Справочник руководителя образовательного учреждения

Методическое объединение в ТиПО

  • 4 ноября 2015
  • 105

Методическое объединение (далее – МО) является основным структурным подразделением методической службы колледжа, осуществляющим проведение учебно-воспитательной, методической, опытно-экспериментальной и внеклассной работы по одному или нескольким родственным учебным предметам.

МО организуется при наличии не менее пяти учителей по одному предмету или по одной образовательной области. В состав методического объединения могут входить учителя смежных дисциплин.

Количество и их численность определяются исходя из необходимости комплексного решения поставленных перед организацией образования задач и утверждаются приказом директора.

МО создаются, реорганизуются и ликвидируются директором колледжа по представлению заместителя директора по методической работе (далее – МР) и непосредственно подчиняются заместителю директора по МР.

Цели и задачи деятельности МО

Целью деятельности МО является непрерывное повышение квалификации педагогов колледжа через создание единого методического пространства.

Деятельность МО направлена на выполнение следующих задач:

  • популяризация современных идей, технологий, опыта работы педагогов для непрерывного повышения квалификации;
  • выявление и рекомендации для обобщения работы МО, отдельных педагогов в соответствии с современными достижениями педагогической теории и практики;
  • поддержка инновационных процессов опытно-экспериментальной работы.

Формы работы:

  • проведение педагогических экспериментов по проблемам методики обучения и воспитания учащихся и внедрение их результатов в образовательный процесс;
  • круглые столы, совещания и семинары по учебно-методическим вопросам, творческие отчеты учителей и т. п.;
  • заседания МО по вопросам методики обучения и воспитания учащихся;
  • открытые уроки и внеклассные мероприятия по предмету;
  • лекции, доклады, сообщения и дискуссии по методике обучения и воспитания, вопросам общей педагогики и психологии;
  • изучение и реализация в учебно-воспитательном процессе требований руководящих документов, передового педагогического опыта;
  • проведение предметных методических недель;
  • взаимопосещение уроков;
  • контроль за качеством проведения учебных занятий.

Содержание деятельности

  • Подготовка и обсуждение проводимых семинаров по вопросам методики преподавания учебных предметов, повышения квалификации и квалификационной категории учителей.
  • Обсуждение методики изложения вопросов программы колледжа, обсуждение и утверждение календарно-тематических планов.
  • Рассмотрение вопросов организации, руководства и контроля научной работы учащихся.
  • Организация и проведение педагогических экспериментов по поиску, популяризации и внедрению новых информационных технологий обучения.
  • Совершенствование учебно-лабораторной базы (лабораторных и специальных классов, кабинетов, локальных вычислительных сетей и их программного обеспечения технических средств обучения, мастерских).
  • Взаимные посещения занятий как внутри, так и между учителями различных МО с целью обмена опытом и совершенствования методики преподавания учебных предметов.
  • Совместные заседания МО в целях обмена опытом работы.
  • Выбор и организация работы наставников с молодыми специалистами.
  • Разработка положений о проведении конкурсов, олимпиад, соревнований по предметам.

Организация работы

Возглавляет МО руководитель, назначаемый директором колледжа из числа наиболее опытных педагогов.

Работа МО проводится в соответствии с планом работы на текущий учебный год. План составляется руководителем, рассматривается на заседании, согласовывается с заместителем директора по МР и утверждается директором или научно-методическим советом.

Документация для достижения оптимальных результатов работы МО

  • Приказ об открытии МО и назначении руководителя.
  • Положение о методическом объединении.
  • Анализ работы за прошедший год.
  • Тема методической работы, ее цель, приоритетные направления и задачи на новый учебный год.
  • Планы работы МО на текущий учебный год.
  • Банк данных об учителях МО:
  • количественный состав (возраст, образование, специальность, преподаваемый предмет, общий стаж и педагогический, квалификационная категория, награды, звание, домашний телефон);
  • темы по самообразованию;
  • участие педагогов в работе МО;
  • перспективный план аттестации учителей;
  • график повышения квалификации на текущий год;
  • график проведения текущих контрольных работ (заполняют сами педагоги или руководители МО с целью предупреждения перегрузок учащихся);
  • график проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий по предмету учителями МО;
  • адреса профессионального опыта.
  • План проведения методической недели (если МО проводит самостоятельно).
  • Календарно-тематическое планирование (по предмету, по индивидуальным, факультативным занятиям, кружкам по предмету).
  • План проведения предметной недели (если проводилась).
  • Протоколы заседаний МО.

