text
MCFR.KZ Образование

Работа с «трудными» родителями

  • 15 августа 2018
  • 241
Работа с «трудными» родителями
Работа с «трудными» родителями

Появление «трудного ребенка» в большинстве случаев является последствием воспитания «трудными родителями».

Читайте также эту статью на казахском языке

Ребенок – это зеркало семьи, в котором отражаются личностные проблемы взрослых, супружеские, детско-родительские взаимоотношения, противоречия и конфликты.

Воспитание – непрерывный процесс, состоящий из образа и уклада жизни, привычек и суждений, разговоров и поступков. Всё это впитывается детьми с первых дней их появления на свет. Мамы и папы порой не задумываются, что на некоторых нелицеприятных моментах они также «воспитывают» своих детей.

РАБОТАЕМ С РОДИТЕЛЯМИ

Организация работы с родителями
Sergushina

И. В. Сергушина 

учитель начальных классов КГУ «ШГ № 118», г. Алматы
О том, как научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми, а также с целью совместного педагогического поиска методов эффективного воздействия на детей в процессе приобретения ими общественных и учебных навыков и обогащения родительского коллектива эмоциональными впечатлениями рассказывает педагог в данной статье.

Категорию «трудных» родителей составляют семьи

  • с непростой жизненной ситуацией;
  • аморальные, асоциальные;
  • малообеспеченные;
  • педагогически неграмотные;
  • неполные;
  • приемные. 

При работе с ними педагог сталкивается с безразличием, недоверием, нежеланием идти на контакт, считаться с мнением учителя, с пренебрежительным отношением к школе в целом.

Эти трудности в работе сопровождают как начинающих, так и опытных преподавателей.

Причиной поведения родителя может быть боязнь иметь дело с людьми другого уровня, страх перед ошибкой, выглядеть глупо, нелепо, подобное поведение может являться для него нормой, некой формой защиты.

Задачи педагога:

  • стараться полностью контролировать собственные эмоции, дав, при этом, возможность выхода эмоциям оппонента;
  • не проецировать опыт прошлых отношений с подобными родителями на данную, конкретную ситуацию.

Алгоритм предотвращения конфликтных ситуаций:

Выявление причин конфликта

  • Внимательно выслушать родителя
  • Сформулировать для себя возникшую ситуацию
  • Задать наводящий вопрос с целью уточнения противоречий
  • Убедить маму или папу ученика в том, что вы услышали проблему и примете участие в ее решении
  • Установить четкие рамки конфликтного момента, стремиться к сужению возникших сложностей

Пути разрешения

  • Начинать решение с вопроса: «как поступить в конкретном случае»
  • Дать возможность родителю первому высказать свое видение, далее предлагать свои варианты
  • Рассмотреть различные предложения, пусть даже самые абсурдные
  • Контролировать собственные эмоции, поскольку отсутствие контроля снижает объективность оценки ситуации
  • Пытаться проанализировать причины конфликта, поскольку истинный мотив может скрываться за мнимым
  • Не концентроваться на самозащите, это мешает вовремя заметить изменения в обстановке и поведении родителя
  • В разговоре брать инициативу на себя, задавать тему, тон, выстраивать языковой стиль
  • В обсуждении стараться слышать оппонента, создавать атмосферу доверия, учитывать взаимные интересы
  • Найти приемлемые для обеих сторон варианты решения конфликтного момента
  • Выразить слова благодарности, сделав акцент на том, насколько проще вместе решать трудные вопросы

Одной из проблем взаимодействия с «трудными» родителями является недостаток либо отсутствие контакта со школой. Действенным механизмом их взаимосвязи с учителями является создание на школьном сайте гостевой книги, либо странички он-лайн консультаций с педагогами, где родители смогут задать непосредственный вопрос преподавателям, практически не выходя из дома.

Задача учителя – довести до мам и пап сам факт такого взаимодействия и обеспечение их контактными данными.

В жизни любого человека большую роль играют установки, которые он дает себе. От них зависит его успех, как личный, так и профессиональный.

Удачность в работе с «трудными» родителями также зависит от настроя учителя.

Установки, создающие проблемы в работе педагога:

  • Родители моих учеников обязаны уважать, ценить меня и мое мнение, соглашаться со мной по всем возникающим вопросам.
  • Ценности и приоритеты их жизни должны совпадать с моими, ведь я – учитель их детей.
  • Трудности в работе с ними возникают, потому что они «трудные», не понимают того, какими хочу видеть их я.
  • Если ко мне имеются претензии, недовольство работой с детьми, жалобы, это потому, что мне хотят попортить нервы, выставить перед всей школой в дурном свете, подорвать мой учительский авторитет.
  • Я знаю, как надо работать с учащимися, тем более, с их родителями.
  • Как настоящий педагог я должна быть полностью погружена в свою работу и в работу с родителями в частности.
  • Недовольства со стороны родителей – результат моего непрофессионализма.

