MCFR.KZ Образование

Принципы успешного руководства школой

  • 6 марта 2019
  • 169
Принципы успешного руководства школой
Принципы успешного руководства школой

Основные принципы, обеспечивающие успешное руководство школой

Читайте также эту статью на казахском языке

Качества руководителя можно условно разделить на 2 группы:

  • деловые, профессиональные качества, используемые методы и приемы управленческой деятельности;
  • интеллектуальные и личностные качества: знания, способности, интеллект, эмоционально-волевая сфера, характер. Эта группа качеств обладает особенностями: является фундаментом, на котором строится профессиональная, управленческая компетентность руководителя; она гораздо труднее, чем первая, поддается коррекции: изменить стиль мышления или характер несравненно сложнее, чум усвоить методику принятия решений или технологию управления.

Одно из основных психологических качеств руководителя – его мышление.

В процессе практической деятельности руководитель должен уметь мыслить

  • проблемно и перспективно, заранее определяя возможные трудности и способы их преодоления;
  • системно, охватывая все стороны дела и влияющие факторы;
  • практически и обоснованно, отличая действительные факторы от субъективных мнений;
  • консервативно, нешаблонно, сочетая преимущества накопленного опыта с оригинальными, новаторскими методами руководства;
  • оперативно, т. е. быстро реагируя на изменения обстановки, самостоятельно принимая наиболее рациональные решения;
  • последовательно и целеустремленно, добиваясь поставленной цели;
  • самокритично, проявляя способность трезво оценивать свои действия, максимально использовать положительный опыт других, совершенствовать профессиональные знания и навыки.

Лидер – это человек, за которым идут не в силу формального подчинения или из-за страха перед начальством, а потому, что он обладает способностями и умением превращать организуемые им дела в интересные и привлекательные для других.

Основные принципы, обеспечивающие успешное руководство школой

  • Руководство школы находится на 2-м месте после учителя в процессе обучения школьников, тесно связано с учениками, во главу угла ставится качественное обучение. Ученые проанализировали и пришли к выводу: руководство на 5–7 % влияет на исход качества обучения. Также исследования показали, что если улучшается качество работы директора школы, то в 10 раз улучшается качество обучения.
  • Практически все успешные руководители используют одни и те же базовые практики (программы) руководства. Существует 2 утверждения:
  • «Центральная задача руководства – улучшение качества работы персонала».
  • «Работа каждого учителя зависит от убеждения, мотивации, знания, умения, условий труда».

Практики руководства:

  • разработка направлений работы и выстраивание идей – концепции развития (цели, стратегии);
  • понимание и развитие учителей – профессионализм, повышение квалификации, распространение опыта;
  • переустройство организации в соответствии с целями и задачами;
  • управление программой обучения и преподавания, профессиональный рост коллектива.

Хорошее управление зависит от того, как он умело владеет этими четырьмя практиками.

  • Применение базовых практик руководства – демонстрируют понимание и отзывчивость, а не диктаторство. Разница между успешными и неуспешными руководителями заключается в применении этих практик, принимая во внимание особенности школы.
  • Улучшает качество обучения косвенно и наиболее эффективно путем мотивации учителей, их самоотдачи и улучшения условий труда.
  • Функционирует посредством равномерного распределения обязанностей между коллективом.
  • Не все виды руководства эффективны.
  • Личные качества влияют на эффективность руководства: готовность учиться у других, открытость, гибкость в образе мышления, убеждениях, внедрение своего стиля обучения.

Руководитель должен

  • улучшать достижения учащихся на всех уровнях и стадиях;
  • продвигать справедливость, объективность (распространение программы равенства отличных результатов);
  • создавать и поддерживать хорошие условия труда для учителей и школы, при которых качество преподавания и обучения улучшатся;
  • работать с сообществом (со всеми, с кем сотрудничает школа);
  •  вносить свой вклад в развитие системы образования XXI века на местном, национальном и международном уровнях.

Требования, предъявляемые к директорам школ:

  • стремиться к цели вместе с коллективом;
  • знание и понимание (понимание учебного процесса, психологии детей, знание всех нововведений, своего дела);
  • личные качества и качества межличностного общения (умение вести переговоры, коммуницироваться с учащимися), видеть проблему, идентифицировать, найти выход из сложившейся ситуации.

ОРГАНИЗАЦИЯ И УПРАВЛЕНИЕ

Внутришкольный контроль в условиях обновления содержания образования
Принципы успешного руководства школой
О. В. Побирская научно-методический руководитель ОСШ № 25, г. Актобе
Принципы успешного руководства школой
Ж. З. Дошниязова заместитель директора по учебной работе

Внутришкольный контроль – основной компонент педагогического менеджмента, ведущая функция управления, призванная выполнять роль обратной связи между подсистемами организации образования (далее – ОО).

Контрольная функция является неотъемлемой частью управленческой деятельности, так как информация, полученная в ходе контроля, является основой для принятия управленческих решений. Общеизвестно, что внутришкольный контроль (далее – ВШК) планируется на основе анализа работы школы, затрагивает выявленные проблемы, инновационные процессы, направлен на изучение методического мастерства учителей, оказание им своевременной помощи. Все мероприятия по осуществлению контроля распределяются между членами администрации, устанавливаются сроки, создается приказ об осуществлении контроля, составляется алгоритм проверки. После проверки пишется справка, приказ по ее результатам, подводятся итоги на совете при директоре, завуче, наиболее значимые рассматриваются на научно-методическом или педагогическом советах.

Стили руководства

Авторитарный стиль – указания даются руководителем по-деловому, кратко, прямо и открыто, характерен лаконичный командный язык, зачастую, неприветливый тон, похвала и порицания субъективны. Руководитель находится «над группой».

Мероприятия планируются заранее, обычно указываются только предстоящие действия, перспектива педагогам неизвестна, мнение руководителя – решающее.

Педагогический коллектив боится проявлять инициативу, так как она может быть наказуема. В этих условиях у педагогов нет возможности раскрыть свои организаторские, лидерские способности. Внешне создается впечатление порядка, но педагогический коллектив находится в эмоциональном напряжении.

Либеральный стиль – конвенциальный тон, отсутствие похвалы, порицаний, предложений, запреты или распоряжения не высказываются, а заменяются присутствием, сотрудничество отсутствует, позиция руководителя – вне группы. По содержанию, руководитель не дает словесных указаний и предложений, воздействует лишь своим присутствием, работа складывается из отдельных интересов. Если руководитель отсутствует, педагоги стремятся заняться своими делами или уйти с работы, так как не заинтересованы в конечном результате совместной деятельности. В таких педагогических коллективах существуют мини-группы, которые существуют автономно, от чего страдают интересы дела. Либеральный стиль деятельности называют также попустительским.

Демократический стиль – все мероприятия облекаются в форму предложений, высказанные доброжелательным тоном, похвала и порицания высказываются с учетом мнения подчиненных, запреты делаются в форме предложения и дискуссии. Имеет место совместная деятельность, позиция руководителя – «в группе». По содержанию, большинство мероприятий планируется и обсуждается, за их реализацию отвечают все участники, руководитель не пытается использовать решающее влияние своего голоса. Педагогический коллектив заинтересован в совместном результате деятельности, в коллективе преобладает инициатива, формируется сознательное отношение к работе. В таком педагогическом коллективе низкая текучесть кадров, у педагогов есть возможность реализовать свои способности.

Один из наиболее эффективных стилей управления на современном этапе – коучинг – разговор, помогающий человеку понять и осознать свою цель и шаги для ее достижения. Эффект от такого разговора продолжителен, поскольку такое понимание и осознание рождается человеком самостоятельно в результате подобных бесед.

Использование коучинга в управлении предполагает проведение коуч-сессий, формальных или неформальных, направленных на повышение эффективности сотрудников непосредственно на рабочем месте, в процессе обычной рабочей деятельности.

Руководитель в результате проведенного им коучинга может быть уверен в том, что сотрудник правильно уяснил поставленную перед ним задачу, обеспечен всем необходимым для ее решения и, что очень важно, принял на себя ответственность за решение задачи. Это дает возможность заниматься своими непосредственными обязанностями вместо того, чтобы постоянно контролировать ход работ, а иногда и того хуже – переделывать выполненную работу самостоятельно и в будущем менее делегировать полномочия, беря все задачи на себя.

Сотрудникам это позволит не только выполнить поставленную перед ними задачу в полном объеме и в установленный срок, но и открыть в себе потенциал для решения подобных задач в будущем, а также получить от самой работы удовлетворение.

Лидер – это человек с представительскими склонностями и способностями, выразитель общих для коллектива позиций. Именно поэтому люди объединяются вокруг него и идут за ним даже тогда, когда поднимаемые им вопросы непосредственно не затрагивают их личные интересы. Человек становится действительным лидером не только потому, что он способен и склонен выражать интересы людей.

Источник: журнал «Справочник руководителя образовательного учреждения» 

Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Статьи по теме в журнале «MCFR.KZ Образование»

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

ЗАПИСАТЬСЯ

Самое выгодное предложение

Самое выгодное предложение

Воспользуйтесь самым выгодным предложением на подписку

ПОДРОБНЕЕ
Мы в соцсетях
Мы еще не знакомы?

Давайте познакомимся!
Пользователи, которые зарегистрированы на сайте, имеют ряд преимуществ:

  • Читают закрытые материалы
  • Первыми узнают последние новости
  • Пользуются всеми возможностями сервисов  
У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
ИЛИ АВТОРИЗУЙТЕСЬ ЧЕРЕЗ СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ
ЗАРЕГИСТРИРОВАТЬСЯ
Внимание!

Для скачивания файла необходима регистрация или авторизация

У меня есть пароль
напомнить
Пароль отправлен на почту
Ввести
Введите эл. почту или логин
Неверный логин или пароль
Неверный пароль
Введите пароль
Я тут впервые
Это займет не больше 1 минуты
Зарегистрироваться