Контроль за деятельностью МО

Осуществляется директором, его заместителями по методической и учебно-воспитательной работе в соответствии с планами методической работы колледжа и внутришкольного контроля.

Планирование работы МО

Планирование – определение системы мер и мероприятий, направленных на реализацию целей, совершенствование уровня профессионализма педагогов и руководителей ОО, предусматривающее порядок, сроки и ответственных за определенные виды деятельности.

Классификация планов

По охвату содержания

  • Комплексный (общий) – методическая деятельность во всех ее направлениях и видах.
  • Тематический – подробно планируется одно направление или вид деятельности (план работы с начинающими педагогами).
  • Предметный (конкретный) – определенное мероприятие (план проведения семинара, деловой игры и т. д.).

По длительности

  • Долгосрочный (перспективный) – от 3 до 5 лет – наименее существенный вид плана.
  • Среднесрочный 1–3 года – распространенный годовой план методической работы.
  • Краткосрочный ближайшей перспективы, когда планируется короткий период времени (месяц, четверть, семестр), содержат конкретную деятельность по подготовке текущего мероприятия.
  • Оперативный план (на день, на неделю).

В зависимости от субъекта

  • Индивидуальный – план работы педагога (руководителя, методиста и т. д.).
  • Коллективный привлекается весь педагогический коллектив колледжа (методический актив района, города).

По масштабу:

  • методической работы района, города;
  • методической деятельности колледжа;
  • структурных подразделений (МО, проблемных групп, школы начинающего педагога).

Планирование работы МО

Планирование начинается с определения цели (целей), т. е. результата, который необходимо получить.

Цель – это прогнозируемый результат, который соответствует потребностям и возможностям педагогического коллектива, определен по времени и задан конкретно.

Цель должна соответствовать критериям

  • достижимости;
  • конкретности;
  • измеримости;
  • диагностируемости.

Если цель реальна, она вызывает у педагогов активность, мотивирует, побуждает к деятельности.

Грамотное планирование позволяет

  • четко осознавать цели и задачи;
  • предварительно изучить педагогический коллектив, состояние образовательного процесса;
  • целенаправленно отобрать содержание, организационные формы работы с педагогическими и руководящими кадрами;
  • проектировать результаты.

Направления методической работы при планировании:

  • работа с нормативными документами;
  • реализация общеколледжной методической темы;
  • диагностическая служба;
  • экспертно-аттестационный процесс;
  • обобщение опыта работы педагогов;
  • занятия с молодыми и начинающими педагогами в форме наставничества;
  • организация педагогических советов, семинаров, методических совещаний и т. д.;
  • проведение конкурсов, смотров;
  • апробация учебников и УМК;
  • методическое сопровождение опытно-поисковой, экспериментальной, инновационной деятельности;
  • взаимодействие с педагогами, имеющими разнотипный уровень профессионального мастерства;
  • анализ.

План
работы МО ________________________________
на 20__/20__ учебный год

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечание

Ошибки при планировании:

  • отсутствие четко определенной цели работы, сформулированной на основе глубокого анализа; знание изменившейся социально-педагогической ситуации и требований к современному педагогу;
  • ожидание инструкций, указаний, рекомендаций свыше и как следствие – безынициативность;
  • примитивность планирования;
  • неумение привлекать к планированию педагогов и методический актив;
  • неконкретность и неопределенность спланированных дел;
  • не учитываются результаты диагностики интересов и запросов педагогов;
  • редко проводится работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта;
  • не обсуждаются результаты курсовой подготовки педагогов;
  • форма проведения занятий и его практическая часть не соответствуют теме.

Источник: журнал «Методист организации образования» № 11-2015

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

       

        Давайте познакомимся!
        Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
Зарегистрироваться
Дорогой гость, заберите Ваш подарок
Бесплатный доступ к журналу "Справочник классного руководителя"
Получить бесплатный доступ