Беспроигрышные установки, помогающие педагогу в работе с родителями:

  • Люди очень разные, невозможно с каждым из них сходиться в единстве мнений и взглядов.
  • Хорошо, если бы на моем учительском пути не встречалось «трудных» учеников и «трудных» родителей, но в реальной жизни встречаются и те, и другие.
  • Это не говорит о том, что я работаю плохо, они не сделают меня несчастным человеком, я выбираю профессиональный успех.
  • Если ко мне имеются претензии, недовольство моей работой с детьми, жалобы, это не означает, что родители имеют что-либо против меня лично.
  • Это означает, что они заботятся о своих детях, обеспокоены их проблемами и ищут решения.
  • Как педагог я должна постоянно работать с родителями школьников, делать это профессионально, грамотно, не стремясь при этом угождать и нравиться.
  • Несмотря на высшее педагогическое образование, необходимо постоянно самосовершенствоваться, стараться идти в ногу со временем.

Любая работа требует усилий, энергии и отдачи. Превратить родителей учеников в своих соратников и помощников можно собственным спокойствием, интеллектом, компетентностью и знанием дела.

5 ситуаций,  в основе которых лежат традиционные трудности:

Суть семейной проблемы

Особенности семейных взаимоотношений

Общие рекомендации

Неполная семья

Атмосфера в семье характеризуется эмоциональной холодностью, безразличием, отсутствием духовного контакта

Постараться расположить мать к себе, заручиться ее доверием (в случае, если она отнесется настороженно, не спешить обижаться)

Акцентировать внимание матери на судьбе подростка, ее перспективах (постараться пробудить ответственность за его и ее собственное будущее)

Пробудить в ней потребность в душевном контакте с ребенком, в обмене мыслями, поиске совместных решений, повседневных жизненных проблем, всего того, что могло бы помочь их сделать ближе друг к другу

Семья,

в которой допускается безнадзорность

в отношении детей

Как правило, это алкоголе зависимые семьи, в которых прослеживается культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

Довести до сознания родителей пагубное влияние их «образа жизни» на ребенка, как растущую личность

Акцентировать их внимание на испытываемые подростком чувства и переживания (боль, стыд, обида за отца и мать, ведущих аморальный образ жизни, осуждение, потеря уважения со стороны одноклассников)

Подростка необходимо включить в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль, доверять различного рода поручения, формировать ответственность за собственные поступки

Семьи, характеризующиеся педагогической безграмотностью родителей

Нет взаимопонимания между родителями и детьми из-за отсутствия методов конструктивного взаимодействия.

Родители недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

Формирование у родителей важности самообразования, компетентности в вопросах воспитания и развития собственного ребенка через индивидуальные беседы, тематические консультации

Развитие мысли о том, что все дети нуждаются в образованных родителях, это обеспечивает рост авторитета старших в глазах ребенка

Семьи,

в которых приоритет отдается материальному благополучию

в ущерб развития духовно-нравственных ценностей

Семьи, в которых дети растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родителями эти качества в детях поощряются

Пытаться переориентировать родителей на интерес к духовному миру подростка, используя дипломатический подход

В ходе встреч, которые могут происходить, как в школе, так и дома, использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы ребенка, приводя примеры из жизни других семей, ориентированных на добро, на чуткость, толерантность, благородство поступков

Семьи,

в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью

Семьи, в которых за малейшую провинность практикуется физическое наказание, дети растут жестокими и озлобленными

Довести до сознания родителей о психологических последствиях действий с позиции силы в отношении ребенка (жестокость порождает жестокость)

Доказать им, что с ребенком необходимо обращаться как с равным (относится к нему как к человеку, имеющему все права на самостоятельность и уважение)

Ориентировать на то, что терпение и снисходительность к ребенку – главные средства в воспитании

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»



Памятка для родителей

  • Постарайтесь видеть в учителях не соперников, а соратников
  • Помните – родители не педагоги, они нуждаются в помощи учителя
  • Относитесь с искренним интересом к школьным проблемам вашего ребенка
  • Всегда старайтесь поддержать учителей в глазах ребенка
  • Не используйте полученную информацию об условиях воспитания в других семьях
  • Рассказывайте учителю о сторонах характера ваших детей, скрытых от них
  • Помните – главный принцип совместной работы школы и семьи — «Не навреди!»
  • Если вас будут склонять к конфликту, подумайте, к чему это приведет

Источник: журнал "Справочник классного руководителя" 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегестрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытых материалов
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты