MCFR.KZ Образование

Инклюзивное образование

  • 23 января 2019
  • 500
Инклюзивное образование
Решение проблемы детей с ограниченными возможностями – это инклюзивное образование.

Решение проблемы детей с ограниченными возможностями – это инклюзивное образование

Читайте также эту статью на казахском языке

Инклюзивное образование

Интеграция «особенных» детей в организации образования – закономерный этап развития системы специального образования. Вызвана она причинами различного характера, которые можно обозначить как социальный заказ, достигший определенного уровня экономического, культурного, правового развития общества и государства.

Этап этот связан с переосмыслением отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием своей обязанности обеспечить таким людям равные возможности в разных областях жизни, включая образование.

Решение проблемы детей с ограниченными возможностями (далее – ОВ) – программа для инклюзивного обучения.

Инклюзивное образование – процесс развития общего образования, который подразумевает доступность для всех, в плане приспособления к различным нуждам, что обеспечивает доступ к обучению для детей с особыми потребностями. Оно дает возможность всем учащимся в полном объеме участвовать в жизни коллектива детского сада, школы, института, в дошкольной и школьной жизни.

Создание доступных школ и совместное обучение («включенное» или «инклюзивное» образование) способствуют социальной адаптации детей с ОВ, их самостоятельности и независимости и изменяет общественное мнение, формирует отношение к ним как к полноценным гражданам общества.

При таком подходе к образованию делается акцент на адаптацию (приспособление) образовательной среды к ребенку, а не наоборот. Создаются условия, при которых обучение становится комфортным.

«Actualis: Образование»

42


Гостевых доступов осталось сегодня на электронную систему «Actualis: Образование»


Включающее образование базируется на следующих принципах:            

  • Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
  • Каждый способен чувствовать и думать.
  • Любой имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
  • Все люди нуждаются друг в друге.
  • Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
  • Дети нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
  • Для всех обучающихся достижение прогресса может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
  • Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

Опыт инклюзивного образования выявил сложности и ряд вопросов, которые касаются проблем ребенка, его семьи и того, кто рядом с ним. Для их решения необходимо учитывать различные аспекты.

★ КОРРЕКЦИОННАЯ ПЕДАГОГИКА ★

Рабочая учебная программа по дисциплине «Коррекционный курс»
Инклюзивное образование

Ю. В. Антипина

педагог-психолог КГКП «Костанайский колледж бытсервиса», г. Костанай

Программа подготовлена в соответствии:

  • с пп. 3) п. 2 ст. 6 Закона РК от 27.07.2007 г. «Об образовании», в целях реализации единой политики по вопросам организации обучения в группах для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и для детей с задержкой психического развития;
  • с методическими рекомендациями об организации работы в коррекционных группах в учебных заведениях технического и профессионального образования и моделью учебного плана специальной общеобразовательной программы профессиональной подготовки

Индивидуальная траектория развития ребенка

(период дошкольного детства)

Особенности истории развития ребенка:

  • наследственные заболевания;
  • степень тяжести первичного дефекта;
  • наличие вторичных отклонений;
  • сопутствующие диагнозы;
  • отягощающие факторы (стрессогенные ситуации).

Особенности семьи, воспитывающей ребенка-инвалида:

  • социальный статус;
  • стиль отношений;
  • отношение родных к проблемам ребенка и принятия самого факта нарушения в развитии;
  • раннее выявление отклонений в развитии и психолого-педагогическое сопровождение семьи.

Эти дети требуют особого подхода, ориентированного на личность, его индивидуальные особенности. Независимо от проблем со здоровьем им необходимо дать хорошее образование, научить жить и работать в современном обществе наравне со здоровыми людьми.

Принципы формирования программы обучения:

  • подходит для всех;
  • приспособлена к широкому кругу возможностей ученика;
  • способ выразить принятие и уважение индивидуальных особенностей обучения;
  • применимость ко всем составным частям программы и привычному укладу в классе;
  • внимание и забота работников, вовлеченных в процесс обучения;
  • повышение успешности ученика.

Для создания комфортных условий детям с ОВ в общеобразовательной школе важными являются психологическая обстановка в коллективе и доброжелательные отношения сверстников и взрослых. Методологической базой включения является принцип равных прав и возможностей получения образования. При этом интеграция выступает в двух формах:

  • социальная предполагает адаптацию ребенка с ОВ в общую систему социальных отношений и взаимодействий, прежде всего в рамках той образовательной среды, в которую он интегрируется.
  • педагогическая (учебная) – формирование у детей способности к усвоению учебного материала, определяемого общеобразовательной программой.

Правила функционирования школы

  • Ученики равны в школьном сообществе.
  • Все имеют равный доступ к процессу обучения в течение дня.
  • У всех учащихся должны быть равные возможности для установления и развития важных социальных связей.
  • Планирование и проведение эффективного обучения.
  • Педагоги и специалисты обучены стратегиям и процедурам, облегчающим процесс включения, т. е. социальную интеграцию среди сверстников.
  • Программа учитывает потребности каждого ученика.
  • Семья активно участвует в жизни школы.

Факторы, препятствующие инклюзиву:

  • пробелы в законодательной базе, а также в системе социальной поддержки детям с ОВ;
  • отсутствие образовательных государственных программ;
  • слабое финансирование;
  • недостаточность необходимого материально-технического обеспечения образовательных организаций (адаптированные учебные столы для детей с детским церебральным параличом, учебники с крупным шрифтом для слабовидящих детей и т. п.);
  • острый дефицит квалифицированных кадров: коррекционных педагогов (педагогов-дефектологов), специальных психологов, воспитателей и социальных педагогов.

Результат

  • Возможность для значимого, активного и постоянного участия во всех мероприятиях общеобразовательного процесса.
  • Адаптация ненавязчива и не содействует выработке стереотипов.
  • Мероприятия направлены на включение ученика, но достаточно сложны для него.
  • Индивидуальная помощь не отделяет и не изолирует ученика.
  • Педагоги общего и специального преподавания делят обязанности в планировании и проведении уроков.
  • Существуют процедуры оценки эффективности.

Инклюзивное образование помогает предотвратить дискриминацию и поддерживает детей с особыми потребностями в их праве быть равноправными членами своих сообществ и общества в целом.

Источник: журнал "Справочник классного руководителя

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться