Здоровьесберегающие технологии в условиях дополнительного образования

45
Здоровьесберегающие технологии в условиях дополнительного образования
Может ли педагог дополнительного образования на занятиях детского творческого объединения сохранять и укреплять здоровье своих подопечных? Безусловно, да.

Занятия по вокалу являются важной составляющей гармоничного развития ребенка.

В пении успешно формируется комплекс музыкальных способностей: музыкально-слуховые представления, эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство ритма, ладовое чувство. Пение активизирует умственные способности, развивает эстетическое и нравственное представление детей, мышление, внимание, слух, память, укрепляет легкие и весь дыхательный аппарат.

На занятиях по вокалу мной используются различные педагогические технологии: личностно-ориентированная, игровая, технология исследовательской деятельности, технология развивающего, проблемного обучения, информационно-коммуникативная и другие. Однако самой востребованной технологией в развитии творческих навыков является здоровьесберегающая.

Важно развивать интерес к занятиям, включающим здоровьесберегающие технологии (далее – ЗТ), внедрять их в ежедневный образовательный процесс и закреплять навыки и умения детей с целью улучшения физического здоровья.

В работе применяю элементы следующих ЗТ: музыкотерапия, вокалотерапия, ритмотерапия, терапия творчеством, логоритмика, улыбкотерапия.

Музыкотерапия

Музыкотерапия – это психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека, где музыка используется как лечебное средство. Она способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности.

Современные сведения, наложенные на древнейшие знания, показывают, что звуки различных музыкальных инструментов по-разному влияют на организм человека:

●     звучание ударных инструментов способно дать ощущение устойчивости, уверенности в будущем, физически взбодрить, придать человеку силы;

●     духовые инструменты влияют на формирование эмоциональной сферы, причем медные духовые мгновенно пробуждают человека ото сна, делают его бодрым, активным;

●     музыка, исполняемая клавишными инструментами, особенно фортепианная, соответствует интеллектуальной сфере человека; неслучайно звучание рояля называют самой математической музыкой, а пианистов относят к музыкальной элите, которая обладает четким мышлением и очень хорошей памятью;

●     струнные инструменты прямо воздействуют на сердце; они, в особенности скрипки, виолончели и гитары, развивают в человеке чувство сострадания;

●     вокальная музыка влияет на весь организм, но больше всего на горло.

Слушание правильно подобранной музыки с выполнением психогимнастических этюдов повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.

Вокалотерапия

После занятий вокалотерапией дыхание становится более экономным. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений обеспечивает и более качественное функционирование сердечнососудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межреберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счет которых происходит массаж внутренних органов. Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиции музыкотерапии, то с учетом открытий в современной науке рекомендации будут следующими.

Гласные звуки

А – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

Э – улучшает работу головного мозга;

И – лечит глаза, уши, стимулирует сердечную деятельность, «прочищает» нос;

О – оживляет деятельность поджелудочной железы, устраняет проблемы с сердцем;

У – улучшает дыхание, стимулирует работу почек, мочевого пузыря;

Ы – лечит уши, улучшает дыхание.

Звукосочетания

ОМ – снижает кровяное давление;

АЙ, ПА – снижают боли в сердце;

УХ, ОХ, АХ – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.

Согласные звуки (лучше их пропевать)

В, Н, М – улучшает работу головного мозга;

С – лечит кишечник, сердце, легкие;

Ш – лечит печень;

Ч – улучшает дыхание;

К, Щ – лечат уши;

М – лечит сердечные заболевания.

Для усиления концентрации лечебного воздействия произносимых или «пропеваемых» звуков (звукосочетаний) рекомендуется положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган, и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

Чтобы добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление на занятиях, можно применять музыкально-ритмические упражнения. Они выполняют релаксационную функцию. Потребность в проведении ритмотерапии возникает и тогда, когда в разучиваемом произведении не получается тот или иной ритмический рисунок. Иногда заведомо трудное место подготавливают специальными ритмическими упражнениями, а уже потом разучивают.

Для получения наибольшей эффективности полезно включать эти упражнения для музицирования на детских шумовых инструментах. Активизируя в целом организм детей, содействуя выпрямлению и разгрузке позвоночника, музыкально-ритмические минутки способствуют улучшению здоровья.

Терапия творчеством

Приемы свободного движения под музыку песни развивают музыкально-творческие способности детей. Создавая условия, побуждающие человека к занятиям искусством, можно разбудить эти дремлющие до поры до времени творческие наклонности.

Это форма активного отдыха, наиболее благоприятная для снятия напряжения. Кратковременные физические упражнения под музыку, вызывая возбуждение других отделов мозга, усиливают кровообращение и создают благоприятные условия отдыха для ранее возбужденных отделов.

Улыбкотерапия

Важна на уроке улыбка учителя и улыбка самого ребенка. Если ребенок поет и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят и на личность ребенка в результате постоянной тренировки улыбки.

Система оздоровительной работы предполагает использование ЗТ на каждом вокальном занятии.

Необходимым условием является правильно подобранный музыкальный материал, который должен соответствовать возрастным особенностям ребят. Работая с детьми, нужно постоянно следить за соблюдением правил по охране голоса, за тем, чтобы ребята пели естественным голосом, не форсируя звуки, не говорили слишком громко. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей.

Занятие начинаю с песенок-распевок, которые позволяют активизировать внимание ребят, задают позитивный эмоциональный настрой.

Не проходят занятия и без дыхательных и артикуляционных упражнений, которые позволяют подготовить голосовой аппарат и весь организм ребенка к работе над песней. Дыхательные упражнения предотвращают перенапряжение неокрепших голосовых связок в процессе пения, детям становится проще разучивать и исполнять песни, так как активизируются все вокальные навыки. Безусловно, в процессе выполнения данных упражнений укрепляется здоровье детей. Упражнения проводятся под контролем педагога: часть – под счет, часть – под музыку.

  • Упражнение «Прилив и отлив моря»

Издают звуки, похожие на прилив и отлив моря.

  • Упражнение «Нюхаем цветок»

Дети нюхают цветок: делают плавный вдох, затем на выдохе поют гласный звук или любой слог, задаваемый педагогом.

  • Упражнение «Погреемся»

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреемся немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом «А-а-а». Далее чередуют – на правую ладошку дышат бесшумно, а на левую – с голосом.

  • Упражнение «Собачка»

Высунуть язык изо рта и делать быстрые дыхательные движения, как собачка.

Когда мы исполняем попевки, руки могут повторять движения мелодии. Красивые, пластичные движения рук, дирижирование – все это оказывает благотворное влияние на психологическое и физическое здоровье детей.

Использование в своей работе элемента ЗТ ритмопластики в большей степени помогает развить у ребенка пластику движений, воображение, передачу различных музыкальных образов. Разучивая песенный репертуар, мы обязательно используем ритмопластические движения (один раз в неделю с детьми работает хореограф). Такой подход помогает развивать координацию речи и движения, что эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности. Например, двигательные песенки «Потанцуй со мной, дружок», «Я на скрипочке играю», «Три веселых зайчика» и другие (движения дети выполняют в соответствии с текстом).

Здоровьесберегающие технологии в условиях дополнительного образования

Источник: журнал «Справочник музыкального руководителя» № 5-2014 г.



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться
Живое общение с редакцией






© 2007–2017  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12/13

По вопросам клиентской поддержки:          +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
Сайт предназначен для работников сферы образования

Чтобы продолжить чтение, пожалуйста 
зарегистрируйтесь.
Это бесплатно и займет всего минуту, а вы получите:
  • доступ к 3 000+ полезным статьям
  • 3 000+ актуальных ответов от ведущих экспертов
  • Аттеастация, организация контроля, бухучёт и налоги
  • ежедневно обновляемая информация
  • приглашение на участие в семинарах и вебинарах 

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Я тут впервые
И получить доступ на сайт Займет минуту!
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль