Справочник руководителя образовательного учреждения

Трудовое воспитание детей в школе: организация, значение, задачи, цель

  • 10 апреля 2019
  • 345
Трудовое воспитание детей в школе: организация, значение, задачи, цель
Трудовое воспитание детей в школе: организация, значение, задачи, цель

Трудовое воспитание детей в школе – составная часть целостного педагогического процесса в школе, которая включает передачу учащимся умений и навыков, развитие у них творческого практического мышления, сознания и активности.

Читайте также эту статью на казахском языке

Научить детей трудовым приемам еще не означает сближение школы с жизнью, необходимо изменить сам учебно-воспитательный процесс, используя разнообразные формы и методы обучения с опорой на конкретный материал, взятый из окружающего социума и природы, на непосредственный опыт и наблюдение детей.

Труд является одним из главных средств развития психики и нравственных установок личности.

★ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА ★

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ВО ВНЕУЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Трудовое воспитание школьников

М. Т. Туякова

тренер центра уровневой подготовки ФАО «НЦПК «Өрлеу» Институт повышения квалификации педагогических работников по Костанайской области», г. Костанай

Статья посвящена освещению аспектов интеллектуального развития учащихся через рациональную организацию внеурочной деятельности.

Духовно-нравственное воспитание предполагает формирование основных жизненных ценностей. Это любовь к Родине, обществу, коллективу, людям, труду, своим обязанностям и самому себе и развитие таких качеств, как патриотизм, толерантность, товарищество, активное отношение к действительности, глубокое уважение к людям.

Их формирование происходит в период роста ребенка. В связи с этим главную роль в процессе становления личности школьника играет классный руководитель.

Организация трудового воспитания детей

Инструменты:

  • средства морального и материального поощрения;
  • проведение смотров и конкурсов;
  • представление широких возможностей для повышения своих способностей;
  • сотрудничество с родительской общественностью;
  • подготовка молодого поколения к труду методами семейного воспитания и в учебных заведениях;
  • использование средств массовой информации в целях трудового воспитания.

Виды:

  • Учебный – требует больших волевых усилий, терпения, усидчивости, целеустремленности.
  • Физический – представлен в работе учащихся в учебных мастерских и на пришкольном участке.
  • Общественно полезный – организуется в интересах каждого ученика и всего школьного коллектива: труд по самообслуживанию в школе и дома, бытовой, уход за школьными насаждениями и т. д.
  • Производительный – является начальным этапом производственных отношений и направлен на создание материальных ценностей.

Способы воспитания:

  • мероприятия: трудовые десанты, ярмарки творческих работ учащихся, смотры, выставки, конкурсы на изготовление лучшей модели, прибора, наглядного пособия и т. д.;
  • профессиональные пробы: ребята «примеряют» на себя некоторые профессии;
  • показательный пример: праздник труда, выставка поделок, генеральная уборка, гуманитарная помощь, озеленение и благоустройство школы, турнир умельцев;
  • работа с родителями: родительские собрания, распространение памяток для родителей (приложение 1), анкетирование, организация встреч в рамках родительского клуба.

Педагогические условия организации трудового воспитания детей

Успех зависит от соблюдения условий:

  • подчинение деятельности детей учебно-воспитательным задачам, которое достигается в процессе взаимопроникновения целей учебного, общественно полезного и производительного труда;
  • сочетание его общественной значимости с личными интересами школьника (объяснение его смысла доводится учащимся с учетом их возраста, индивидуальных интересов и потребностей);
  • доступность и посильность (соблюдение этого условия исключает физические перегрузки, требует выбора заданий в соответствии с силами и способностями);
  • разумная требовательность в осуществлении (задача учителя – поддерживать желание довести начатое до конца, приучить работать систематически и равномерно);
  • сочетание коллективных и индивидуальных форм(с одной стороны, необходимо сотрудничество детей в звеньях, командах, с другой – каждый член должен иметь конкретное задание, уметь его выполнять, нести ответственность за качество и своевременность его исполнения).

Трудовое воспитание составляет фундамент творческой активности и результативности в учебной деятельности, в гражданском и нравственном становлении личности.

Значение трудового воспитания детей

Учитель должен поддержать и направить интерес. Главная развивающая функция труда – переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого, в процессе развиваются способности, умения и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективной деятельности школьник получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

Воспитание культуры труда углубляет экологическое, нравственное воспитание учащихся, создает условия для развития эстетичности. У младших школьников формируется бережное отношение к инструментам, личным вещам, школьному имуществу, общественной собственности. Эти отношения проявляются в аккуратности, дисциплинированности, внимательности.

Результат – формирование у школьников качеств:

  • терпение;
  • старание;
  • внимательность;
  • справедливость;
  • добросовестность;
  • организованность;
  • целеустремленность;
  • трудолюбие;
  • дисциплинированность;
  • самокритичность.

Возникающее в труде отношение к себе как субъекту трудовой деятельности развивает у младших школьников уверенность, ответственность.

Трудовая деятельность обеспечивает самовоспитание и саморазвитие сил и способностей учащихся, формирует их сознание и самосознание, выступая фактором становления я-личности ребенка.

Профессиональная ориентация – система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических, производственно-технических мер, направленных на оказание помощи учащимся в самоопределении. Правильно выбранная профессия соответствует интересам и склонностям человека, находится в полной гармонии с призванием. В таком случае она приносит радость и удовлетворение.

