профессиональной культуры являются:

  • высокий исполнительский профессионализм;
  • обучение по системе устной традиционной школы: учитель – ученик. По окончании обучения ученик получал от своего учителя благословение, напутствие (бата);
  • наличие авторства – в казахской культуре музыкант приобретал широкую известность только при наличии собственных произведений;
  • синкретизм – нерасчлененность различных видов творческой деятельности – поэтического, исполнительского, ораторского, актерского искусства;
  • сольное исполнительство;
  • импровизационность и способность запоминания кюя с одного прослушивания – демонстрация на айтысах и тартысах;
  • многообразие авторских произведений и индивидуально-стилевых систем;
  • обязательное владение для певца музыкальным инструментом – народно-профессиональная песня всегда звучала с сопровождением;
  • наличие жанров, не характерных для народной песни, кюя-песни о назначении искусства, об исполнении песен, песни-завещания, кюи-арнау (посвящение) и др.
  • интонационно-насыщенная, развернутая, виртуозная мелодика;
  • общественное признание, постоянные странствия.

Представителями и носителями профессионального искусства устной традиции были акыны, салы, сере, жырау, жыршы, кюйши.

Акын – поэт-импровизатор, певец, участник айтысов, исполнитель обрядового, лирического, эпического репертуара, который всегда аккомпанирует себе на домбре. Искусство айтыса является высшей стадией мастерства казахских акынов.

Салы, сере – музыканты высокого ранга, для которых характерен высокий художественный артистизм, богатый музыкально-поэтический, исполнительский и композиторский дар. Салы и сере могли совмещать в одном лице функции певцов, композиторов, инструменталистов, актеров, фокусников, жонглеров, танцоров, силачей. Они, как правило, были обладателями хорошего скакуна, гончей собаки, ловчей птицы. Им были свойственны театральность, эксцентричность. Академик А. Жубанов отмечал: «Салы и сере были артистами в подлинном значении этого слова. Они находились всегда в центре внимания, на виду у всех, служили искусству, и эти обстоятельства наложили на них внешний отпечаток, специфичность профессии невольно выделяла их среди других людей. Народ любил «салов и сере», они пользовались исключительным почетом и уважением. Они были любимцами и баловнями казахской публики».

Жырау – слагатель, сказитель, исполнитель эпического репертуара, а также философских, назидательных песен.

Жыршы – исполнитель эпических произведений, поэм, философских, назидательных песен. Исследователь Е. Исмаилов пишет: «Авторитет искусных жыршы был очень высок – не меньше, чем у акына или жырау. Да и самый круг их прямых обязанностей на пирах и тоях сближал их с акынами-мелодистами (әнші-ақын) и мастерами речитатива (шешен)».

Кюйши – композиторы и исполнители в одном лице. Высокопрофессиональные музыканты-инструменталисты, наделенные огромным дарованием, обладающие яркими индивидуальными стилистическими особенностями, мастера импровизации.

Творчество профессиональных певцов-композиторов устной традиции отличалось яркой индивидуальностью стиля, характерным образным строем, сложившимся кругом выразительных средств. Со временем выделилось несколько школ: аркинская, западно-казахстанская, семиреченская – каждая со своей неповторимой манерой, стилем. Яркими представителями народно-профессиональной песни стали Биржан-сал, Ахан-сере, Мухит, Асет, Жаяу Муса, Естай, Мади, Ыбырай, Майра, Абай и др.

Классикой казахской музыкальной культуры следует назвать творчество выдающихся кюйши – профессионалов устной традиции. Ярко развивалось домбровое искусство, представленное двумя направлениями – западно-казахстанская школа токпе-кюй и восточно-казахстанская шертпе-кюй. Эти 2 стиля различаются по исполнительской технике, по принципам композиции, по тематике, а также существуют различия, обусловленные разной формы домбры.

Западно-казахстанские кюи традиции токпе – по характеру динамичные, волевые, энергичные имеют определенную форму-схему. Регистровые разделы имеют народное название: бас буын (начальное звено), орта буын (среднее звено), первая сага. В токпе-кюях звук извлекался на обеих струнах сильными кистевыми взмахами. Восточно-казахстанские кюи-шертпе фиксированную форму-схему не имеют. Встречаются кюи с делением на зоны и без деления, состоящие из одного мелодического построения. Песенный тематизм кюев шертпе развивается свободно, импровизационно, характерно камерное звучание, мягкое щипковое звукоизвлечение.

Выдающимися представителями домбрового искусства являются Курмангазы, Даулеткерей, Дина, Таттимбет, Сугур, Казангап, Туркеш и др.

Айтыс и тартыс. Профессиональное искусство казахских музыкантов выработало свои формы бытования. В честь приезда в аул известных певцов, кюйши обязательно устраивался прием гостей, праздник, в рамках которого и происходило выступление артистов. В память о встрече гостеприимным хозяевам дарилась песня или посвящался кюй. Большие тои, асы сопровождались выступлением акынов, жыршы, кюйши.

Целенаправленные выступления музыкантов происходили на состязательных турнирах: айтысе и тартысе – перед собравшимся народом. Победа на этих соревнованиях приносила им славу, известность, удостаивала высокого звания акын, кюйши. Следует отметить, что музыкантами могли быть и мужчины, и женщины. О свободе казахских женщин, об их самостоятельности упоминают в своих заметках русские путешественники.

Существовал целый ряд разных видов айтысов и тартысов, каждый из которых имел определенные правила. Один из наиболее распространенных видов – состязание в искусстве девушки и юноши, представляющих разные роды. В основе любых музыкально-поэтических или инструментальных соревнований – импровизация. В этом уникальность и сложность данного вида творчества. Это не просто конкурс на лучшее исполнение песни или кюя. В айтысе необходимо было продемонстрировать мгновенную, стремительно-искусную поэтическую импровизацию. Наряду с поэтическим, музыкальным, артистическим дарованием участники демонстрировали остроумие, находчивость, смекалку.

Тематика айтысов была разнообразной: поднимались злободневные общественные вопросы, родовые отношения, нравственные темы, эмансипация женщины, справедливость, тема личности, искусства и др. Наиболее знаменитые айтысы оставались в народной памяти в форме поэм. Согласно традиции такая поэма складывалась побежденным акыном. Одним из широко распространенных поэтических состязаний является айтыс Биржана и Сары. В нем разоблачаются феодальные устои, обычаи, нравы, поднимается тема свободы личности, равенства женщины. При равном соперничестве Биржан всё-таки побеждает поэтессу Сару, используя тот факт, что она вынуждена была выйти замуж за нелюбимого человека. Сара, признав свое поражение, высказала свою боль по поводу бесправного положения казахской женщины. Таким образом, она затронула острую социальную проблему о женском неравноправии. Текст айтыса был записан в 1872 г. собирателем произведений казахского народного творчества Ж. Шайхисламулы из уст самой Сары. Большим его достоинством является высокохудожественная поэтичность языка, яркая образность, прославление силы искусства. Айтыс Биржана и Сары лег в основу одноименной оперы выдающегося композитора М. Тулебаева (либретто К. Джумалиева) и стала одним из лучших достижений оперного искусства Казахстана.

Жанр айтыса продолжает жить в казахском искусстве до настоящего времени.

Широкое распространение в музыкальном быту казахов получил тартыс – состязание домбристов. Тартыс бывает 3-х видов, каждый из которых выделяется своей направленностью: показ исполнительского мастерства, композиторского искусства, искусства запоминания кюя после первого его исполнения. Самым распространенным видом был тартыс, где соперничество сводилось к демонстрации исполнительского мастерства.

В истории инструментальной музыки остались известными многие тартысы между выдающимися музыкантами, например, между Курмангазы и Даулеткереем, между Казангапом и Усен-Торе и др.

Интересный тартыс (состязание), участником которого был Таттимбет, описывает в своей книге академик А. Жубанов: «Они сыграли множество кюев. Гордая девушка знала себе цену. Она была уверена, что «не всякий табунщик ей чета». Поэтому она не смутилась, когда вошел Таттимбет, ставший к этому времени известным как выдающийся кюйши этих мест. Она гостеприимно встретила молодого человека приятной внешности, сама в знак уважения налила ему чаю, ее обходительность тронула Таттимбета. После чая он вежливо попросил у девушки ее домбру, но она первой сыграла свой кюй и только после этого вручила инструмент Таттимбету. Тем самым она дала понять, что не боится показать гостю свои приемы, хотя перед ней сидит прославленный домбрист рода Аргын. Предание говорит, что, принадлежа к роду Найман, не менее многочисленному, чем Аргын, она готовилась защищать честь своего рода. Соперники обменялись многими прекрасными кюями, число которых подсчитывали слушатели, сидящие вокруг. Таттимбет сыграл 40 кюев, девушка же остановилась на 39-м. Таким образом, она считалась побежденной».

Традиционные казахские устные состязания художественно отражали историческую действительность.

Таким образом, формируясь и развиваясь на основе многовековой музыкальной традиции, профессиональные музыканты устной традиции создавали произведения высокой художественной выразительности.

Творчество жырау. Выдающимися литературными памятниками средневекового Казахстана являются как достижения в области письменной литературы, так и творчество мастеров устного музыкально-поэтического профессионального творчества.

Традиционный уклад жизни кочевников во многом повлиял на формирование и распространение определенных видов искусства, таких как поэзия и музыка. Именно в области музыкально-поэтического творчества были созданы подлинные эстетические ценности, передаваемые из поколения в поколение в устной форме. Устность и импровизационность являются главной особенностью казахской музыкально-поэтической культуры.

В процессе исторического развития на исторической арене появляются жырау, как отмечают исследователи, – древнейший тип поэта. Само слово жыр означает стих, сказание, эпос, а жырау – слагающий жыр. Жырау – выдающиеся представители традиционной культуры, личности, обладающие незаурядными импровизаторскими способностями, феноменальной памятью. Многие жырау наряду с поэтической деятельностью исполняли важные государственные функции: были крупными военачальниками, советниками, абызами (предсказателями), старейшинами, выступающими от имени народа. Соответственно и поэзия жырау отражала исторические события своего времени. До наших дней дошли творения таких крупнейших представителей как Сыпыра жырау, Асан Кайгы, Казтуган жырау, Доспамбет жырау, Шалкииз жырау, Бухар жырау и др.

Основной жанр поэтического творчества жырау – толгау (размышления), различают 2 основных вида:

  • философские – поднимающие общественные проблемы, обсуждающие законы жизни, вопросы морали, описывающие явления природы. В зависимости от склада личности жырау и занимаемого ими общественного положения в философских толгау можно выделить:
  • стихотворения-посвящения, направленные властителям;
  • стихотворения-наставления правителям;
  • героические песни, восхваляющие храбрых воинов;
  • походные песни, стихотворения-призывы;
  • жоктау – поминальные плачи по погибшим.
  • лирические, выражающие чувства, эмоции автора.

На смену жырау в XVIII в. приходят жыршы. Они являются исполнителями эпических произведений, но не создателями эпоса. Это многогранно одаренные личности, воплощающие в себе талант рассказчика, актера, певца, музыканта-инструменталиста. Жыршы обладали феноменальной памятью. Некоторые жыры, например, «Кобланды-батыр» содержат до 10 000 строк. Известно свыше ста эпических сказаний. Эпос исполнялся в сопровождении музыкального инструмента (домбры, кылкобыза или сырная). Такое синкретическое исполнение эпоса сохранилось в своих традиционных формах и до нашего времени. Жыршы передают свое мастерство ученикам, а иногда традиция передается от отца к сыну.

Эпос – самый древний, самый крупный жанр народного творчества. По жанровым признакам его разделяют на 2 вида: героический и социально-бытовой (лирический).

Героический эпос (батырлар жыры) возник задолго до образования казахского ханства. Исторические корни эпоса связаны с подлинными историческими событиями: с защитой родины от внешних врагов, с действиями конкретных личностей. Сюжеты построены на развитии образа батыра, наделенного высоким чувством патриотизма, любви к земле, отваги, преданности народу. Примерами могут служить «Алпамыс», «Кобланды», «Ер-Таргын», «Камбар батыр» и др.

Социально-бытовой (тұрмыс-салт жырлары) или лирический эпос воспевает не только любовь, хотя эта линия доминирует, но и поднимает социально-бытовые вопросы. Выдающимися образцами этого вида являются «Кыз Жибек», «Козы Корпеш – Баян-сулу», «Макпал-кыз», «Айман-Шолпан» и др.

По музыкально-выразительным средствам, исполнение эпоса распределяется на 3 вида:

  • песенно-речитативный («Кыз Жибек», «Алпамыс»);
  • музыкально-иллюстративный («Козы Корпеш – Баян-сулу»);
  • музыкально-завершенный («Камбар батыр»).

Песенно-речитативный – древний вид исполнения эпоса. Повествование ведется путем речитации на небольшой музыкальной теме, обладающей завершенностью. Большую роль играет актерское мастерство жыршы, его индивидуальная своеобразная манера исполнения. Важна поддержка со стороны слушателей, возгласы, характерные для казахской аудитории, слова одобрения.

Музыкально-иллюстративный – наряду с речитативной канвой используются мелодически развитые формы. Многие монологи, сцены передаются развернутыми вокальными или инструментальными фрагментами. Образцом музыкально-иллюстративного воплощения эпоса является «Козы Корпеш и Баян-сулу».

Музыкально-завершенный – целостные композиции, вбирающие в музыкальных образах содержание всего сказания. Становление таких произведений на сюжеты эпоса исходило из музыкально-иллюстративного исполнительства. В начале жыршы с присущей ему яркой образностью рассказывает основное содержание эпоса, а затем с не менее ярким мастерством исполняет кюй.

Монументальный жанр эпоса представлен в казахском искусстве не только в количественном изобилии, жанровом разнообразии, но и в различных видах его музыкального воплощения. Это свидетельствует об удивительно развитой культуре эпической традиции, о высоком профессиональном мастерстве представителей традиционного искусства.

Источник: журнал «Справочник музыкального руководителя» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегестрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытых материалов
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты