Справочник руководителя образовательного учреждения

Помощь детям: ограниченные возможности развития

25 сентября 2019
68
Средний балл: 0 из 5
Помощь детям с ограниченными возможностями развития

Гуманистическая направленность социальной политики любого государства определяется отношением, выражающемся в помощи к детям, у которых ограниченные возможности развития. Значительную часть этого контингента составляют дети с нарушениями и отставаниями в развитии.

Читайте также эту статью на казахском языке

Воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями развития (далее – ОВР) требует методологических подходов и создания комплекса дополнительных условий.

Основой профилактического подхода становится раннее вмешательство в нарушенное развитие младенцев и детей. Дефекты выправлены тем легче, чем раньше они обнаружены.

Для успешного проведения комплекса реабилитационных мероприятий важно, чтобы малыш оставался в семье и получал необходимую психологическую поддержку.

Одним из желательных результатов своевременно начатых комплексных корригирующих мероприятий становится достижение ребенком с отклонениями в развитии определенной степени социальной адаптации и появление возможности обучения в массовой общеобразовательной школе.

КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА

Содержание инновационной деятельности для детей с ОВР
Помощь детям с ограниченными возможностями развития
Л. В. Ханина педагог-психолог КГУ «КШДС № 2», г. Приозерск

Основой успеха учителя является духовное богатство и щедрость его души, воспитанность чувств и высокий уровень общей эмоциональной культуры, умение глубоко вникнуть в сущность педагогического явления.
В. А. Сухомлинский

В настоящее время остро стоит проблема социализации детей с ограниченными возможностями развития (далее – ОВР), расширения области их жизненной компетенции, обеспечения доступности качественного образования для детей с ОВР.

Ранняя комплексная помощь – это новая, быстро развивающаяся область междисциплинарного знания, рассматривающая теоретические и практические основы комплексного обслуживания детей первых месяцев и лет жизни. Она формируется как часть системы специального образования, призванная влиять на улучшение условий для развития ребят с ограниченным потенциалом возможностей и детей, чье развитие обусловлено действием множественных факторов риска.

От ее эффективной организации зависят предупреждение инвалидности и снижение степени ограничения жизнедеятельности, трудоспособности. Представляет собой систему специально организованных мероприятий:

  • обнаружение младенца с отставанием или риском отставания в развитии и направление в соответствующую территориальную службу;
  • определение уровня развития ребенка и проектирование индивидуальных программ;
  • обучение и консультирование семьи, психологическая и правовая поддержка;
  • целевая работа по развитию сенсомоторной сферы ребенка;
  • ранняя плановая и (или) экстренная медицинская коррекция;
  • координация деятельности всех социальных институтов и служб в оказании полного комплекса услуг семье в рамках индивидуальной программы развития.

Модели раннего психотерапевтического вмешательства

  • Тренировка взаимодействия (Field, 1982 г.) – направлена на качественное изменение поведения взрослого в ходе сеансов: развивающее взаимодействие в диаде «мать-дитя». Разработан набор инструкций для матери с целью углубления эмпатийных связей с младенцем (увеличение периодов зрительных контактов «глаза в глаза», имитация поведения малыша, игры, соответствующие возрасту, и т. д.).
  • Руководство взаимодействием (McDonough, 1993 г.) – направлено на позитивное изменение отношений взрослого к ребенку. С помощью видеотехники фиксируется поведение родителей и малыша в процессе игр. Члены семьи прослеживают обратную связь влияния собственного поведения на действия младенца.
  • Системная модель (SternrBraschweis ler-Stern, 1989 г.) – представляет взаимозависимые и находящиеся в постоянном динамическом взаимодействии элементы (сохранившиеся в памяти переживания, ролевые представления, влияющие на текущее взаимодействие самого младенца, родителей и психотерапевта).

Во всех моделях психотерапевтического вмешательства отражены методы, способствующие нормализации домашнего микроклимата, позитивному изменению отношений к младенцу, формированию социальных внутрисемейных связей.

Семья как первичное социальное окружение ребенка является наиболее важным фактором, оказывающим решающее влияние на его развитие.

Элементы диапазона семейно-центрированного обслуживания:

  • информационная поддержка и помощь в выборе индивидуального образовательного маршрута с привлечением возможностей всех действующих образовательных структур как государственной, так и негосударственной систем образования;
  • разработка и реализация индивидуальных программ поддержки ребенка, членов семьи, помощь в организации взаимодействия родителя и детей;
  • реализация специальных программ для обучения взрослых и включения их в коррекционно-педагогический процесс;
  • обеспечение целостного мультидисциплинарного подхода к обучению и социализации ребенка на основе взаимосвязи между отдельными аспектами помощи (медицинским, психологическим, социально-бытовым, педагогическим); составляющими единый комплекс и являющимися самостоятельными компонентами.

Одним из направлений раннего социально-педагогического вмешательства в западных моделях является организация лекотек (leko – игрушка) – библиотек игрушек.

Концепция лекотек предполагает использование игры и игрушек для приобретения опыта семейно-соседских отношений, общения, налаживания социальных контактов семей, имеющих детей с особыми потребностями.

Помещения используются для встреч родителей, объединенных общими проблемами, с профессионалами для обсуждения взаимопомощи и разработки программ развития.

Ведущий организует
  • обучение и консультирование работников детских садов в области специальной педагогики и психологии;
  • разработку индивидуальной программы развития с командой сотрудников;
  • координацию работы специалистов;  
  • занимается вопросами включения детей с особыми потребностями в систему дошкольного образования.

Критерии эффективной деятельности лекотек

  • Рост востребованности услуг со стороны родителей; педагогов.
  • Увеличение перечня проблем, в отношении которых может оказываться квалифицированная помощь.
  • Положительная динамика качественного повышения показателей развития ребенка, независимо от степени ограничений жизнедеятельности.
  • Нормализация внутрисемейных отношений.
  • Расширение социальных контактов семьи.
  • Повышение компетентности родителей, педагогов и других специалистов в области решения проблем раннего детства.

Рождение ребенка с недостатками в развитии изменяет жизненные перспективы семьи и оказывает на ее членов (в наибольшей степени на мать ребенка) длительное психопатогенное воздействие. Глубина подобного стресса зависит от различных причин (характера и степени отклонения в развитии ребенка, наличия внешних признаков и т. д.).

Подходы к организации помощи семьям,

воспитывающим детей с отклонениями в развитии

  • Создание широкой сети консультативных пунктов. Родители получают медицинскую и психолого-педагогическую помощь по диагностике психического развития, содержанию и методам коррекционной работы с ребенком в семье, вопросам воспитания и организации домашнего режима, налаживанию взаимоотношений малыша со взрослыми, установлению его контакта с другими детьми в семье и за ее пределами (в яслях, студиях, во дворе и т. д.).
  • Организация групп домашнего обучения и кратковременного пребывания детей в специальных (коррекционных) и дошкольных учреждениях общего типа. Создаются с целью максимального приближения коррекционной помощи к месту жительства ребенка, вовлечения большего количества нуждающихся детей и оказания своевременной психолого-педагогической поддержки семье.
  • Создание отделений социальной помощи на дому, ориентированных на приоритет медико-социальной реабилитации, и развитие детей с тяжелыми формами заболеваний.

Основные задачи:

  • выявление детей-инвалидов, нуждающихся в постороннем уходе;
  • оказание им помощи в привитии социальных навыков, самообслуживания, организации досуга (художественная самодеятельность, фестивали, конкурсы творчества, спортивные соревнования;
  • обучение родителей и членов семьи методам ухода за детьми-инвалидами и общению с ними;
  • организация оказания консультативной медицинской, правовой помощи и другие виды услуг.

Статья опубликована с сокращениями,


полностью публикацию читайте в журнале «Справочник классного руководителя».


logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться