Структура портфолио учителя

62
Структура портфолио учителя
Структура портфолио учителя
Для начала предлагаю определиться, какого же рода слово «портфолио» – мужского или среднего? В современных словарях данная лексема пока не зафиксирована, и даже программа Word подчеркивает это слово красным, как написанное с ошибкой. Отмечу, что слово «портфолио» не склоняется, а употреблять его можно как в мужском, так и в среднем роде. Для своей статьи я выбрала последний вариант.

В переводе с итальянского «портфолио» означает «папка с документами». Но что такое портфолио учителя на самом деле? Есть множество определений, предлагаю вам свое...

Портфолио учителя – это способ фиксирования, накопления материалов, демонстрирующих уровень профессионализма учителя и умение решать задачи своей профессиональной деятельности. Портфолио учителя показывает уровень подготовленности педагога и уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.

Электронное портфолио педагога – это веб-базированный ресурс, сайт учителя, который отражает индивидуальность и профессиональные достижения владельца.

Цель создания портфолио учителя

У учителя должно быть некое «досье успехов», в котором отражается все интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.

Главное назначение портфолио – продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции: реализованные проекты, участие в олимпиадах и конкурсах, проведенные педагогом исследования.

Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов.

Предназначение портфолио учителя – это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.

Среди учителей портфолио завоевывает все большую популярность и становится необходимым для педагогов, повышающих свой профессиональный уровень.

Виды портфолио учителя

Спектр деятельности современного педагога может быть настолько широк, что собрать воедино все результаты учебной и внеурочной деятельности в одном документе просто невозможно. В этом случае необходимо создать электронное портфолио, которое объединит весь набор работ учителя и представит все аспекты его деятельности в виде полной картины.

Многие авторы трактуют электронное портфолио учителя как некий набор документов, сформированных на компьютере. Данный подход имеет право на существование, но он уже устарел. В последние годы Всемирная сеть получил настолько широкое распространение и аудитория его настолько велика, что портфолио, не опубликованное в Интернете в виде сайта учителя, можно считать несостоявшимся. Сотни людей не смогут увидеть ваш сайт-портфолио, оценить и прокомментировать его по заслугам, воспользоваться вашими передовыми педагогическими идеями. Портфолио, лежащее в папке на письменном столе, не представляет из себя никакой ценности ни для вас, ни для общественности. Поэтому публикация в сети портфолио в виде сайта учителя просто необходима.

Несомненно, у заинтересованного учителя должен существовать и бумажный эквивалент электронного портфолио в виде папки с документами. Это должна быть краткая «выжимка» на нескольких листах, содержащая в себе основные моменты и утверждения о вас и вашей профессиональной деятельности. Бумажный вариант портфолио педагога непременно должен содержать упоминание о вашем личном сайте-портфолио и несколько ссылок на него.

Некоторые авторы в своих статьях об электронном портфолио выделяют несколько видов портфолио:

  • Портфолио достижений, в котором наибольший акцент нужно сделать на документы подтверждающие успехи вашей деятельности.
  • Портфолио презентационное необходимо при поступлении на новое место работы, особенно в тех случаях, когда заработная плата назначается по итогам собеседования.
  • Портфолио тематическое. В этом варианте акценты расставляются на тематически обособленные творческие работы в разных сферах деятельности.
  • Портфолио комплексное объединяет вышеперечисленные виды портфолио и пригодно для презентации портфолио учителя школы.

Структура портфолио учителя

Общие сведения об учителе. Фамилия, имя и отчество должны быть прописаны достаточно крупным, хорошо читаемым шрифтом, ярко и четко, чтобы с первых секунд просмотра сайта учителя или бумажного портфолио они хорошо запомнились. Ошибкой многих является «слишком» красивый шрифт с излишними завитушками. Некоторые педагоги считают, что чем изощреннее шрифт, тем очевиднее их умение пользоваться компьютером. Это не так. Подобные надписи нечитабельны и демонстрируют полную безвкусицу. Не нужно портить впечатление о себе с самого начала. Поступите иначе: подберите хороший шрифт и цвет, тогда появится шанс, что портфолио вызовет положительные эмоции, а его автор не останется безымянным.

Помните: Ваше Ф. И. О. – это ваш логотип!

Год рождения. Нужно его указывать или нет – вопрос спорный. Если ваше портфолио являет миру скупую выжимку фактов и сухое табличное описание вашей деятельности, подобное справке горисполкома социалистических времен, то, пожалуйста, – указывайте год рождения. Это будет «хорошим» дополнением плохого портфолио.

Я предлагаю другой вариант: разместите рядом с фамилией и инициалами свою фотографию. Фото само расскажет о вашем возрасте. Кроме того, оно продемонстрирует ваши обаяние и красоту. А это, согласитесь, немаловажно!

