text
MCFR.KZ Образование

Волшебные звуки домбры

  • 11 июля 2018
  • 780
Волшебные звуки домбры
Волшебные звуки домбры

Интегрированное занятие.

Цель:
  • Продолжить знакомство детей с музыкальным наследием казахского народа; познакомить их с легендой и кюем «Аксак кулан»; на основе легенды раскрыть значение домбры в жизни народа; закрепить знания о строении домбры.
  • Развивать фонематический и музыкальный слух, воображение, устойчивость внимания, долговременную память, эмоциональную отзывчивость, координацию движений; развивать умение высказывать свое мнение о прослушанном произведении, различать и сравнивать произведения по характеру музыки.
  • Воспитывать интерес к народным инструментам, уважение и ценностное отношение к народной музыке.

Предварительная работа

  • Рассматривание различных видов домбры, слушание их звучания в аудиозаписи.
  • Встреча с исполнителем, слушание живой музыки.
  • Просмотр видеофильма «Золотые руки мастера».
  • Разучивание песенки «Домбра сазы» И. Нусипбаева.
  • Разучивание музыкальной игры «Заиграла домбра» и стихотворений о домбре.
  • Придумывание детьми загадок о домбре.
  • Слушание кюя «Аксак кулан» Курмангазы Сагырбаева.
  • Проведение дидактических игр «Узнай по голосу», «Покажи нужную карточку».

Материал к занятию: иллюстрации к легенде «Аксак кулан», аудиозаписи произведений «Аксак кулан» и «Сарыарка» К. Сагырбаева, домбра, красные и зеленые карточки по числу детей (для дидактической игры «Подбери цвет»).

Ход занятия

Дети под фонограмму («Балбырауын» К. Сагырбаева) заходят в зал, садятся на стульчики.

Музыкальный руководитель (далее – МР). Ребята, я рада вновь видеть вас под нашим музыкальным шаныраком. Сегодня нас ждет много интересного и волшебного. Я знаю, что вы любите слушать музыку. Поэтому к нам в гости пришел инструмент, а какой – вы узнаете, если отгадаете загадку.

В оркестре нашем все подряд

Я инструменты слушать рад.

А этот уникальный имеет две струны,

На нем играют кюи, всем нравятся они.

Как называется этот музыкальный инструмент?

Дети. Домбра.

МР. Правильно. Домбра – любимый музыкальный инструмент казахского народа. Ребята, а что вы знаете о ней, расскажите.

Дети. – Домбра – самый распространенный казахский инструмент.

– Домбру можно было встретить в любой юрте.

– Она относилась к числу самых необходимых предметов в жизни казахского народа.

– Күйші-домбристов очень уважали, их приглашали на праздники, сажали на самое почетное место.

– На домбре исполняют кюи.

МР. Ребята, посмотрите на домбру. Давайте расскажем о ее строении. Гриф – мойыны; ушки – құлақтары; струны – ішектері; струнодержатель – тиегі; лады – пернелері, отверстие – дека.

А откуда появилась дека? Не знаете? Послушайте легенду, которая называется «Ақсақ Құлан».

Легенда «Аксак кулан»

В далекие времена в бескрайних казахских степях жил музыкант по имени Кербуга. Он сочинял прекрасные мелодии и искусно исполнял их на домбре.

Но однажды на землю казахов налетели, как саранча, бесчисленные орды (войска) Чингисхана, превращая в пепел белые города, разоряя аулы, убивая тех, кто сопротивлялся.

Был у Чингисхана сын Жошы, как две капли воды походил он на своего отца. Любимым занятием Жошы была охота. В то время в казахских степях водилось много золотистых куланов – диких коней. Быстры, как ветры, были те куланы. Но стрелы, пущенные кровожадным Жошы, оказывались быстрее. Повсюду достигали они бедных животных. А ханский сын забавлялся, истребляя куланов.

Однажды Жошы заметил Аксак кулана (хромого кулана), рядом с которым пасся куланенок. Предвидя легкую добычу, ханский сын погнался за ними. Быстро бежал хромой кулан, но куланенок едва поспевал за ним, и стрела настигла куланенка и поразила его насмерть. Как вихрь налетел Аксак кулан на ханского сына и выбил его из седла. Это была последняя охота Жошы.