Она включает:

  • Профессиональное просвещение имеет своей целью сообщение школьникам определенных знаний о социально-экономических особенностях, психофизиологических требованиях тех или иных профессий.
  • Профессиональная диагностика осуществляется специалистами по отношению к каждому конкретному человеку с использованием различных методик. В ходе профессиональной диагностики изучаются особенности высшей нервной деятельности человека, состояние его здоровья, интересы и мотивы, ценностные ориентации, установки в выборе профессии.
  • Профессиональная консультация заключается в оказании помощи, советах специалистов (психологов, врачей, педагогов), в установлении соответствия между требованиями, предъявляемыми человеком к профессии, и его индивидуально-психологическими особенностями.
  • Профессиональный отбор направлен на предоставление личности свободы выбора в мире профессий.
  • Профессиональная адаптация – процесс вхождения в профессиональную деятельность, приспособление к системе производства, трудовому коллективу, условиям труда, особенностям специальности.

Проведение профориентации в школе во многом зависит от возрастных особенностей школьников. На ступени начальной школы формируется положительное отношение, раскрывается важность и необходимость труда для общества, его сила и красота, формируется потребность быть полезным людям.

На ступени неполной средней школы раскрываются нравственные основы выбора жизненного пути, учащиеся знакомятся с конкретными видами трудовой деятельности.

В старшем звене профессиональные интересы школьников более дифференцированы, осознаны.

План трудового воспитания детей

Мероприятия

Сроки

Ответственные

1

Анкетирование учащихся и родителей (приложение 2 и 3)

22–26 апреля

Классные руководители

2

Тренинг «Я и профессия»

30 апреля

Школьный психолог

3

Экскурсии по предприятиям города

13–17 мая

Заместитель по ВР, классные руководители

4

Ярмарка творческих работ учащихся

2–10 мая

Заместитель по ВР, классные руководители

5

Конкурс на изготовление лучшей модели городского общественного транспорта

13-17 мая

Заместитель по ВР, классные руководители

6

Классные часы: «Кем быть?», «Самая лучшая из профессий», «Праздник труда»

2–22 мая

Классные руководители

7

Турнир умельцев среди мальчиков

6 мая

Заместитель по ВР, классные руководители

8

Конкурс «Умелые ручки» среди девочек

13 мая

Заместитель по ВР, классные руководители

9

Озеленение пришкольной территории

Весь месяц

Заместитель по ВР, классные руководители

10

Выставка рисунков

20–24 мая

Заместитель по ВР, классные руководители

11

Подведение итогов

27 мая

Заместитель по ВР

Приложение 1

Рекомендации для родителей

  • Никогда не позволяйте себе распускаться, ворчать, ругаться, бранить друг друга и ребенка.
  • Забывайте плохое сразу. Хорошее помните всегда.
  • Подчеркивайте в поведении детей и близких хорошее, их успехи, активно поддерживайте желание ребенка стать лучше.
  • Воспитывайте на положительных примерах, вовлекайте детей в полезную деятельность.
  • Не давайте ребенку проявлять плохие качества, почаще говорите: «Так взрослые себя не ведут!», «Вот этого я никак не мог от тебя ожидать!»
  • Не ругайте, а показывайте ребенку, какой вред он наносит себе и окружающим своим отрицательным поведением, плохими поступками.
  • Разговаривайте с ребенком как со взрослым: серьезно, уважительно, глубоко мотивированно.

Приложение 2

Анкета для школьников

  • С удовольствием ли ты выполняешь домашнюю работу?
  • Есть ли у тебя постоянная обязанность в семье? Какая?
  • Охотно ли ты ее выполняешь?
  • Что тебе не нравится делать по дому?
  • Наказывают ли тебя родители, если ты не выполняешь порученное дело?
  • Часто ли ты выполняешь какую-либо работу вместе со своими родителями?
  • Нравится ли тебе работать вместе с родителями? Почему?
  • Помогаешь ли ты бабушке и дедушке?
  • Как ты думаешь, домашние дела – это трудная работа?
  • Какое из последних домашних поручений было для тебя новым и необычным?
  • Профессию кого из своих родителей ты бы хотел освоить в будущем?

Приложение 3

Анкета для родителей

  • Любит ли ваш ребенок трудиться?
  • Имеет ли ребенок трудовые обязанности в семье?
  • Как он относится к выполнению своих обязанностей?
  • Поощряете ли вы ребенка за выполнение ими своих обязанностей?
  • Наказываете, если он не выполняет своих обязанностей?
  • Привлекаете к совместной работе?
  • Как долго может трудиться ваш ребенок?
  • Контролируете ли вы выполнение ребенком домашней работы?
  • Есть ли в семье разногласия по поводу трудового воспитания?
  • Какой труд вы считаете предпочтительным для вашего ребенка?
  • Интересуетесь ли вы трудовым участием ребенка в жизни класса?
  • Считаете ли вы необходимым трудовое участие вашего ребенка в жизни класса и школы?

Задачи трудового воспитания детей

Задачи:

  • формирование у школьников позитивной установки по отношению к труду и восприятие его как одной из ценностей в жизни;
  • воспитание трудолюбия, чувства долга и ответственности, целеустремленности и предприимчивости, честности;
  • развитие потребности в творческом труде и стремления реализовывать свои знания на практике;
  • формирование основ умственного и физического труда, культуры работать в команде или группе;
  • вооружение школьников разнообразными умениями и навыками.
  • формирование сознания личности: рассказ, объяснение, разъяснение, лекция, этическая беседа, увещевание, внушение, инструктаж, диспут, доклад, пример.
  • организация деятельности и формирование опыта общественного поведения: упражнение, приучение, педагогическое требование, общественное мнение, поручение, воспитывающие ситуации.
  • стимулирование поведения и деятельности: поощрение, соревнование.

Цель трудового воспитания детей

Цель: выработать необходимый объем трудовых умений и навыков у учащихся для дальнейшей взрослой жизни.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя" 

logo
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