Ученик не должен оставаться пассивным получателем знаний

1172
В новой модели среднего школьного образования во главу угла ставится развитие навыков самостоятельного поиска информации, критического анализа, оценки и функциональной грамотности учащихся.

    Об этом в ходе пленарного заседания Республиканского августовского педагогического совещания сказал министр образования и науки РК Аслан Саринжипов.

 Он отметил, что в новой модели среднего школьного образования, которая будет внедряться в казахстанских школах, во главу угла ставится развитие навыков самостоятельного поиска информации, критического анализа, оценки и функциональной грамотности учащихся.

     В Электронной системе «ACTUALIS: Образование» вы найдете интересный материал о методах и приемах технологии развития критического мышления учащихся.

 Организатор-авангард – краткая беседа или лекция, желательно проиллюстрированная фотографиями или рисунками, в которой преподаватель дает краткий обзор темы, вводит ключевые термины и проясняет, чем группа будет заниматься на данном уроке. 

 Цель организатора-авангарда состоит в том, чтобы обучающиеся вспомнили знания, полученные по данной теме ранее и подготовились к тому, чтобы перестроить эти предшествующие знания или добавить к ним новые.

 Фокусирующие вопросы – начать занятие с вопросов, которые устанавливают связь между тем, что ученики уже знают, и тем, что им предстоит узнать на данном занятии. Вопросы могут ставиться в форме больших проблем или даже тайн, которые надо решить или разгадать, или анекдотов, сопровождаемых интригующими вопросами.

       Фокусирующие вопросы срабатывают наиболее эффективно, когда они ставятся на довольно высоком уровне обобщения.

 Обдумайте. Разбейтесь на пары. Обменяйтесь мнениями – коллективная учебная деятельность, при которой учитель предлагает «открытый» вопрос, записанный на классной доске. Отводится две минуты на то, чтобы ответить на него индивидуально (часто в письменной форме). Затем учащиеся поворачиваются друг к другу и делятся своими ответами с партнером. Затем учитель предлагает двум или трем парам поделиться своими ответами со всем классом, после чего они переходят к работе над новым материалом. Каждый ученик активен, у него есть стимул думать о материале и обсуждать его с товарищами.

 Спутник ожиданий – вопросы с короткими ответами (верными или неверными), которые выявляют важные аспекты темы. Ученики индивидуально или в парах отвечают перед тем как начнется главная часть занятия. В конце занятия они возвращаются к этим вопросам, чтобы проверить, изменилась ли их точка зрения и сам подход к решению.

 Парная мозговая атака – составление списка фактов, которые ученики знают или думают, что знают, по теме занятия. После двух минут индивидуальной работы они поворачиваются друг к другу и объединяют свои списки.

 Свободное письмо – альтернатива для приема «мозговая атака». Отдельных учеников можно попросить заняться «свободным письмом»: в пределах установленного времени они пишут всё, что приходит на ум по теме. Они должны писать без установки и без всякого саморедактирования. После занятия можно предложить им выполнить это задание снова.

 Графические организаторы – визуальные приемы для пространственной организации идей: диаграммы причин и следствий, хронологические таблицы, кластеры, диаграммы-древа, диаграммы Венна, диаграммы «двойной пузырь», Т-диаграммы и М-диаграммы используются, чтобы помочь ученикам следить за предлагаемой информацией.

 Продвинутая лекции – начинается с деятельности на стадии вызова, чтобы учащиеся определили свои собственные цели для прослушивания лекции. Среди таких действий могут быть «Обдумайте. Разбейтесь на пары. Обменяйтесь мнениями», «Парная мозговая атака» или «Спутник ожидания».

     Кульминация продвинутой лекции достигает высшей точки, когда применяется вид деятельности, связанный с ответами на вопросы, типа свободного письма или заключительной части «Спутник ожидания». Продвинутая лекция является хорошим способом стимулировать активное обучение.

 Взаимообучение – кооперативная деятельность, осуществляемая в малых группах, в которых преподаватель сначала демонстрирует роли, которые выполняют активный ученик и преподаватель, а затем предлагает ученикам поочередно принять на себя эти функции. Участники процесса принимают на себя ту или иную роль после того как раздел текста прочитан:

     ˗          ученик, выполняющий роль лидера группы, суммирует то, что было сказано;

     ˗         лидер формирует два или три вдумчивых вопроса по содержанию;

     ˗         разъясняет любые трудные части текста; предсказывает то, что может затем произойти в тексте.

 Спросите автора – занятие начинается с того, что учитель, перефразируя известную жалобу Сократа о письменной речи, говорит, что письменные тексты не всегда ясны, и что неумение читателя в них разобраться может быть дефектом текста. Напоминает ученикам, что, столкнувшись с неясной устной речью, они вправе потребовать от говорящего более подробных объяснений. Когда же они сталкиваются с письменным текстом, могут требовать объяснений, только давать объяснения в этом случае придется им самим или их одноклассникам. Чтобы побудить учеников требовать разъяснений, преподаватели могут использовать следующие вопросы:

     ·         «О чем, по вашему мнению, говорит здесь автор?»

     ·         «Как мы могли бы выразить это яснее?»

     ·         «Что необходимо знать заранее, чтобы понять то, что мы только что читали?»

     ·         «Куда, по вашему предположению, приведет аргументация автора?»

        Использование этого приема в работе группы побуждает учеников научиться читать активно. Учитель может помочь ученикам овладеть определенной линией презентации материала или аргументации.

 Чтение. Суммирование в парах – ученики делятся на пары и читают текст. Они поочередно читают разделы текста вслух или про себя, затем один суммирует то, что там сказано, а другой задает исследовательские вопросы по тексту, на которые оба пытаются ответить, после чего они меняются ролями и читают следующий раздел текста.

 Двойной дневник – способ подтолкнуть отдельных учеников, читать внимательно и связывать то, что они читают с вопросами и проблемами, которые их волнуют. Они особенно полезны, когда ученики читают достаточно длинные тексты не во время занятий, а дома. Читая текст, ученики должны прерываться и делать записи в двойных дневниках.

 Источник: Электронная система «ACTUALIS: Образование» 



Подписка на статьи

Чтобы не пропустить ни одной важной или интересной статьи, подпишитесь на рассылку. Это бесплатно.

Участвуй в наших семинарах

Школа

Проверь свои знания и приобрети новые

Записаться

Живое общение с редакцией

ЭЛЕКТРОННАЯ СИСТЕМА "ACTUALIS: Образование"

Частые вопросы:

Более подробную информацию ищите в системе.

перейти в систему

Опрос

Нравится ли Вам наш новый сайт?

  • Да 71.43%
  • Нет 28.57%
  • Мне без разницы 0%
Другие опросы

Рассылка






© 2007–2016  «Образование  МЦФЭР - Казахстан» 

Все права защищены. Полное или частичное копирование любых материалов сайта возможно только с письменного разрешения редакции  «Образование МЦФЭР - Казахстан». Нарушение авторских прав влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством РК.

По вопросам подписки обращайтесь:        +7 (727) 323-62-12, 323-62-13

По вопросам клиентской поддержки тел.: +7 (727) 237-77-04


  • Мы в соцсетях
×

Подпишись на наши новости

Все самое интересное и полезное! Будь в курсе событий сферы образования! Участвуй в наших семинарах и вебинарах!