Образование. В этом разделе нужно указать свою основную специальность и квалификацию по диплому. Если у вас несколько дипломов, то их все нужно перечислить.

Трудовой и педагогический стаж работы. Этот раздел отражает ваше положение на карьерной лестнице педагога. Не забывайте обновлять этот раздел! Здесь нужно перечислить все учебные заведения, в которых вам удалось поработать. Данный раздел один из самых важных, поскольку демонстрирует ваш педагогический опыт и его разнообразие, а это один из ключевых параметров оценки учителя.

Повышение квалификации. В этом разделе указываются пройденные курсы, семинары, в которых вам удалось поучаствовать или проявить себя. Возможно, вы были организатором подобных курсов или семинаров, это также стоит отметить. Если курсы не были связаны с профессией педагога (из смежных областей), то о них все равно стоит упомянуть. Более подробно опишите самые значимые эпизоды из всей практики повышения квалификации (где и когда прослушаны курсы, их проблематика).

Награды, грамоты, благодарственные письма. Этот раздел позволяет судить о процессе индивидуального развития педагога. В нем можно писать все. Но советую размещать награды, грамоты и благодарственные письма в порядке значимости. Последние строки раздела обычно обращают на себя меньше внимания, поэтому постарайтесь самое важное поместить под № 1.

Копии документов. Данный раздел наиболее важен для бумажного портфолио. Распечатайте копии документов, подтверждающих наличие дипломов, ученых степеней, почетных званий, наград, грамот и благодарственных писем.

Для электронного портфолио все гораздо проще. Разместите отсканированные копии документов в отдельной папке на вашем сайте учителя, а в разделах «Образование» и «Повышение квалификации» превратите строки с описанием дипломов в гиперссылки так, чтобы при нажатии на них, открывались сохраненные изображения ваших документов.

Результаты педагогической деятельности. Этот раздел должен содержать

  • материалы о результатах освоения обучающимися образовательных программ и сформированности у них ключевых компетентностей по преподаваемому предмету;
  • сравнительный анализ деятельности педагогического работника за 3 года на основании контрольных срезов, участия воспитанников в школьных и других олимпиадах, конкурсах;
  • результаты промежуточной и итоговой аттестации учащихся; сведения о наличии медалистов;
  • сведения о поступлении в вузы по специальности и т. п.

Материалы данного раздела должны давать представление о динамике результатов педагогической деятельности аттестуемого учителя.

Научно-методическая деятельность. В этот раздел помещаются методические материалы, свидетельствующие о профессионализме педагога:

  • обоснование выбора аттестуемым образовательной программы и комплекта учебно-методической литературы;
  • обоснование выбора аттестуемым используемых образовательных технологий;
  • обоснование применения аттестуемым в своей практике тех или иных средств педагогической диагностики для оценки образовательных результатов;
  • использование информационно-коммуникативных технологий в образовательном процессе, технологий обучения детей с проблемами развития и т. п.;
  • работа в методическом объединении, сотрудничество с районным методическим центром, вузами и другими организациями;
  • участие в профессиональных и творческих педагогических конкурсах;
  • участие в методических и предметных неделях;
  • организация и проведение семинаров, «круглых столов», мастер-классов и т. п.;
  • проведение научных исследований;
  • разработка авторских программ;
  • написание рукописей кандидатской или докторской диссертации;
  • подготовка творческого отчета, реферата, доклада, статьи.

Внеурочная деятельность по предмету. Раздел должен содержать следующие документы:

  • список творческих и учебно-исследовательских работ, рефератов, проектов, выполненных учащимися по предмету;
  • список победителей олимпиад, конкурсов, соревнований, интеллектуальных марафонов и др.;
  • сценарии внеклассных мероприятий, фотографии и видеокассеты с записью проведенных мероприятий (выставки, предметные экскурсии, КВН, брейн-ринги и т. п.);
  • программы работы кружков и факультативов.

Учебно-материальная база. В этом разделе помещается выписка из паспорта учебного кабинета (при его наличии):

  • список словарей и другой справочной литературы по предмету;
  • список наглядных пособий (макеты, таблицы, схемы, иллюстрации, портреты и др.);
  •  наличие технических средств обучения (телевизор, видеомагнитофон, музыкальный центр, диапроектор и др.);
  •  наличие компьютера и компьютерных средств обучения (программы виртуального эксперимента, контроля знаний, мультимедийные учебники и т. п.);
  • аудио- и видеопособия;
  •  наличие дидактического материала, сборников задач, упражнений, примеров рефератов и сочинений и т. п.;
  • измерители качества обученности учащихся;
  • другие документы по желанию учителя.

Источник: журнал «Справочник музыкального руководителя» 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль