Справочник руководителя образовательного учреждения

Опытно-экспериментальная работа

27 сентября 2019
59
Средний балл: 0 из 5
Опытно-экспериментальная работа

Любой новаторский процесс предусматривает релизацию эксперимента и способствует формированию исследовательской культуры его участников.

Читайте также эту статью на казахском языке

Эксперимент – комплексный многофункциональный метод, который решает различные задачи.

Проведение этой работы рассматривается на педагогическом совете дошкольной организации (далее – ДО), включается в план и периодически пересматривается с участием педагогического коллектива.

Эксперимент утверждается отделом образования (городского, районного) по согласованию с институтом повышения квалификации педагогических работников области. Проводится по разрешению руководителей ДО и отдела образования.

Воспитание и обучение

Планирование экспериментальной деятельности в ДО

Опытно-экспериментальная работа
В. В. Кадуцкая Mетодист детского сада № 107 «Колосок» АО «Бахус», г. Алматы
Ребенок дошкольного возраста по природе своей исследователь. Любознательность, стремление наблюдать, узнавать что-то новое являются важнейшими чертами детского поведения. Именно оно и создает условия для всестороннего развития дошкольников.
Организованная опытно-экспериментальная деятельность позволяет воспитанникам самим добывать информацию об изучаемых явлениях или объектах, а педагогу – сделать процесс обучения максимально эффективным и наиболее полно удовлетворяющим естественную любознательность дошкольников. На этом и должно быть основано внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольной организации.

Существуют эмпирические (основанные на экперименте), теоретические, методические приемы педагогического исследования.

Основой эмпирического уровня познания является педагогический эксперимент. А эксперимент в свою очередь является связующим звеном между эмпирическим и теоретическим уровнями научного исследования. Его цель – либо подтвердить научную теорию или гипотезу, либо опровергнуть.

В процессе эсперимента исследователь работает с детьми, поэтому отрицательные результаты недопустимы, особенно в обучении, так как это может негативно отразиться на детях.

Для проведения работы выбирается эксперимент, составляется план и определяется цель, а также продумываются возможные результаты. Проведение сегодняшних экспериментов не представляется возможным без применения технически адаптированных приборов контроля.

Методы теоретического уровня:

  • Исследование литературных источников. 
  •    Анализ и сбор информации – тесно связаны между сосбой, «анализ» в основном применяется при полном исследовании процесса. В ходе работы можно будет собрать результаты исследования в виде программ, таблиц, планов и схем.

Для того чтобы воплотить конкретные данные, полученные в результате исследования, в научный материал, а именно: в таблицы, графики, схемы, диаграммы и формулы – потребуется высокий уровень исследователя.

Этапы подготовки эксперимента:

  • Диагностический – актуальность возникшей проблемы.
  • Прогнозный – составление программы эксперимента.
  • Организационный.
  • Опытный – последовательность процесса, коррекционные методы, контроль, итоги рубежных результатов.
  • Обобщения – соответствие итогов поставленной цели, подытоживание полученных результатов, доклад о ходе экперимента.
  • Внедрение – внедрение новой методики в педагогический коллектив.

Подготовка программы эксперимента

  • Обоснование темы. Экспериментатор отвечает на вопрос: «В чем заключается актуальность идеи?».
  • Создание темы.
  • Определение объекта исследования.
  • Исследуемый предмет.
  • Цель эксперимента: получение в итоге новой методики, программы, учебного плана, структуры и т. д.
  • Задачи: общие или конкретные (индивидуальные) цели.
  • Гипотеза: создание модели перспективной методики, обоснование темы.
  • Выбор точных методик и приемов.
  • Сроки.

Организация экспериметальной работы в детском саду:

Составление программы экперимента.

Создание условий для осуществления программы:

  • подготовка материальной базы;
  • распределение хода работы;
  • организация специальной подготовки кадров;
  • моральное сопровождение и материальное обеспечение педагога;
  • выбор научного руководителя или консультанта.

НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

Программа научно-методического сопровождения экспериментальной деятельности

Опытно-экспериментальная работа
Т. И. Набатникова Руководитель методического кабинета дошкольного и общего среднего образования управления образования акимата Костанайской области, магистр педагогических наук, Почетный работник образования РК
Современная образовательная политика, вызванная процессами демократизации и гуманизации общества и ориентированная на свободное самоопределение личности, потребовала от учителя инновационного поиска, творческих решений проблем по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, невозможных вне исследовательской педагогической деятельности.


Образец-структура программы эксперимента (исследования)

Тема эксперимента _____________________________________________________

Автор-исполнитель или руководитель эксперимента __________________________

____________________________________________________________________________

(фамилия, имя, отчество, должность, степень, адрес, телефон)

Орган управления или лицо, выдающее разрешение на проведение эксперимента и разделяющее ответственность за его рузультат.

Короткое обоснование актуальности темы (организация данного эксперимента вызвана в связи с какими потребностями и противоречиями) _________________________

____________________________________________________________________________

Объект исследования ______________________________________________________

Цель эксперимента ______________________________________________________

Задачи _______________________________________________________________

Гипотеза (методика новой модели, система мероприятии с ожидаемыми достижениями высокой эффективности учебно-воспитательного процесса) _____________

___________________________________________________________________________

Конкретные методы и приемы исследования (анкеты, виды тестов, тексты контрольных работ, экспериментальные и дидактические материалы) _________________

_____________________________________________________________________________

Сроки эксперимента ____________________________________________________

                                                                                                 (время начала и окончания)

Этапы ________________________________________________________________

                                                                  (содержание и время работы)

Состав участников эксперимента ___________________________________________

Распределение функциональных задач участников эксперимента и привлеченных лиц к эксперименту.

База (должны быть определены экспериментальные и контрольные объекты – все школы, параллельные и отдельные классы, группы).

Критерий оценки ожидаемого результата.

Прогноз:

  • положительный результат;
  • возможные неблагоприятные ситуации, затраты;
  • возмещение;

Научный консультант эксперимента.

Рекомендации (предложения) по кандидатурам рецензентов программы эксперимента (указывается должность, место работы).

Формы предоставления результатов эксперимента (письменный отчет, текст доклада, методические рекомендации, статьи в журналы, диссертация, и т. д.).

Источник: журнал «Справочник руководителя дошкольной организации» 

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ ВОЙТИ ЧЕРЕЗ СОЦСЕТИ
Зарегистрироваться