Долго ждал Чингисхан своего сына, но он не возвращался. И послал тогда хан своих слуг на розыски, сказав им грозно: «Если кто-нибудь осмелится принести мне плохую весть, я залью ему глотку свинцом». Слуги хана долго бродили по бездорожной степи в поисках Жошы и уже было совсем отчаялись, как вдруг увидели его бездыханное тело. Испугалась ханская свита. Что теперь делать? Никто не решался явиться к хану с черной вестью.

И тут вдруг донеслись звуки печальной мелодии. Это домбрист Кербуга оплакивал горькую участь своего народа. Обрадовались ханские слуги! Вот кто их спасет! И приказали они Кербуге под страхом пытки рассказать Чингисхану о смерти его сына.

Кербуга, зная, что хан обещал расправиться с черным вестником, молчал. Грозный хан ждал. И тут заиграла домбыра Кербуги. Она рассказала о злодеяниях хана, о страданиях народа, о том, как ханский сын расплатился за отцовскую жестокость.

И понял Чингисхан, что потерял сына.

В гневе хан прокричал: «Как кулан, потерявший жеребенка, я лишился сына. Залейте ему глотку свинцом!»

– О великий хан, в чем моя вина? Разве я сказал хоть слово? – возмутился Кербуга.

Призадумался хан: ведь он не может не сдержать своего слова. Приказал тогда хан казнить домбру, и палач залил ее расплавленным свинцом, чтобы она замолчала навеки.

С тех пор живет в народе легенда о быстром, как ветер, Аксак кулане и о домбре, которая хоть и жестоко пострадала за правду, но продолжает в своей песне славить любовь к свободе.

Сейчас я вам расскажу о содержании произведения, а затем мы послушаем кюй «Аксак кулан» в исполнении современного кюйши народного артиста Республики Казахстан Кошкарбека Тасбергенова.

В начале произведения домбрист искусно изображает скачку коня. Хан волнуется, думая, что его любимый сын вот-вот подъедет к дому. Но в это время домбрист переходит к зловещей теме рока, которая проходит во втором голосе: домбра плачет, рыдает. Надежда сменяется тяжелым предчувствием. Домбрист играет песню радости ханского сына, увидевшего табун куланов, затем изображает свист сорей, прорезающих воздух, топот скачущих куланов. Вот домбрист дошел до кульминации кюя – домбра теперь издает звук, похожий на крик отчаяния, на предсмертный вздох человека. Затем кюйши возвратился к первоначальной теме рока, которая теперь звучит тихой печалью и заканчивается на чуть слышных нотах, рисуя перед мысленным взором хана жалобу уходящей от мира души…

Вот так домбра рассказала о том, что произошло с сыном хана. А дырочка-дека сделала звучание домбры еще громче и красивее.

Теперь давайте распоемся и подвигаемся. Попевка «Заиграла домбра».

Дидактическая игра «Узнай по фрагменту»

Ребята, прослушайте фрагмент одного знакомого вам музыкального произведения и назовите имя автора и название самого произведения. (Звучит кюй «Сарыарка» К. Сагырбаева).

Дети. – Это кюй народного композитора Курмангазы.

 – Музыкальное произведение называется «Сарыарка».

МР. Молодцы ребята. Скажите, какой характер у этого произведения?

Дети. – Веселый, радостный, бодрый, задорный.

 – Она полна энергии и радостного возбуждения.

МР. А теперь давайте сравним кюи «Сарыарка» и «Аксак кулан». Если «Сарыарка» веселый, то «Аксак кулан» – какой?

Дети. Кюй «Аксак кулан» тревожный и печальный.

Дидактическая игра «Подбери цвет»

МР. Сейчас я вам раздам по две карточки: красную и зеленую. Какое музыкальное произведение вы бы обозначили красным?

Дети. Красным цветом обозначим кюй «Аксак кулан», потому что он тревожный и печальный.

МР. А какое произведение зеленым цветом?

Дети. Зеленым цветом обозначим кюй «Сарыарка», потому что он веселый и жизнерадостный.

МР. Теперь внимательно слушайте отрывки и показывайте нужную карточку.

Дети слушают отрывки из произведений и показывают соответствующие карточки.

МР. Наше занятие было посвящено любимому музыкальному инструменту казахского народа – домбре. В заключение нашей встречи предлагаю исполнить песню «Домбыра сазы» (музыка И. Нусипбаева, слова Х. Талғарова).

Источник: журнал «Справочник музыкального руководителя» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегестрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают статьи с закрытых материалов
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты