text
MCFR.KZ Образование

Положение о внутришкольном контроле

  • 16 октября 2018
  • 455
Внутришкольный контроль
Внутришкольный контроль

Внутришкольный контроль (далее – ВШК) – система оценивания состояния учебно-воспитательного процесса в школе.

Читайте также эту статью на казахском языке

Процессы, происходящие в современной школе, не могут протекать без анализа результатов деятельности, оценки и самооценки труда учителя, учащихся, родителей, администрации организации образования.

Руководитель школы должен иметь четкое представление о том, как развивается школа, совершенствуется образовательный процесс.

Положение
о внутришкольном контроле


I. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует содержание и порядок проведения внутришкольного контроля администрацией.

1.2. ВШК – главный источник информации для диагностики состояния образовательного процесса, основных результатов деятельности организации образования. Под ВШК понимается проведение членами администрации осуществляемых в порядке руководства наблюдений за соблюдением работниками школы законодательных и иных нормативных правовых актов в области образования РК, министерства, департамента, школы.

Процедурам ВШК предшествует инструктирование должностных лиц по вопросам его проведения.

1.3. Положение о ВШК утверждается педагогическим советом, имеющим право вносить в него изменения и дополнения.

1.4. Цель:

1.5. Задачи:

  • осуществление контроля над исполнением законодательства в области образования;
  • выявление случаев нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, принятие мер по их пресечению;
  • анализ причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
  • анализ и экспертная оценка эффективности результатов деятельности педагогических работников;
  • изучение результатов педагогической деятельности, выявление положительных и отрицательных тенденций в организации образовательного процесса и разработка на этой основе предложений по распространению педагогического опыта и устранению негативных тенденций;
  • анализ результатов реализации приказов и распоряжений по школе;
  • оказание методической помощи педагогическим работникам в процессе контроля.

1.6. Функции:

  • информационно-аналитическая;
  • контрольно-диагностическая;
  • коррективно-регулятивная.

1.7. Директор школы и (или) по его поручению заместители директора или эксперты вправе осуществлять ВШК следующих результатов деятельности работников:

  • соблюдение законодательства РК в области образования;
  • осуществление государственной политики в области образования;
  • использование финансовых и материальных средств в соответствии с нормативами;
  • использование методического обеспечения в образовательном процессе;
  • реализация утвержденных образовательных программ и учебных планов, соблюдение утвержденных учебных графиков;
  • соблюдение устава, правил внутреннего трудового распорядка и иных локальных актов школы;
  • соблюдение порядка проведения промежуточной аттестации обучающихся и текущего контроля успеваемости;
  • своевременность предоставления отдельным категориям обучающихся дополнительных льгот и видов материального обеспечения, предусмотренных законодательством и правовыми актами органов местного самоуправления;
  • работа подразделений организаций общественного питания и медицинских учреждений в целях охраны и укрепления здоровья обучающихся и работников школы;
  • другие вопросы в рамках компетенции директора школы.

1.8. При оценке учителя в ходе ВШК учитываются

  • выполнение государственных программ в полном объеме (прохождение материала, проведение практических работ, контрольных работ, экскурсий и др.);
  • уровень знаний, умений, навыков и развития учащихся;
  • степень самостоятельности учащихся;
  • владение учащимися общеучебными навыками, интеллектуальными умениями;
  • дифференцированный подход к учащимся в процессе обучения;
  • совместная деятельность учителя и ученика;
  • наличие положительного эмоционального микроклимата;
  • умение отбирать содержимое учебного материала (подбор дополнительной литературы, информации, иллюстраций и другого материала, направленного на усвоение учащимися системы знаний);
  • способность к анализу педагогических ситуаций, рефлексии, самостоятельному контролю за результатами педагогической деятельности;
  • умение корректировать свою деятельность;
  • умение обобщать свой опыт;
  • умение составлять и реализовывать план своего развития.

1.9. Методы контроля над деятельностью учителя:

  • анкетирование;
  • тестирование;
  • социальный опрос;
  • мониторинг;
  • наблюдение;
  • изучение документации;
  • изучение самоанализа уроков;
  • беседа о деятельности учащихся;
  • обсуждение результатов учебной деятельности учащихся.

1.10. Методы контроля над результатами учебной деятельности:

  • наблюдение;
  • устный опрос;
  • письменный опрос;
  • письменная проверка знаний (контрольная работа);
  • комбинированная проверка;
  • беседа, анкетирование, тестирование;
  • проверка документации.

1.11. ВШК может осуществляться в виде плановых или оперативных проверок, мониторинга, проведения административных работ.

  • ВШК в виде плановых проверок осуществляется в соответствии с утвержденным планом-графиком, который обеспечивает периодичность и исключает нерациональное дублирование в организации проверок. План представляется членам педагогического коллектива в начале учебного года.
  • ВШК в виде оперативных проверок осуществляется в целях установления фактов нарушений, проверки сведений о нарушениях, указанных в обращениях обучающихся и их родителей или других граждан и организаций, а также в целях урегулирования конфликтных ситуаций в отношениях между участниками образовательного процесса.
  • ВШК в виде мониторинга предусматривает сбор, системный учет, обработку и анализ информации об организации и результатах образовательного процесса для эффективного решения задач управления качеством образования (состояние здоровья обучающихся, организация питания, выполнение режима, исполнительная дисциплина, учебно-методическое обеспечение, диагностика педагогического мастерства и т. д.).
  • ВШК в виде административной работы осуществляется директором школы или его заместителями по учебно-воспитательной работе с целью проверки успешности обучения в рамках текущего контроля успеваемости и с целью промежуточной аттестации обучающихся.

1.12. Виды ВШК:

  • предварительный – предварительное знакомство;
  • текущий – непосредственное наблюдение за учебно-воспитательным процессом;
  • итоговый – изучение результатов работы школы и педагогов за четверть, полугодие, учебный год.

1.13. Формы ВШК:

  • персональный;
  • тематический;
  • классно-обобщающий;
  • комплексный.

1.14. Правила ВШК:

  • ВШК осуществляет директор школы или по его поручению заместители по учебно-воспитательной работе, руководители методических объединений, другие специалисты.
  • В качестве экспертов к участию в ВШК могут привлекаться сторонние (компетентные) организации и отдельные специалисты.
  • Программа контроля определяет вопросы конкретной проверки и должна обеспечить достаточную информированность и сравнимость результатов внутришкольного контроля для подготовки итогового документа по отдельным разделам деятельности школы или должностного лица.
  • Продолжительность тематических или комплексных проверок не должна превышать 5–10 дней с посещением не более 5 уроков, занятий и других мероприятий.
  • Эксперты имеют право запрашивать необходимую информацию, изучать документацию, относящуюся к предмету ВШК.
  • При проведении планового контроля не требуется дополнительного предупреждения учителя, если в месячном плане указаны сроки контроля. В экстренных случаях директор и его заместители по учебно-воспитательной работе могут посещать уроки учителей школы без предварительного предупреждения.
  • При проведении оперативных проверок педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков.
  • В экстренных случаях педагогический работник предупреждается не менее чем за 1 день до посещения уроков (экстренным случаем считается письменная жалоба, на нарушения прав ребенка, законодательства об образовании).

1.15. Основания для ВШК:

1.16. Результаты ВШК оформляются в виде аналитической справки, справки о результатах внутришкольного контроля, доклада о состоянии дел по проверяемому вопросу. Итоговый материал должен содержать констатацию фактов, выводы и при необходимости предложения. Информация о результатах доводится до работников школы в течение 7 дней с момента завершения проверки.

По итогам ВШК в зависимости от его формы, целей и задач, а также с учетом реального положения дел

  • проводятся заседания педагогического или методического советов, производственные совещания, рабочие совещания с педагогическим составом;
  • сделанные замечания и предложения фиксируются в документации согласно номенклатуре дел школы;
  • результаты внутришкольного контроля могут учитываться при проведении аттестации педагогических работников, но не являются основанием для заключения экспертной группы.

1.17. Директор школы по результатам ВШК принимает следующие решения:

  • Издание соответствующего приказа.
  • Обсуждение итоговых материалов внутришкольного контроля коллегиальным органом.
  • Проведение повторного контроля с привлечением определенных специалистов (экспертов).
  • Привлечение к дисциплинарной ответственности должностных лиц.
  • Поощрение работников.
  • Иные решения в пределах своей компетенции.

1.18. О результатах проверки сведений, изложенных в обращениях обучающихся, их родителей, а также в обращениях и запросах других граждан и организаций им сообщается в установленном порядке и в установленные сроки.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


II. Личностно-профессиональный контроль

2.1. Личностно-профессиональный контроль предполагает изучение и анализ педагогической деятельности отдельного учителя.

2.2. В ходе персонального контроля руководитель изучает

  • уровень знаний учителем современных достижений педагогической и психологической науки, профессиональное мастерство учителя;
  • уровень овладения учителем технологиями развивающего обучения, наиболее эффективными формами, методами и приемами обучения;
  • результаты работы учителя и пути их достижения;
  • способы повышения профессиональной квалификации учителя.

2.3. При осуществлении персонального контроля руководитель имеет право

  • знакомиться с документацией в соответствии с функциональными обязанностями, рабочими программами (тематическим планированием, которое составляется учителем на учебный год, рассматривается и утверждается на заседании методического объединения и может корректироваться в процессе работы), поурочными планами, классными журналами, дневниками и тетрадями учащихся, протоколами родительских собраний, планами воспитательной работы, аналитическими материалами учителя;
  • изучать практическую деятельность педагогических работников школы через посещение и анализ уроков, внеклассных мероприятий, занятий кружков, факультативов, секций;
  • проводить экспертизу педагогической деятельности;
  • проводить мониторинг образовательного процесса с последующим анализом полученной информации;
  • организовывать социологические, психологические, педагогические исследования: анкетирование, тестирование учащихся, родителей, учителей;
  • делать выводы и принимать управленческие решения.

2.4. Проверяемый педагогический работник имеет право:

  • знать сроки контроля и критерии оценки его деятельности;
  • знать цель, содержание, виды, формы и методы контроля;
  • своевременно знакомиться с выводами и рекомендациями администрации;
  • обратиться в конфликтную комиссию профкома школы или вышестоящие органы управления образованием при несогласии с результатами контроля.

2.5. По результатам персонального контроля деятельности учителя оформляется справка.

★ ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ, АТТЕСТАЦИЯ ★

Новые правила аттестации педагогических работников
Положение о внутришкольном контроле

К. Я. Грудупс,

заместитель директора по НМР ГУ «Школа-лицей № 1 отдела образования акимата г. Костаная»
Комплексное аналитическое обобщение итогов деятельности аттестуемых на соответствие заявляемой квалификационной категории проводится экспертным советом ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года, который утверждается приказом руководителя организации образования, городского/районного отделов образования, управления образования, государственного органа создается экспертный совет ежегодно до 31 июля или 15 декабря текущего года.

III. Тематический контроль

3.1. Тематический контроль проводится по отдельным проблемам деятельности школы.

3.2. Содержание тематического контроля может включать вопросы индивидуализации, дифференциации, коррекции обучения, устранения перегрузки учащихся, уровня сформированных общеучебных умений и навыков, активизации познавательной деятельности обучающихся и другие вопросы.

3.3. Тематический контроль направлен не только на изучение фактического состояния дел по конкретному вопросу, но и на внедрение в существующую практику технологии развивающего обучения новых форм и методов работы, опыта мастеров педагогического труда.

3.4. Темы контроля определяются в соответствии с Программой развития школы, проблемно ориентированным анализом работы школы по итогам учебного года, основными тенденциями развития образования в городе, регионе, стране.

3.5. Члены педагогического коллектива должны быть ознакомлены с темами, сроками, целями, формами и методами контроля в соответствии с планом работы школы.

3.6. В ходе тематического контроля

  • проводятся тематические исследования (анкетирование, тестирование);
  • осуществляется анализ практической деятельности учителя, классного воспитателя, классного руководителя, руководителей кружков и секций, учащихся, посещения уроков, внеклассных мероприятий.

3.7. Результаты тематического контроля оформляются в виде заключения или справки.

3.8. Педагогический коллектив знакомится с результатами тематического контроля

  • на заседаниях педсоветов;
  • на совещаниях при директоре или заместителях;
  • на заседаниях методических объединений.

3.9. По результатам тематического контроля принимаются меры, направленные на совершенствование учебно-воспитательного процесса и повышение качества знаний, уровня воспитанности и развития учащихся.

3.10. Результаты тематического контроля нескольких педагогов могут быть оформлены одним документом.

IV. Классно-обобщающий контроль

4.1. Классно-обобщающий контроль (далее – КОК) осуществляется в конкретном классе или параллели.

4.2. КОК направлен на получение информации о состоянии образовательного процесса в том или ином классе или параллели.

4.3. В ходе КОК руководитель изучает весь комплекс учебно-воспитательной работы в отдельном классе или классах:

  • деятельность всех учителей-предметников;
  • включение учащихся в познавательную деятельность;
  • привитие интереса к знаниям;
  • стимулирование потребности в самообразовании, самоанализе, самосовершенствовании, самоопределении;
  • сотрудничество учителя и учащихся;
  • социально-психологический климат в классном коллективе.

4.4. Классы для проведения КОК определяются по результатам проблемно ориентированного анализа по итогам учебного года, полугодия или четверти.

4.5. Продолжительность КОК определятся необходимой глубиной изучения состояния дел в соответствии с выявленными проблемами.

4.6. Члены педагогического коллектива предварительно знакомятся с объектами, сроком, целями, формами и методами КОК в соответствии с планом работы школы.

4.7. По результатам классно-обобщающего контроля проводятся мини-педсоветы, совещания при директоре или его заместителях, классные часы, родительские собрания.

Источник: журнал «Методист организации образования» № 7-2015

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться